00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
4 мин
Ежедневные новости
10:00
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 11:00
11:01
4 мин
Ежедневные новости
12:00
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
4 мин
Ежедневные новости
14:01
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
4 мин
Көз мончок
“Сабаттуу сүйлөө – келечектеги ийгиликтин ачкычы”. Так жана кооз сүйлөө адамдын жашоосунда канчалык маанилүү?
15:07
47 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
5 мин
Таберик
СССРдин эл артисти Болот Миңжылкыев классикалык музыка доору 2 бөлүк
17:05
24 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Майып балдар үчүн кандай жайкы эс алуу программалары уюштурулууда
17:33
26 мин
Ежедневные новости
18:01
5 мин
Ежедневные новости
06:00
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 07:00
07:00
4 мин
Күн башат
Тарыхы бир кыргыз-орус мамилелери ушул күнгө чейин кандай чагылдырылып келген? Окумуштуулар менен маек
07:05
48 мин
Ежедневные новости
08:00
4 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
4 мин
Күн башат
Эне жана баланын өлүмүнүн себептери эмнеде? Эне жана баланы коргоо улуттук борборунун директору менен маек
09:05
46 мин
Ежедневные новости
12:01
4 мин
Будь в курсе
12:05
40 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Көйгөйү көп Ботаникалык бак. Реконструкция эмне берди?
13:04
25 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Кимдер үчүн үчүн күнгө күйгөн өтө кооптуу? Күн нурунун ден соолукка тийгизген таасири
13:34
26 мин
Ежедневные новости
14:01
2 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ачык кеп
Креативдүү индустрия паркынын резиденттери үчүн кандай жеңилдиктер каралган?
15:05
42 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Экономикалык панорама
Демографиянын экономикага таасири кандай? Кыргызстан үчүн ЕЭАБ рыногунун мааниси
17:04
40 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Тема дня
18:05
43 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
4 мин
Стимул
Аэропорт. Шашкан эл. Каттамдарды айткан үн. Дүйнөдөгү эң кыймылдуу аэропорттордун биринде иштөө үчүн кандай талаптарга жооп бериш керек?
19:05
44 мин
On air
19:56
4 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Ачык кеп
Креативдүү индустрия паркынын резиденттери үчүн кандай жеңилдиктер каралган?
23:04
42 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

Если бы маршрутки стали государственными — мы подсчитали выгоды бюджета

© Sputnik / Табылды КадырбековРабота общественного транспорта в Бишкеке
Работа общественного транспорта в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Как вы поступили бы, если б вам дали 163,2 миллиона сомов и предложили развивать какой-нибудь регион страны. Вы бы удивились — кто просто так даст такие деньги? Тогда вам стоит почитать этот материал-расследование.

В начале апреля в Бишкеке не вышли на линии водители маршрутных такси, предъявившие властям несколько требований

Из-за этого бишкекчане опоздали на работу, в городе образовался транспортный коллапс. С этим ничего нельзя было поделать, ведь водители маршруток работают в частных компаниях. Обеспокоенные люди говорили, что надо увеличивать количество автобусов и троллейбусов или все компании, в которых работают маршрутки, перевести на баланс государства. 

В связи с этим агентство Sputnik Кыргызстан постаралось разобраться, что будет, если все маршрутные такси перевести на баланс государства, и сколько они смогут принести прибыли в бюджет республики.

По мнению бывшего бригадира компании-перевозчика Кыялбека Дуйшоналиева, если государство возьмет под контроль микроавтобусы, то это будет полезно всем, в том числе водителям и властям.

"Сейчас частные предприниматели зарабатывают за счет простых водителей, не выходя из дома. Я работал в этой сфере около восьми лет, бригадиром — один год. Поднял на ноги маршрут, не приносящий прибыли, довел количество маршруток до тридцати. Однажды меня позвал директор. Он предложил собирать деньги с водителей, которые хотят работать на маршруте. Я не согласился, и он меня уволил, взяв вместо меня другого человека. Затем они стали требовать с каждого водителя по 300 долларов "входных", — рассказал Дуйшоналиев.

Когда он захотел открыть новую фирму, оказалось, что городскому управлению транспорта для получения схемы маршрута нужна "некоторая сумма денег".

Мужчина держит кулек из денег с монетами. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кто управляет маршруточным бизнесом в Бишкеке — список компаний
"Некоторые водители оплачивают патент в своих фирмах. Неизвестно, сколько те в свою очередь платят государству. Если власти возьмут дело под контроль, то эти деньги будут поступать в казну государства. Водителям станет легче. Если бы создали специальную автобазу, то водители пошли бы туда и в одном месте дешево и качественно ремонтировали бы свои машины", — сказал Дуйшоналиев.

Предложение о передаче маршрутных такси под контроль государства поддерживает и водитель Ренат Раимбеков.

"Если бы предложили подчиняться государству, согласились бы с удовольствием. Думаю, и дорожные инспекторы перестали бы придираться к нам. Каждый водитель ежемесячно платит фирме за патент, в Соцфонд и прочее. На это уходит более 6 000 сомов. Кроме этого, есть ежегодная страховка, лицензия. Если машина сломается, много денег уходит на ремонт", — рассказал Раимбеков.

По информации мэрии, в столице работает 41 фирма, которые насчитывают 4 000 маршруток. Каждый день на 122 маршрутах работают 2 700 бусов. А у государства есть 287 троллейбусов и автобусов. На учете в налоговой инспекции числятся 39 фирм, патенты получили 3 400 водителей.

Забастовка водителей маршруток в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Сколько нужно автобусов Бишкеку, чтобы не зависеть от маршруток
Сначала мы подсчитали расходы одного водителя маршрутки за месяц и за год. Для непрерывной работы он платит своей компании за патент, места в бусе, получение лицензии, диспетчеру городского транспортного управления, наркологу, механику и диспетчеру фирмы.

Кроме этого, ежемесячно надо перечислять в Соцфонд 600 сомов, за страхование автомобиля около 750. Но много и таких, кто не хочет тратиться. Ежедневная чистая прибыль в среднем составляет около 1 500 сомов.

Согласно сведениям налоговой инспекции, в прошлом году 3 400 водителей маршруток в Бишкеке приобрели патенты по 1 500 сомов и за год уплатили налогов на 60 миллионов 299,5 тысячи сомов. А от 39 компаний поступают налоги на 11 миллионов 504,8 тысячи. Минимально компании обслуживают по одному маршруту, максимально — 16.

Если сложить, то в 2017 году в государственную казну от маршрутных такси поступило 118 миллионов 891 тысяча сомов.

Отметим, что если стоимость патента 1 500 сомов умножить на 3 400 водителей, то это должно составить 61 миллион 216,5 тысячи сомов. Это налоговая служба объясняет следующим образом:

Большинство водителей получают патенты как частные индивидуальные предприниматели, а некоторые устраиваются в штат и получают фиксированные оклады. Им платят сами компании. К тому же, когда водитель оплачивает патент сразу за 6-9 месяцев, то предусмотрена скидка 5-10 процентов.

Забастовка водителей маршруток в Бишкеке - Sputnik Кыргызстан
Сколько денег маршруточники Бишкека потеряли из-за забастовки
По словам водителей, за то, что их выпускают на линии и дают работу, они платят фирме в среднем ежемесячно 2 500 сомов. Если умножить эту сумму на 3 400 водителей, то за год получается 102 миллиона сомов. Диспетчерам на конечных остановках, которые контролируют работу водителей, они ежедневно платят по 50 сомов. Эта сумма кажется маленькой, но за год она равна 61,2 миллиона сомов.

Кроме этого, даже если у тебя есть машина, легко в рейс не выйдешь. В зависимости от маршрута руководство фирмы требует от 1 до 2 тысяч долларов "входных".

Какую выгоду получит государство, если маршрутки перейдут на его баланс

Сейчас в общей сложности от маршрутных такси в казну страны ежегодно поступает 118 миллионов 891 тысяча сомов. А частные компании от водителей получают 163,2 миллиона (102 миллиона сомов фирмам-перевозчикам и 61,2 миллиона — диспетчерам). Значит, если бусы, перевозящие пассажиров, перейдут государству, бюджет получит дополнительно сумму, которая уходит частникам.

Лента новостей
0