Уроки авиакатастрофы, или Почему Кыргызстан оказался не готовым к ЧП

© Sputnik / Табылды КадырбековСотрудники МЧС на месте крушения самолета недалеко от аэропорта "Манас"
Сотрудники МЧС на месте крушения самолета недалеко от аэропорта Манас - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В понедельник авиакатастрофа унесла жизни десятков кыргызстанцев, среди которых много детей. На спасение выживших были брошены все силы районных служб. Однако не все строится лишь на героизме — трагедия вскрыла проблемы технического характера.

БИШКЕК, 17 янв — Sputnik. В понедельник в Кыргызстане произошла большая трагедия — в 7.30 в поселке Дача-Суу разбился грузовой самолет Boeing 747. 

Самолет летел из Гонконга в Стамбул, запланировав дозаправку в Бишкеке. Причины крушения выясняются. По последним данным, погибли 38 человек и 16 пострадали. В стране вторник был объявлен днем траура

Первые похороны после авиакатастрофы — слезы и боль родных - Sputnik Кыргызстан
Первые похороны после авиакатастрофы — слезы и боль родных
Общественность мгновенно отреагировала на трагедию. Активисты начали собирать денежные средства, теплые вещи, одеяла и палатки. Пострадавшим и родственникам погибших начали искать жилье

Госорганы также начали активно работать. Была сформирована правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Мухамметкалыем Абулгазиевым. Он распорядился разместить пострадавших в гостинице "Семетей" в Бишкеке. 

Ведомства начали перечислять однодневную заработную плату, а также собирать помощь, МЧС организовало отправку тел погибших на малую родину. Энергетики самоотверженно работали над восстановлением энергоснабжения (свет отключился, когда падавший самолет снес линии электропередачи). А в Республиканском центре судебно-медицинской экспертизы почти всю ночь трудились над установлением причин смерти каждого погибшего. 

Однако трагедия обнажила ряд серьезных проблем. Так, депутат Жогорку Кенеша от фракции "Онугуу — Прогресс" Алтынбек Жунус уулу на заседании профильного комитета заявил, что многие из погибших скончались от ожогов, передает АКИpress

"Они скончались не от того, что упал самолет и их придавило обломками, а от ожогов. По некоторым данным, пожарные расчеты прибыли через 40 минут. Это правда?" — спросил он.

Представитель МЧС опроверг эту информацию и заявил, что пожарные приехали спустя полчаса. 

Расположение 

Первый минус — это расположение поселка. Он находится на расстоянии 1-1,5 километра от "Манаса". Так, по словам начальника отдела сертификации аэропортов Агентства гражданской авиации КР Канатбека Бейшеналиева, запрещается строительство домов возле международных аэропортов в радиусе трех километров. Для воздушных узлов, обслуживающих внутренние рейсы, это расстояние составляет 2 километра. 

"Но у нас многие аэропорты расположены в черте города. Более того, воздушные узлы в Баткене, Караколе и Джалал-Абаде расположены практически в центре города. В последнем случае аэродром окружен домами", — сообщил Бейшаналиев. 

Крушение грузового самолета Boeing-747 возле аэропорта "Манас" в Кыргызстане
Крушение грузового самолета Boeing-747 возле аэропорта Манас в Кыргызстане - Sputnik Кыргызстан
Крушение грузового самолета Boeing-747 возле аэропорта "Манас" в Кыргызстане
Однако снести строения невозможно, так как вышеуказанные нормы вступили в силу только в 2015 году, добавил начальник отдела. 

Вспаханный смертельный путь упавшего самолета — кадры с дрона - Sputnik Кыргызстан
"Вспаханный смертельный путь" упавшего самолета — кадры с дрона
Бывший вице-премьер Абдырахман Маматалиев, некогда курировавший силовой блок и вопросы безопасности, считает, что пострадавший поселок возле аэропорта "Манас" необходимо снести. Также он настаивает на определении списка населенных пунктов, расположенных в зоне риска. 

"Не только возле аэропортов, но и около магистральных газопроводов, в селеопасных местах. Необходимо ставить неподалеку специальные посты МЧС либо переселять жителей. В мою бытность вице-премьером сошел оползень в Сузакском районе, несколько домов были погребены, погибли люди. Но, как выяснилось, они получили предписание на переезд и ссуды на строительство нового жилья еще в 90-х годах", — рассказал Маматалиев. 

© Sputnik / Перейти в фотобанкСбор гуманитарной для пострадавших в результате крушения грузового самолета Boeing 747
Крушение грузового самолета в Киргизии - Sputnik Кыргызстан
Сбор гуманитарной для пострадавших в результате крушения грузового самолета Boeing 747

Неразбериха с оказанием помощи 

Огромное количество кыргызстанцев были готовы оказать помощь, но столкнулись с проблемами. 

 

  1. Для желающих помочь МЧС открыло "горячую линию" 112. Впрочем, активисты поставили службе "двойку" — якобы диспетчеры часто не могли указать пункты сбора помощи. 
  2. Единый счет для оказания помощи пострадавшим появился только 17 января, хотя денежные средства на помощь пострадавшим люди начали собирать еще 16-го числа. 
  3. Также в соцсетях появились сообщения, что милиционеры и спасатели, дежурившие на месте крушения самолета, так и не получили вечером горячее. В конце концов активисты начали сами возить им еду. 

 

Глава фонда "Элим, барсыңбы?" ("Есть ли у вас сострадание?") Хабибулла Арзыкулов отметил, что налицо была нескоординированность. 

"Желающие помочь просто не знали, куда обратиться, на какие счета перечислять деньги. В такой ситуации можно запросто оказаться жертвой мошенников. Необходимо весь процесс координировать, изначально создать специальный счет, куда надо перечислять деньги, а не передавать их из рук в руки. Необходима прозрачность", — рассказал Арзыкулов.

Мы их потеряли — фотографии жертв авиакатастрофы под Бишкеком - Sputnik Кыргызстан
Мы их потеряли — фотографии жертв авиакатастрофы под Бишкеком
Болот Айдаралиев, семь лет проработавший заместителем министра чрезвычайных ситуаций КР, подтверждает мнение о неразберихе. Но считает неправильным, что все шишки сыплются на его бывшее ведомство.

"Например, вопросами обеспечения еды и одежды должно заниматься Министерство социального развития, но мы такого не увидели. Не надо все время смотреть на МЧС. Вообще, все вопросы должна координировать правительственная комиссия", — убежден Айдаралиев.

Трагедия — тревожный звонок

Маматалиев считает, что эта трагедия — "тревожный звонок". 

"В этот раз к поселку удалось стянуть достаточно техники. Но это потому, что он находился неподалеку от Бишкека. А где-нибудь в отдаленных селах, думаю, не удастся найти достаточно техники", — прокомментировал он. 

Маматалиев убежден, что главным выводом из этой катастрофы должна стать работа над оснащением служб оперативного реагирования — закупом машин, оборудования, средств связи. 

"До этого не обращали внимания на МЧС, МВД и Минздрав, которые постоянно просили денег на улучшение своей материально-технической базы, им чаще всего отказывали. Эта трагедия должна стать уроком", — отметил экс-вице-премьер. 

В завершение все спикеры отметили, что, несмотря на технические промахи, работа спасателей, пожарных и других служб была на высоте.

Первые минуты после крушения самолета Boeing 747 смотрите на видео Sputnik Кыргызстан>>

Лента новостей
0