Опасная близость — сносить дома или переносить аэропорты

© AFP / TED ALJIBEПожар в Маниле
Пожар в Маниле - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
После авиакатастрофы под Бишкеком вновь подняли вопрос о переносе аэропортов за черту городов. Параллельно возникла другая проблема — что делать с домами близ этих аэродромов? Практически возле всех действующих авиаузлов Кыргызстана есть жилые строения.

Жить в радиусе трех километров от аэропорта запрещено законом. Однако практически по всему Кыргызстану эта норма не соблюдается. Расстояние между взлетной полосой аэропорта "Манас" и жилыми домами под Бишкеком — менее километра. В других городах страны эта дистанция еще меньше. Эксперты опасаются, что авиакатастрофа может произойти и близ остальных 10 аэропортов.

Авиакатастрофа под Бишкеком позволила извлечь несколько уроков. Один из них — жить возле аэропорта небезопасно. Чтобы уберечь людей, в Кыргызстане есть специальные законы. Но защищают ли они граждан? Sputnik Кыргызстан разбирался в вопросе с компетентными людьми.

Можно ли строить жилые дома возле аэропортов? 

По словам начальника отдела сертификации аэропортов Агентства гражданской авиации (АГА) Канатбека Бейшеналиева, радиус запрета строительства для международных аэропортов составляет 3 километра. Для воздушных узлов, обслуживающих внутренние рейсы, — 2 километра. Однако эти нормы были приняты только 6 августа 2015 года и вступили в силу в начале прошлого года. Закон не имеет обратной силы, поэтому снести уже существующие дома невозможно, говорит эксперт.

Так только в Бишкеке? 

Многие аэропорты Кыргызстана расположены в черте города, утверждает Бейшеналиев. Всего в стране 11 действующих воздушных гаваней. Пять международных: в Бишкеке, Оше, Чолпон-Ате, Караколе, Баткене и шесть внутренних: в Исфане, Джалал-Абаде, Нарыне, Казармане, Таласе и Караване. Например, в Джалал-Абаде аэропорт находится в центре города и окружен домами. 

© Фото / Талгат Бакиев Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом
Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом - Sputnik Кыргызстан
1/5
Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом
© Фото / Зулфия Тургунова Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений
Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений - Sputnik Кыргызстан
2/5
Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений
© Фото / Улан Маккамбаев Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города
Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города - Sputnik Кыргызстан
3/5
Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города
© Фото / Азат Коюлчиев Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров
Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров - Sputnik Кыргызстан
4/5
Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров
© Sputnik / Акылбек БатырбековАэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра
Аэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра - Sputnik Кыргызстан
5/5
Аэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра
1/5
Аэропорт в Джалал-Абаде. Мэр Салайдин Авазов: все дома, построенные возле аэропорта, возведены в соответствии с законом
2/5
Аэропорт Оша. Мэр Айтмамат Кадырбаев: возле аэропорта, кажется, нет домов, только с юго-западной стороны несколько строений
3/5
Аэропорт в Баткене. Мэр Абдыгапар Матказыев: между аэропортом и домами расстояние около 500 метров. В ближайшие годы планируем перенести аэродром за черту города
4/5
Аэропорт в Казармане. Мэр Омор Доолотов: расстояние между аэропортом и ближайшими домами — около 500 метров
5/5
Аэропорт близ Бишкека. По данным Сокулукского госрегистра, расстояние между взлетной полосой и жилыми домами — менее километра

Как решить проблему? 

Со слов эксперта, другие страны тоже сталкиваются с такой проблемой. Например, в Гонконге (Китай) самолеты иногда пролетают между небоскребами. Некоторые страны закрывают аэропорты и переносят их в другое место. Есть практика эксплуатации воздушных узлов только в дневное время. 

© Пресс-служба правительства / Сабыр АильчиевМухамметкалый Абулгазиев: вопрос о переносе жилых домов близ аэропортов рассмотрим после устранения последствий авиакатастрофы
Первый вице-премьер-министр Абулгазиев Мухамметкалый - Sputnik Кыргызстан
Мухамметкалый Абулгазиев: вопрос о переносе жилых домов близ аэропортов рассмотрим после устранения последствий авиакатастрофы

В разговоре с корреспондентом Sputnik Кыргызстан первый вице-премьер Мухамметкалый Абулгазиев сказал, что пока такой вопрос в правительстве не поднимался. По его словам, сначала нужно закончить работу с последствиями авиакатастрофы под Бишкеком. 

"По результатам расследования решим, будет ли здесь оставаться населенный пункт. О возведении домов речи пока нет. Примем отдельное решение, обсудив вопрос с представителями правительства и Жогорку Кенеша", — сказал вице-премьер. 

Он добавил, что участки в дачном поселке, где произошло авиакрушение, давали во временное пользование для выращивания сельхозпродукции. Эти дома не могут служить постоянным местом жительства. 

 Официальное название села Дача СУ — дачно-садовое товарищество "Аэрофлот". В 2012 году организация прошла перерегистрацию. До этого земля находилась в пользовании ОО "Авиатор". 

Пострадавшие дома в результате крушения самолета Boeing-747 недалеко от аэропорта Манас в селе Дача-Суу - Sputnik Кыргызстан
Что мы знаем о селе Дача-СУ: 5 фактов о месте, где разбился самолет
Как сообщил начальник отдела землеустройства и регистрации прав на недвижимость Сокулукского района Казыбек Кубатов, в 1986 году более 20 гектаров этой земли раздали для развития садоводства. 

"Официально участки отдали под садоводческие нужды. На этом месте построили дачи и посадили деревья. Затем отдельные люди стали проживать там постоянно и оформили землю как частную собственность. Закон не запрещает им там жить", — сообщил сотрудник Госрегистра.

В Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства признали эту проблему. Статс-секретарь ведомства Самат Борубаев в среду в эфире парламентского радио заявил, что жилые дома возле аэропорта Бишкека незаконны.

"Такая проблема возле многих аэропортов. Работа по переносу аэродрома в Джалал-Абаде, Оше, Баткене, Караколе ведется три-четыре года. Когда закончим разбираться с последствиями авиакатастрофы под Бишкеком, начнем искать доноров для перемещения аэропортов — на сегодня это наша задача", — пообещал Борубаев.

Он также затронул тему переноса домов, сказав, что правительство не может просто снести жилье. 

© Sputnik / Таалайгуль УсенбаеваАйнагуль Усенова, жительница села Дача СУ: если бы правительство нас поддержало, тут многие с радостью переехали бы.
Айнагуль Усенова, жительница села Дача СУ: если бы правительство нас поддержало, тут многие с радостью переехали бы. - Sputnik Кыргызстан
Айнагуль Усенова, жительница села Дача СУ: если бы правительство нас поддержало, тут многие с радостью переехали бы.

По словам жительницы Дача СУ Айнагуль Усеновой, многие проживающие тут хотят переехать, но не имеют возможности. Просит помощи у правительства.

"Если бы правительство поддержало нас, предоставив другую землю, пусть хотя бы четыре сотки в этом же Сокулукском районе, и помогло построить дома, многие с радостью переехали бы отсюда. Лично я съехала бы, несмотря на все нажитое. И так думаю не только я", — сказала жительница села Дача СУ.

Мнение "авиаторов"

Бывший директор Агентства гражданской авиации (АГА) Кыргызстана Эрмек Омуралиев считает, что власть и простые граждане должны извлечь уроки и начать соблюдать нормы безопасности. По его словам, в АГА часто поступают письма от жителей регионов, проживающих близ аэропортов, с просьбой дать разрешение на расширение жилья.

"Мы даем им разъяснение, что в радиусе трех километров от аэропорта нельзя жить. Граждане, проживающие близ аэродромов, должны задуматься. Некоторые даже предлагают простым жителям начать просить землю, а сами покупают ее не для жилья, а ради выгоды. Например, если аэропорт начнет расширяться, он может выкупить этот участок. Есть и такие", — говорит экс-глава агентства.

Однако не все рядовые жители способны самостоятельно сменить место проживания. По мнению другого экс-директора АГА Эркина Исакова, правительство должно проявить политическую волю и предоставить гражданам, живущим возле аэродромов, другие участки.

Сотрудники МЧС на месте крушения самолета недалеко от аэропорта Манас - Sputnik Кыргызстан
Уроки авиакатастрофы, или Почему Кыргызстан оказался не готовым к ЧП
"Нет гарантий, что это (авиакатастрофа. — Ред.) не произойдет в любой момент по стечению обстоятельств. И авиационное происшествие может случиться не только близ аэропорта", — считает Исаков. 

Таким образом, по мнению специалистов, ситуация такова: юридическая коллизия позволила отстроить гражданам жилье близ аэропортов, при том что жить там нельзя. Однако, как говорят в госорганах, дома находятся в частной собственности, поэтому власти не могут ничего предпринять. Эксперты предлагают правительству выкупить эти земли, а в тех местах, где снос невозможен, например в Джалал-Абаде, рекомендуется переместить аэропорты за черту города.

Лента новостей
0