Камнепады в Боомском ущелье: кто виноват и что делать?

© Фото / Бекжан СагынбаевОбвал из щебня и камней в Боомском ущелье. Архивное фото
Обвал из щебня и камней в Боомском ущелье. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В Боомском ущелье участились камнепады. 30 июля обвал горной породы унес жизнь мужчины. Под завалом оказался автомобиль Honda Stepwgn, в котором находились 11 человек. Последний камнепад произошел 2 августа — движение остановилось, а люди сами пытались расчистить дорогу.

В ущелье Боом 1 и 18 июля из-за схода селевых потоков в результате ливневых дождей возникали серьезные затруднения в движении автотранспорта. 

Пользователи соцсетей выразили мнение, что участившиеся камнепады и затопления проезжей части в ущелье связаны с плохой работой проектировщиков дороги и китайских строителей.

Директор "Кыргыздорстройпроект" Джамшит Калилов заявил, что нельзя просто так обвинять проектировщиков и строителей. 

"Посудите сами, дорога была сдана в эксплуатацию три года назад. За этот период особых происшествий не зафиксировано. Да, случались обвалы, но они были связаны с проведением реконструкционных работ", — сказал специалист.

Он отметил, что камнепады участились только в нынешнем году, и причина тому — погодные условия. 

"Помните, были затопления дорожного полотна? Так вот, именно сильные осадки стали причиной обрушения горных пород. За 10-15 минут выпадала месячная норма осадков! Ни один проект не предусматривает аномальных дождей", — сказал Калилов.

По его словам, дорожно-эксплуатационные службы должны проводить ежедневный мониторинг опасных участков и проводить укрепительные мероприятия.

Машины стоят в пробке в Боомском ущелье. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Дело — труба, или Чем закончится всебоомский потоп
"В проекте обсуждаемого участка дороги было предусмотрено даже больше "галерей", чем до реконструкции. Но опасных участков оказалось слишком много. Теперь нужно или принудительно спускать горные породы, или возводить стены "галерей", — утверждает эксперт.

Он подчеркнул, что выступает против укрепления горных пород сеткой-мак, так как опыт реконструкции дороги в Ош доказал неэффективность данного метода.

"Эту сетку просто воруют. Более того, воруют даже обычные дорожные знаки — для бытовых нужд. Поэтому надо использовать другие способы защиты от обвалов", — сказал Калилов.

Гидромет подтверждает

Завотделом метеопрогнозов Кыргызгидромета Махбуба Касымова подтвердила, что в минувшем июле зафиксированы очень сильные осадки. 

Балыкчи находится с подветренной стороны Боомского ущелья, и этот район считается маловодным. Но в июле осадков здесь выпало в три раза больше нормы — 331 процент! В июне месячная норма была превышена в полтора раза. Для сравнения: в 2014 году в Балыкчи выпало 9 миллиметров осадков, в 2015-м — один миллиметр, а в текущем — 96 при норме 29 миллиметров. 

Автомобили на трассе в Боомском ущелье. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Под камнепадом в Бооме оказался минивэн, погиб один человек
Город Кемин находится с наветренной стороны, здесь осадков обычно выпадает больше, чем в Балыкчи. В июле в этом районе тоже зафиксированы сильные осадки: за месяц выпало 110 миллиметров, что также превышает норму почти в три раза. Причем в июне месячная норма была превышена вдвое. В 2014 году в Кемине выпало 13 миллиметров осадков, в 2015-м — 9 миллиметров, в 2016-м — 110 при норме 35 миллиметров.

Путь всех туристов к Иссык-Кулю лежит через Боомское ущелье. Общая протяженность трассы Бишкек — Торугарт, частью которой является дорога в Бооме, составляет 539 километров. На ее реконструкцию и восстановление было потрачено свыше 427 миллионов долларов. Строительством дороги занималась китайская компания China road.

Лента новостей
0