Проект «Кумтор». Начало
История самого большого месторождения золота в Кыргызстане
Проект «Кумтор». Начало
История самого большого месторождения золота в Кыргызстане
Sputnik Кыргызстан изучил архивные документы, касающиеся разработки самого крупного золоторудного месторождения, отношений с инвесторами и ошибок властей, а также поговорил со свидетелями событий, произошедших в 90-е годы прошлого века.

29 июля 2022 года власти объявили о возврате Кыргызстану компании "Кумтор". Согласно решению суда, 100 процентов акций "Кумтор голд компани" и "Кумтор оперейтинг компани" перешли под контроль государства.

Месторождение золота обнаружили в Джеты-Огузском районе Иссык-Кульской области советские геологи еще в 1978 году, а через 11 лет, в 1989-м, был представлен проект разработки. После обретения Кыргызстаном независимости самое большое и богатое золоторудное месторождение стало разрабатываться совместно с иностранными инвесторами. Тогдашний президент Аскар Акаев подписал указ о создании государственно-частной корпорации "Сиабеко-Кыргызстан", главой которой был назначен основатель компании Seabeco Борис Бирштейн. В те годы канадская компания Cameco Corporation ("Камеко"), которая разрабатывала урановые месторождения при посредничестве "Сиабеко-Кыргызстан", пыталась получить право на разработку Кумтора. В этом ее поддержали глава государства и правительство.
Но против выступили депутаты "легендарного" парламента. В Жогорку Кенеше была создана комиссия по изучению документов по месторождению Кумтор. В нее вошли также Шергазы Мамбетов, Турдакун Усубалиев, Кубанычбек Идинов, Рамазан Дырылдаев, Бейше Молдогазиев, Жамал Ташибекова. Комиссия работала с 20 апреля по 25 мая 1993 года, а 30 июня в парламент представили предложение для правительства о необходимости в срочном порядке разорвать соглашение с "Камеко".
Депутаты изучили генеральное соглашение, концессионный договор и другие документы. Согласно им, "Камеко", получавшая право на разработку Кумтора, должна была как инвестор выплатить концессию в размере 45 миллионов долларов за использование недр Кыргызстана. Но эти средства были бы использованы на разработку технико-экономического обоснования и другие нужды компании. Депутаты же указали, что, согласно международному праву, концессия должна выплачиваться в бюджет страны. Концессионный договор был подписан до 2042 года.

Кроме этого, "Камеко" и связанные с ней компании, а также иностранные подрядчики освобождались от уплаты налогов и других выплат (кроме платы за аренду земли). В то же время иностранные инвесторы должны были выплатить миллион долларов на развитие Иссык-Кульской области.
Несмотря на это, парламентарии не одобрили договор, так как, кроме вышеуказанных причин, закрытое акционерное общество "Кумтор голд компани", созданное Кыргызстаном и "Камеко", кроме золота, получало еще и право на разработку платины, палладия и других ценных металлов. Но ни в каких документах не были указаны данные разведки по определению количества этих ценных металлов. В концессионном списке не указаны 102 тонны платины и 247 тонн палладия. Стоимость запасов платины — 1 миллиард 290 миллионов долларов, а палладия — 968 миллионов", — говорилось в заключении комиссии.
Кроме этого, члены постоянной комиссии забили тревогу и заявили о необходимости обратить внимание общества и депутатского корпуса на тех, кто пытается разбазарить народные богатства и ограбить Кыргызстан, а также призвали тщательнее изучить договор. В тот же день они отправили 5-страничный доклад о своей работе депутатам, спикеру парламента Медеткану Шеримкулову, премьер-министру Турсунбеку Чынгышеву, а также в Международный фонд экономических и социальных реформ в Москве.
Ниже приводим рекомендации, данные этим международным фондом 29 лет назад:
1
контроль за работой "Кумтор голд компани", "Кумтор маунтин корпорейшен", "Кумтор оперейтинг компани", разрабатывающих месторождение Кумтор, берет на себя исполнительный комитет. Нет оснований сомневаться в их профессионализме по организации и разработке рудника, но после изучения основополагающих документов выявлено, что в этих компаниях во многом работа дублируется, а по некоторым функциям нет взаимосвязи. В то же время кыргызская сторона никак не может повлиять на ситуацию и принятие решений в вышеназванных компаниях. Причина в том, что в договорах прописано: "компания "Камеко" сама принимает важные решения";
2
в документах указаны разные размеры инвестиций, а некоторые в генеральном соглашении вообще не указаны;
3
ни в одном документе нет оценки размера концессионного имущества;
4
в процесс разработки технико-экономического обоснования не включены кыргызская сторона и независимые эксперты;
5
не указаны условия распределения дивидендов между сторонами, ответственность компании —разработчика месторождения, а также подробности управления проектом. Поэтому кыргызская сторона должна тщательно изучить ситуации, связанные с нанесением большого вреда экологии;
6
если кыргызская сторона примет решение о пересмотре и об обсуждении соглашения, то разработка нового договора и технико-экономического обоснования должна проходить с участием кыргызской стороны и независимых экспертов. Только после их заключения можно уточнять проведение работ и организационно-правовую форму;
7
нет необходимости отказываться от принятого соглашения, можно взять его как концепцию и на его основе уточнить стоимость проекта, срок действия, расходную и доходную части, распределение налогов, дивидендов и другие вопросы;
8
чтобы при принятии решений соблюдался паритет сторон, необходимо повысить роль кыргызской стороны.
Депутаты, имея в виду, что на руднике, кроме золота, залегают и другие ценные металлы, требовали внести их в технико-экономическое обоснование. Это требование было основано на данных геологоразведки, проведенной еще в советское время. Тогда было выявлено, что в одной тонне золотоносной руды на Кумторе, кроме золота, содержатся 1,06 грамма платины и 2,46 грамма палладия. Они также выдвинули требование, чтобы среди компаний, которые хотят заняться разработкой самого крупного месторождения, был проведен прозрачный и открытый конкурс.

Ниже приводим текст стенограммы выступления депутата ЖК Турдакуна Усубалиева на заседании парламента.
Турдакун Усубалиев
"Правительство без согласия парламента не сможет монопольно распоряжаться нашими недрами. Напомню, что только с согласия президиума Жогорку Кенеша иностранные компании могут заключать подобные соглашения… Вначале "Сиабеко" обещала инвестировать 22,5 миллиона долларов, но прошло уже полтора года, а ни цента не вложено. Турсунбек Чынгышевич, подумайте над этим вопросом. Вы не обижайтесь на заключение, где говорится о разбазаривании наших богатств, потому что эти соглашения направлены на разграбление недр, которые принадлежат народу. Медеткан Шеримкулович, я приведу один пример: сегодня в Японии, США и других развитых странах для снижения вредных выбросов из автомобилей устанавливают катализаторы с палладием. А у нас в соглашении и слова нет о палладии. По оценкам московских специалистов, проводивших исследование, на Кумторе 247 тонн палладия. Теперь давайте посчитаем — если средняя мировая цена за грамм золота составляет 11,5 доллара, то грамм палладия стоит 3 доллара. За что мы делаем такой подарок компании "Камеко", — задался тогда вопросом Усубалиев.
На это глава правительства Турсунбек Чынгышев заявил, что документы депутатской комиссии не поступали в кабмин, а затем стал спорить о полномочиях исполнительной и законодательной власти.
Депутат от Тогуз-Тороуского района Абийбилла Мойдунов (в этом районе работает золоторудный завод "Макмал". — Прим. ред.) также отметил необходимость пересмотра соглашений по месторождению.
Абийбилла Мойдунов
"Правительство является послом, представляющим интересы народа. Если мы отдадим наше золото, как ответим перед потомками? Они могут с полной уверенностью сказать, что тогдашний премьер Чынгышев и такие представители парламента, как Мойдунов, обсуждали все это и действия этих сволочей привели народ к бедности. Давайте прекратим пустые разговоры и обсуждения и без противостояния, политических игр придем к единому мнению, пересмотрим и исправим все соглашения. Нет смысла в конфронтации, давайте еще раз все внимательно изучим", — предложил Мойдунов.
После обсуждения спикер Медеткан Шеримкулов поручил в течение месяца рассмотреть вопрос аннулирования заключенного с "Камеко" генерального соглашения и концессионного договора, а также провести открытый конкурс среди новых компаний, желающих разрабатывать Кумтор, и представить его результаты на следующей сессии Жогорку Кенеша. Кроме этого, он поручил правоохранительным органам тщательно изучить документы, заключенные с канадской компанией.
Депутат "легендарного" парламента Жамин Акималиев рассказывает, что из-за Кумтора началось противостояние народных избранников с президентом Аскаром Акаевым.
Жамин Акималиев
"Акаев до 1994 года неплохо работал, потому что его деятельность контролировал парламент. Когда президент поднял вопрос Кумтора, парламент выступил против. Условия соглашения были не в пользу Кыргызстана, и всем было понятно, что за счет месторождения хотят обогатиться некоторые люди. Поэтому мы были против и открыто сказали, что договоры и соглашения составлены неправильно и не отвечают требованиям и интересам Кыргызстана. Возможно, президент получил деньги. Кто его знает?.. Но именно из-за этого противостояния начался политический кризис", — рассказал Акималиев.
В те годы из-за тяжелой экономической ситуации государство искало инвесторов для разработки месторождений Кумтор, Джеруй, Талды-Суу и других. Тогда же были попытки запустить в полную силу горно-обогатительный комбинат в Кара-Балте, который был построен в 1985 году. На этом предприятии можно перерабатывать большое количество руды и производить концентрат ценных металлов. Но все предложения уперлись в недостаток финансов.
Депутат "легендарного" парламента, член комиссии по "золотому" вопросу Кубанычбек Идинов так вспоминает те события:
Кубанычбек Идинов
"В 1992 году была создана депутатская комиссия по делу о пропаже 2 тонн золота на Макмальском золоторудном комбинате в Казармане. После изучения вопроса выяснилось, что золото вывезли на самолете, принадлежавшем Бирнштейну. Было доказано, что драгметалл попал в Швейцарию, а затем в американский банк в качестве залога. В тот момент группа депутатов предложила объявить импичмент президенту Акаеву. Тогда мы заставили вернуть деньги за золото в государственную казну. Позже комиссия по Кумтору продолжила работу и пригласила в качестве экспертов специалистов из России и Турции. Если бы мы не провели доскональное расследование соглашений, то о многом из тех документов никто бы никогда не узнал. Во время переговоров членов комиссии с инвесторами была достигнута договоренность о распределении доходов: 70 процентов отходило Кыргызстану, 30 — "Камеко", но позже правительство изменило это соотношение на 67/33", — рассказал Идинов.
После того как парламент поднял вопрос о Кумторе, противостояние Жогорку Кенеша с правительством привело к отставке премьер-министра Турсунбека Чыңгышева. На его место пришел Апас Жумагулов. Но противостояние по вопросу Кумтора не прекратилось.

Депутаты запросили у правительства документы, связанные с разработкой месторождения. Жумагулов тогда заявил, что проект "Кумтор" состоит из шести томов и включает более 1 000 страниц, среди которых есть конфиденциальные документы и будет неправильно их распространять.
Апас Жумагулов
"Проект отвечает всем современным требованиям. При этом мы не сами все решали, а приглашали экспертов с многолетним опытом в этой области из Казахстана и Узбекистана. Хочу заверить, что проект отвечал интересам Кыргызстана — из прибыли мы получаем 550 миллионов долларов, а у "Камеко" всего 170 миллионов", — сказал Жумагулов.
В итоге Жогорку Кеңеш поручил правительству принять решения, связанные с разработкой золоторудного месторождения. Так в 1994 году началось строительство золотоизвлекательной фабрики, а в 1997-м был дан старт коммерческой добыче.
По прошествии десятилетий правоохранительные органы установили, что с 1992-го по 2009 год сотрудничество с компанией "Камеко" и Centerra Gold Inc был невыгодно для Кыргызстана.

Узнайте, как Кыргызстан вернул себе Кумтор.


Журналист
Мирбек Сакенов

Источник:
Центральный государственный архив, база Министерства юстиции,
воспоминания и открытые источники

Фото
Государственный архив кинофотодокументов, Александр Федоровв

Дизайнер
Тьерри Махасуру
Лента новостей
0