Самая страшная трагедия
в горах Кыргызстана

Тела многих альпинистов не могут найти по сей день

Самая страшная трагедия в горах Кыргызстана

Тела многих альпинистов не могут найти по сей день
На пике Ленина вечереет. В одной из множества палаток крепко сложенный мужчина варит кисель на горелке. Теплый напиток согревает. Он забирается в спальник и погружается в сон. Через несколько секунд случится непоправимое…
13 июля 1990 года смертоносная лавина унесла жизни 43 альпинистов из разных стран — СССР, Израиля, Испании, Италии, Германии, Швейцарии и других. Большинство погибших были ленинградцами. Эта трагедия — одна из самых страшных в истории альпинизма.

Перед злополучной пятницей в горах два дня был сильный снегопад, а потом резко выглянуло солнце, рассказывают очевидцы. По одной версии, накопившийся снег обрушился вниз из-за землетрясения.

Удар лавины пришелся по "сковородке" — так альпинисты назвали плоскую поляну. Журналисты записали в жертвы трагедии всех, кто разбил палатки на этом месте, потому что шансы выжить в такой ситуации призрачные. И все-таки они ошиблись.
  • Алексей Корень
    альпинист
…Алексей Корень проснулся от того, что лавина разорвала его палатку. Сотни метров стихия крутила и вертела мужчину, он пытался сгруппироваться, чтобы не оторвало руки и ноги. Все это время альпинист был в сознании, что и спасло ему жизнь.

Приземлившись, Алексей ударился грудью, но снегом его не засыпало, поэтому он сразу смог оглядеться. В пяти метрах от себя заметил словака Миро Грозмана, по пояс застрявшего в твердом снегу, и помог ему выбраться. Рядом торчали чужие ноги: тело несчастного увязло в лавине вниз головой.
Выжившие осознали: лагеря, который стоял на "сковородке", больше нет. Есть только кусок пленки и обрывки палаток. Алексей пожалел, что успел раздеться перед сном, оставшись в тонких "трениках" и легкой куртке…

Они кричали и по-русски, и по-английски шесть раз в минуту, как положено, но ответа не дождались. Продержавшись до рассвета, альпинисты в одних носках побрели за помощью вниз.
"Тем утром было "белое безмолвие" — сильный туман и снег. Ничего не видно, ты не знаешь, куда идешь... Приходилось бросать перед собой снежок и смотреть, куда он катится", — рассказывает Алексей Корень.
Он протаптывал дорогу первым, а за ним с разбитым в кровь лицом шел переломанный Миро.

"Я больше не могу идти, у меня нет сил", — признался словак, когда стало совсем невмоготу. Алексей укрыл его и продолжил путь. Он не представлял, что в это время творилось на горе.

— Не может быть…

— Может, они просто ушли? Пожалуйста, скажите, что они просто ушли!

— Скорее всего, это была лавина.

Трое альпинистов — Владимир Балыбердин (первый из советских восходителей, поднявшихся на Эверест), Борис Медник и Дмитрий Ботов — в оцепенении глядели на опустевшую "сковородку", затянутую белым туманом. Разобрать, по какому пути лавина снесла лагерь, было невозможно...
Невозможно было и поверить в случившееся, тем более что все трое были на "сковородке" с другими альпинистами всего за несколько часов до трагедии, пока Балыбердин не предложил подняться выше. Идею поддержали Ботов, Медник и Елена Еремина. Однако девушке пришлось тяжело, поэтому она вместе с Медником решила вернуться на "сковородку".

Спустя какое-то время Медник увидел, что у него в рюкзаке осталась горелка, без которой ребятам наверху пришлось бы туго. Он выдвинулся к Балыбердину и Ботову. Из-за сильного ветра никто из них не услышал, как сошла лавина…

Однако теперь они видели ее последствия. В полной тишине и надежде на чудо альпинисты спустились к другому лагерю. Когда туман немного рассеялся, они смогли определить путь лавины и тут же рванули наверх, позабыв часть снаряжения.

Вскоре мужчины заметили цепочку следов. Это был Алексей Корень. Снизу к нему уже подходила другая спасательная группа. По этим же следам Балыбердин, Ботов и Медник дошли до второго выжившего — Миро Грозмана. С ним остался Ботов, а остальные пошли выше в надежде найти живых.
"Я приготовил ему чай, он выпил весь котелок. Словак немного говорил по-русски. Я поздравил его с тем, что он остался жив... Когда Миро немного оклемался, я привязал его к себе и стал спускаться. Вскоре мы встретились со спасательной группой", — вспоминает Дмитрий Ботов.
Тем временем по телевидению объявили о трагедии на пике Ленина.
"В новостях сказали, что погибла вся ленинградская группа. Вся! Меня считали погибшим, пока я пытался дозвониться до родных", — говорит Алексей Корень.
С семьей он связался спустя сутки через главврача больницы.

"Родители в тот вечер потеряли пять лет жизни, если не больше", — признаются другие ленинградские альпинисты, которых тогда "похоронили" журналисты.

На поиски выживших съехались альпинисты со всего Советского Союза и из-за рубежа.
"Мы вернулись на "сковородку". Спускались в трещины, копали траншеи до основания ледника, но так никого и не нашли. Лавина полностью снесла стоянку на "сковородке" и сбросила ее. В какой-то момент мы осознали, что чуда не произойдет", — рассказывает Дмитрий Ботов.
А потом, по его словам, началась "чертовщина".

В поисковый штаб, как говорят очевидцы тех событий, приезжали экстрасенсы и утверждали, что среди остановившихся на "сковородке" еще есть выжившие. Один из ясновидцев даже указал точки, где находятся люди, и уехал. Другие, настаивая на своей правоте, пытались подняться в горы, но их обещания только раздражали альпинистов.

К месту поисков доставили на вертолете поисковую собаку, которая считалась лучшей в своем деле, однако на высоте животному стало плохо. Хозяин быстро осознал, что затея провалилась, но, в отличие от экстрасенсов, принес извинения и уже внизу принялся помогать чем мог: мыл посуду, готовил еду — буквально не выходил из кухни.
Тогда альпинисты прочесали каждый возможный метр, но смогли найти тела только нескольких погибших: остальные обрели последнее пристанище в горах. Однако это вовсе не значит, что поиски завершились. Они продолжаются до сих пор.

Спустя много лет после трагедии тающие ледники начали "отпускать" своих жертв. В конце 2000-х сын одного из погибших организовал экспедицию к месту гибели отца. Альпинисты, в том числе Алексей Корень, еще не раз вернутся на пик Ленина, чтобы найти останки своих близких, друзей и учителей. В такие экспедиции они отправляются раз в несколько лет.

Поисковики находят дневники, фотоаппараты, документы погибших, а вот останки опознать невозможно. Лишь при некоторых остались паспорта или спасательные жетоны.

С момента трагедии на пике Ленина прошло уже больше 30 лет, но боль в сердцах тех, кто знал погибших, не утихает. Каждый год 13 июля питерские альпинисты собираются на Серафимовском кладбище, где установлен памятник 23 погибшим ленинградцам.
У подножия пика Ленина тоже возвышается мемориальный камень, где теперь хоронят найденные останки. На памятной доске выбит длинный список — имена всех 43 погибших. Их объединила любовь к горам, ради которой они рискнули жизнью — не первый, но последний раз.
Редакторы
Карина Разетдинова, Алтынай Орозалиева

Дизайнер

Даниил Сулайманов

Фото
Sputnik, личный архив Алексея Корня

Источники
рассказы очевидцев, открытые данные

Лента новостей
0