Поджигатели мира — почему Запад идет на глобальный конфликт

© AP Photo / Tsafrir AbayovИзраильский солдат занимает позицию на границе с сектором Газа на юге Израиля
Израильский солдат занимает позицию на границе с сектором Газа на юге Израиля - Sputnik Кыргызстан, 1920, 31.01.2024
Подписаться
Главная задача Запада заключается в формировании зон напряженности и конфликтов, которые будут отвлекать внимание и ресурсы стран, принимающих активное участие в мировых преобразованиях.
В январе этого года внимание мировой общественности было приковано к пресс-конференции министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Тот с присущей ему откровенностью рассказал не только об итогах работы российской дипломатии в 2023-м, но и напомнил о ее главных международно-политических принципах, которые необходимо учитывать при анализе внешнеполитической деятельности Москвы.
В частности, очевидно, что Россия рассматривает Запад как полностью недоговороспособного, ненадежного партнера и будет ориентироваться на развитие отношений "с теми, кто готов это делать на равноправной, взаимовыгодной, взаимоуважительной основе через откровенный диалог, переговоры, нацеленные на поиск баланса интересов". Новая система международных отношений, которую формируют РФ и ее ближайшие партнеры и союзники, Запад, разумеется, устроить не может.
Напомню, что последняя декада января была омрачена террористическими актами ВСУ против мирного населения Донецка и уничтожением российского транспортного самолета с украинскими военнопленными в пригороде Белгорода. То есть ухудшение ситуации на фронте Киев "компенсирует" терроризмом, который, не имеет военной целесообразности и направлен исключительно на устрашение и привлечение внимания мировых СМИ. Не следует удивляться тому, что выступление Лаврова на заседании Совбеза ООН по поводу убийства мирных жителей Донецка не вызвало никакой реакции со стороны США и стран Евросоюза. Это проявление традиционного западного цинизма и пренебрежения чужими — "не европейскими" — жизнями. Не зря идея об исключительности западной цивилизации снова обретает популярность в Соединенных Штатах и Европе, а идеология неонацизма поощряется ими в других странах.

Неизбежные изменения

Медленно, но верно в мире происходят изменения, ведущие к формированию разных центров принятия решений, которые оказывают возрастающее влияние на мировые политические и экономические процессы. Появление альтернативных США и странам Запада "лидерских центров мира" — России, КНР, Индии, Ирана, других стран и объединений (ЕАЭС, БРИКС, ШОС) — создает вполне здоровую конкуренцию, которая подталкивает государства к поиску точек соприкосновения и основ для сотрудничества и взаимодействия.
К сожалению, на Западе, сознательно или неосознанно, эта конкуренция воспринимается как острое соперничество, неминуемо ведущее к конфликту, даже несмотря на отсутствие оснований. Не зря целый ряд официальных лиц в США и Евросоюзе регулярно заявляют об "угрозах, исходящих от России", а глава военного комитета НАТО вообще призвал всех готовиться к неизбежной войне с ней в ближайшие десятилетия.
Самостоятельная и сильная Россия, активно выстраивающая новую, альтернативную архитектуру глобальных связей, представляет для коллективного Запада экзистенциальную угрозу, и ее не получается устранить напрямую. Спровоцированный Западом вооруженный конфликт на Украине, который должен был это сделать, вопреки ожиданиям, привел к укреплению международных позиций РФ, позволяя вовлекать еще больше стран в новые структуры международного сотрудничества.
Конфронтационное мышление и соответствующая риторика Запада в современных условиях могут рассматриваться как ответ на грядущие изменения миропорядка, которые он остановить не в силах, но всячески пытается их отсрочить. Сейчас его главная задача заключается в формировании зон напряженности и конфликтов, которые будут отвлекать внимание и ресурсы стран, принимающих активное участие в мировых преобразованиях.
Естественно, для России — это Украина, потенциально Южный Кавказ и Центральная Азия, для Китая — рост напряженности вокруг Тайваня и Корейского полуострова, для Ирана — агрессия Израиля в секторе Газа и военные действия США и Великобритании в Йемене. Если этого будет недостаточно, ситуация может обостриться в любой точке планеты — глобальное военное присутствие США позволяет.
Американские солдаты принимают участие в военных учениях НАТО. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 26.01.2024
Провокационные учения НАТО у границ РФ могут иметь последствия для Европы — МИД

"Поджигатели мира"

Военные действия Израиля в секторе Газа, начатые в октябре 2023 года, можно рассматривать по-разному — и как попытку отвлечь внимание от провалов США и ЕС на Украине, и как намерение спровоцировать Иран, чтобы начать военные действия против него. А также как попытку коренным образом решить палестинский вопрос, похоронив шансы на создание независимого государства. Не исключая возможности одновременной реализации таких намерений, предположим, что все это — часть еще более масштабного плана полной ревизии не только правового режима, благодаря которому стало возможным появление Израиля на карте мира, но и всей системы международного права. Массовые убийства мирных граждан в секторе Газа продолжаются, и весь мир не в силах это остановить, поскольку существующие нормы международного права фактически парализованы политикой США, Евросоюза и всего западного сообщества, поддерживающего Израиль.
В прошлом году генсек НАТО Йенс Столнберг уже говорил, что альянс будет усиливать партнерство со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) ввиду вызовов, исходящих от Китая. При этом верить словам, что организация не планирует расширятся в Азии, совершенно не стоит — активно обсуждается вопрос открытия офиса НАТО в Японии и развертывания систем связи с альянсом. Не зря министр иностранных дел России Сергей Лавров, на пресс-конференции по итогам участия в мероприятиях Совбеза ООН отметил, что американцы активно двигают инфраструктуру военного блока в указанный регион.
Рост напряженности в АТР будет затрагивать не только интересы РФ и Китая, но и влиять на стабильность на Корейском полуострове, особенно с учетом активно развивающегося сотрудничества России и КНДР. Сам же регион — это сосредоточение наиболее острых и трудноразрешимых проблем, оставшихся после Второй мировой войны. И это подразумевает не только напряженность вокруг китайского острова Тайвань, которая искусственно нагнетается США и Японией, но и статус островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, на которые претендует Япония. А если прибавить укрепление военных связей в "треугольнике" США — Южная Корея — Япония, нетрудно предугадать ответ КНР на появление угроз в зоне ее исключительных национальных интересов. Ясно одно — все это может привести к масштабным изменениям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сравнимым с послевоенным переустройством.

Контуры будущих конфликтов

Запад силовым путем продавливает идею о том, что раз институты ООН и международное право бессильны, необходимо руководствоваться новыми нормами и правилами, которые могут регулировать возникающие конфликтные ситуации. Это его видение "нового мирового порядка, основанного на правилах", который он намерен устанавливать путем возобновления старых либо разжигания новых конфликтов. Но вся уверенность зиждется на ложном представлении о том, что эти конфликты будут урегулированы либо в пользу Запада, либо на его условиях.
Мир уже давно не воспринимает евроатлантическую гегемонию как нечто несокрушимое и уже тем более непогрешимое. Это говорит о том, что Западу предстоит адаптироваться к новой реальности, которую он понимает, но согласиться с которой пока не в состоянии. Именно поэтому нас может ждать интенсификация конфликтов в разных регионах планеты. К сожалению, Центральная Азия тоже входит в пространство потенциальной дестабилизации.
Учитывая особенности нашего региона, главным препятствием для США и ЕС является наличие тесных торгово-экономических, политических, культурных, языковых и образовательных связей с Россией, существование которых до сих пор вызывает недоумение в западных странах (отчасти потому, что они не только оказались устойчивыми, но и имеют свойство сохраняться и углубляться). Полностью разрушить их не удалось, не совсем удачно выходит с альтернативами, но предпринимать попытки Запад не перестанет. Однако, возможно, именно сейчас государства начинают осознавать, что кропотливый процесс построения механизмов сотрудничества и взаимодействия в Евразии, который шел все эти годы, может стать единственной гарантией выживания перед лицом многих вызовов и угроз современности.
Пресс-конференция главы МИД РФ С. Лаврова - Sputnik Кыргызстан, 1920, 18.01.2024
Спецоперация России по защите Донбасса
Запад не хочет переговоров между Россией и Украиной, заявил Лавров
Лента новостей
0