Государственный адвокат не значит "карманный". Интервью о правовой помощи в КР

© Sputnik / Кристина КормилицынаАдвокат во время изучения дела. Архивное фото
Адвокат во время изучения дела. Архивное фото  - Sputnik Кыргызстан, 1920, 05.02.2024
Подписаться
Среди кыргызстанцев до сих пор непопулярно иметь своего адвоката. Только оказавшись в ситуации правового конфликта, граждане прибегают к поиску защитника своих прав и интересов. Получить юридическую помощь можно и бесплатно, а вот бесплатного адвоката — не всегда.
Почему сегодня особенно важно просвещать граждан об их правах и обязанностях? Заинтересовано ли в этом государство? Как минимизировать количество разбирательств на уровне суда, в интервью для Sputnik Кыргызстан рассказал председатель Службы юридической помощи при Министерстве юстиции КР Акжол Калбеков.
© Sputnik / Елена ЯковлеваПредседатель Службы юридической помощи при Министерстве юстиции КР Акжол Калбеков
Председатель Службы юридической помощи при Министерстве юстиции КР Акжол Калбеков - Sputnik Кыргызстан, 1920, 05.02.2024
Председатель Службы юридической помощи при Министерстве юстиции КР Акжол Калбеков
— Как государство помогает гражданам разбираться со своими правами и обязанностями, если возникают спорные вопросы?
— В простонародье это называется "бесплатная юридическая помощь", которую люди могут получить разными способами. В Конституции нашей страны в статье 61 отмечено, что гражданину гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь. Эта система существует еще с советских времен. К сожалению, до некоторых пор этот институт существовал формально. С тех времен остался стереотип, что государственный адвокат — "карманный". Люди думают, что если они "бесплатные", то толку от них нет.
— Эти юристы и адвокаты являются штатными сотрудниками?
— Нет, государство с ними заключает договор, их услуги оплачиваются из бюджета. Но я бы хотел начать с основной нашей работы — с первичной помощи, то есть с обычных консультаций. Вообще, их должны оказывать все государственные структуры, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Наша служба — своего рода координатор этой деятельности. К сожалению, когда человек обращается в тот или иной госорган, начинаются бюрократия, отфутболивание.
Наша задача сделать так, чтобы этого не было. Анализ показывает, что 50-60 процентов правовых вопросов могут решаться на стадии качественной и эффективной консультационной помощи. Если это не сделать своевременно, проблема гражданина превращается в снежный ком и для ее решения государству потом придется приложить значительно больше усилий, задействовать больше служащих. Но проконтролировать физически всех госслужащих на предмет оказания ими этих услуг сложно, поэтому мы сейчас разрабатываем автоматизированную систему учета обращений граждан. Она будет подключена ко всем государственным органам, что позволит нам видеть каждое обращение. В ней будет зафиксировано, с каким запросом человек обратился и как его вопрос разрешен.
— А если не будут фиксировать обращение в системе, как за этим проследить?
— В каждом районе у нас есть свой координатор, он этим и занимается. Такие данные нам нужны. Мы поймем, в каком районе или даже в каком селе с какими вопросами чаще всего обращаются люди. Кроме того, в каждом госоргане назначается ответственное лицо, которое отвечает в целом за оказание первичной юридической помощи. Это новшество мы ввели буквально год назад в рамках новой редакции закона о гарантированной государственной юридической помощи. До этого закон предполагал лишь предоставление адвоката уже на стадии судопроизводства. И это дало результаты. За 2023 год около 70 процентов дел мы разрешили досрочно и положительно. Плюс в рамках вторичной юридической помощи около 20 человек были оправданы при помощи государственных адвокатов.
Юристы меня хорошо понимают: оправдать человека в суде — очень сложный процесс. Мы интересовались историей этой системы. У нас, оказывается, не было таких случаев, чтобы адвокат, назначенный государством, смог вытащить человека со скамьи подсудимых. И еще: в рамках первичной юридической помощи, помимо госорганов, органов МСУ, субъектами системы являются также НКО, юридические клиники. И вот сейчас мы вводим новый орган — институт параюристов. Это так называемые гражданские активисты на местах. Они, может, и не имеют юридического образования, но обладают определенными знаниями и навыками решения правовых вопросов. Мы знаем, что они есть де-факто, но у них нет правового статуса.
— И чем смогут помочь параюристы?
— Если взять какой-нибудь отдаленный айыл, то там, как правило, нет ни адвоката, ни практикующего юриста, как и не практикующего. Но есть человек, к которому за советом обращаются местные жители. Вот таких людей мы хотим включить в категорию параюристов. Наша служба будет обучать их на постоянной основе, они станут своего рода мостом между нашей службой, адвокатами, госорганами и гражданами, смогут направить в нужное ведомство человека с его проблемой, чтобы он не блуждал от двери к двери.
— Обеспечить каждое село квалифицированным юристом сложно. Обойтись советом не всегда возможно. Что вы делаете в таких случаях?
— Мы периодически ездим к людям сами. Реализуем проект "Автобус солидарности". Этот "автобус" уникален тем, что наши юристы на месте пытаются решить вопросы обратившихся. Он состоит не только из юристов — в него входят представители и Соцфонда, и ГРС, и Департамента регистрации населения, и кадастра, и другие.
Мы формируем команду из специалистов, которые смогут решить проблемы местных жителей, ну и, конечно, проводим онлайн-консультации. Все-таки технологии сегодня позволяют это делать. Работаем над модернизацией сайта, чтобы можно было с мобильного телефона набрать ключевое слово и сразу получить ответ на интересующий вопрос. Плюс чат-боты дадут возможность сразу же сгенерировать тот или иной образец документа. Также идет работа через мессенджеры. В конце концов, люди могут позвонить на горячую линию по номеру 114.
— Вы упомянули о регулярной акции "Автобус солидарности". Меняются ли вопросы граждан?
— Почти нет. Больше всего вопросов по документированию, правам и процедурам оформления социального обеспечения, пособий, пенсий. У одних трудности с получением паспорта, свидетельств о рождении для детей, по бракоразводным процессам, связанные прежде всего с разделом имущества и алиментами, вопросы земельного права, получения участка, раздела земли, наследования. Но, безусловно, много услуг оказываем в рамках уголовных дел. Большинство наших клиентов — подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений. Потерпевших меньше.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров во время выступления на II Съезде адвокатов - Sputnik Кыргызстан, 1920, 30.09.2021
Садыр Жапаров: есть два вида адвокатов, один из них — "решатели"
— Много тех, кто просит государственного адвоката?
— С момента задержания фиксируется много фактов нарушения прав человека. Когда человек задержан, он теряется, не знает, что делать, зачастую совершает неверные действия — где-то неправильно подписал, что-то ненужное сказал. Все это, как мы знаем, может быть использовано потом против него. Правоохранительные органы обязаны ознакомить задержанного с его правами, разъяснить, в чем он обвиняется, дать ему возможность сделать результативный звонок, то есть дозвониться. Если нет адвоката, которому бы человек позвонил, можно обратиться по номеру 114 в нашу службу. Это должны сделать и сами правоохранительные структуры. А после закон позволяет молчать до приезда защитника.
Но бесплатными услугами адвоката обеспечивают не всех подряд. Закон определяет критерии, кому он предоставляется. В рамках уголовных дел при задержании эту помощь могут получить абсолютно все граждане. В том числе иностранцы, лица без гражданства и беженцы, инвалиды I, II групп, дети, одинокие мамы, военнослужащие, проходящие срочную службу, престарелые, которые находятся в государственных домах-интернатах. Это те категории граждан, у которых мы не проверяем доход. Есть и вторая категория — если у человека доход не превышает 60-кратный размер минимальной заработной платы, он имеет право на бесплатного адвоката.
— Сколько это в деньгах?
— К примеру, в 2023-м это было 2 300 сомов. Эту сумму умножаем на 60 и делим на 12 месяцев. Если у человека в месяц доход не превышал в том году 11 400 сомов, он имеет право на бесплатного адвоката. И, что интересно, по информации Нацстаткома, который учитывает официальные данные, оказывается, почти у 60 процентов граждан доход не превышает этой суммы, то есть фактически это наши клиенты.
— То есть еще и потому, что граждане не показывают государству настоящий размер своего заработка?
— Мы делаем запросы в налоговые органы. Но что важно, мы не обременяем наших получателей заботой представить документ, что он малоимущий или что у него маленький доход. Эту функцию мы берем на себя через систему "Түндүк". Через нее определяем доход человека, его статус и делаем вывод, положен ли ему бесплатный адвокат.
— Есть мнение, что адвокаты от государства бесполезны. В опросах люди отмечали, что они не участвуют в допросах, процессуальных и прочих действиях.
— Да, еще раз отмечу, что в обществе уже сложилось мнение, что бесплатный адвокат ничем не поможет. Адвокаты должны быть заинтересованы работать в этой системе. Если хотим хорошей отдачи, то должны думать о соразмерности оплаты их труда. Если в 2018 году из бюджета выделяли на оплату труда адвокатов около 16-17 миллионов сомов по республике, то начиная с 2019-го бюджет стал 70 миллионов сомов, и мы ожидаем еще увеличения этой статьи расходов.
— Сколько таких юристов вы привлекаете в год?
— По-разному, зависит от надобности. К сожалению, адвокаты сконцентрированы в Бишкеке, Оше, в регионах их нет. Представьте, в Тогуз-Торо нет ни одного адвоката. Мы подняли в разы оплату, и только тогда появились желающие ехать куда-то работать с подзащитным. Но нам надо отчитываться за каждую копейку, насколько эффективно были использованы средства. Поэтому решено определить минимальные требования к адвокатам, при выполнении которых они могут рассчитывать на гонорар. Если раньше адвокату производилась оплата только на основании постановления следователя или определения суда, что он участвовал в том или ином деле, то сейчас мы это исключили — адвокат должен представить отчет о ведении дела. Плюс важно, чтобы не было жалоб от получателя услуги.
— Вы привлекаете любых адвокатов? Есть какие-то критерии?
— Это те же адвокаты-частники. Что мы поняли? Нужно, чтобы правоохранительные органы не привлекали к делам лояльных к ним адвокатов. Что скрывать, такое есть. Следователь или судья заинтересованы в том, чтобы не задавались лишние вопросы, чтобы юрист не указывал на какие-то пробелы в работе или нарушения. По итогам мониторинга мы составляем рейтинг адвокатов. Если он показывает негативные результаты, исключаем из реестра.
Мы хотим привлечь в эту систему перспективных молодых людей, в основном тех, кто работал в юридических клиниках и хотят получить опыт и имя. Мы обучаем их и теории, и практике, готовим к экзамену на получение лицензии адвоката, а после трудоустраиваем. Граждане, чтобы зарегистрировать куплю-продажу недвижимости, авто, предпочитают идти к госнотариусам, говорят, что они надежнее. Вот нам нужно добиться, чтобы такое же отношение было у общества к "бесплатным" адвокатам.
— Может ли госадвокат отказаться от дела, если понимает, что оно бесперспективно?
— В рамках новых стандартов адвокат должен выработать тактику и позицию по делу со своим подзащитным. Он должен обосновать, если считает, что ситуация все равно проигрышная. Но если клиент настаивает на продолжении его защиты, а делает он это письменно, то адвокат продолжает вести защиту.
Как исправляют кыргызстанцев, совершивших нетяжкие преступления, — видео - Sputnik Кыргызстан, 1920, 07.08.2020
Как исправляют кыргызстанцев, совершивших нетяжкие преступления, — видео
Лента новостей
0