В школах применяют учебники, не одобренные Минобразования

© Sputnik / Михаил РогожинКруглый стол в универсистете им. Арабаева, Ирина Пузырева
Круглый стол в универсистете им. Арабаева, Ирина Пузырева - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В вузах, готовящих педагогов, нет групп для школ с русским языком обучения. И нужно понимать, что с уходом учителей старой закалки возникнет большой дефицит кадров, считает завотделом управления образования мэрии Бишкека Ирина Пузырева.

БИШКЕК, 5 мар — Sputnik. Заведующая отделом развития образования управления образования мэрии Бишкека Ирина Пузырева ответила на вопросы корреспондента Sputnik о сокращении нагрузки в образовательных учреждениях.

— Впереди пора выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах. Насколько существующие образовательные программы соответствуют требованиям, предъявляемым к абитуриентам, поступающим в зарубежные вузы?

Школа. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Эксперт: нельзя учить истории КР без истории России и СССР
— Думаю, все государства бывшего СССР за четверть века независимости пришли к выводу, что 70 лет нахождения в одном пространстве и резкий распад на независимые страны показали, что у нас единая нравственно-культурная платформа, единый взгляд на оценку происходящих вокруг нас событий, единый взгляд на образование.

Многое нас связывает: и традиции, и память, и что очень важно — общая память. И вот этот период независимости, скорее, даже раздробленности, подвел нас к осознанию необходимости создания единого образовательного пространства.

Нам очень нужен единый подход к образовательным дисциплинам. Например, история. Не секрет, что сейчас историю многие переписывают так, как хотят, но в итоге время всегда расставляет точки над i. Для нас очень важно, чтобы наша молодежь имела правильное представление о тех исторических событиях, которые происходили за долгий период кыргызско-российских отношений.

— Почему возникла тенденция к сокращению часовой нагрузки?

"Модель школьного образования" требует дополнительного образования
— Участие в международной программе оценки качества образования PISA показало очень слабые знания и низкое качество образования у учащихся Кыргызстана. Естественно, перед государством встал вопрос о повышении этого показателя. У нас стали изучать различные модели образования — финскую, малайзийскую, китайскую, германскую и российскую. Изучалось выделяемое количество часов преподавания по определенным предметам.

Конечно, более тысячи часов на учащегося в год — очень большая нагрузка на ребенка. Поэтому было принято решение о сокращении.

— То есть, выяснив, что учащиеся показывают слабые знания, выносится решение еще меньше их учить?

— Сокращение часов должно было быть в первую очередь обдуманным. Нужно было сокращать часы для тех предметов, которые не подкреплены учебными программами, учебниками. А у нас сокращению подверглись математика, история, и очень сильно сократили естественнонаучный цикл предметов. Хотя мы и сопротивлялись, и до сих пор сопротивляемся этому, но такое решение было принято.

— Каким способом вы сопротивляетесь данному решению?

— Естественным. Получается само собой — часы сокращают, а программы и учебников нет. Вот и приходится работать по старым программам и учебникам.

По рекомендации Министерства образования и науки в школах с русским языком обучения используются российские учебники. Однако необходимо отметить, что у нас нет соответствующих нашей программе в старшей школе наших кыргызстанских учебников. До пятого класса начальной школы еще есть, а вот для старших они отсутствуют. На сегодня мы имеем такую ситуацию, что учебно-методического комплекса для школ с русским языком обучения с пятого по 11-й класс у нас практически нет.

Студенты КР смогут получить два диплома
Присутствует еще один сложный момент: нет преемственности в школьных пособиях по одним и тем же предметам. Например, в начальной школе не разрешены учебники Петерсона, а в старшей по ним занимаются.

По русскому языку, биологии, химии, физике и математике мы занимаемся по российским учебникам, но не все они разрешены нашим Минобразования, да и программа России довольно сильно отличается от нашей для русских школ.

Фактически получается, что ведомство дало на откуп самим школам работу по учебникам и программам. Каждая школа на сегодня пытается создать свою программу — авторскую, модифицированную, адаптированную и тому подобное, а необходима одна единая программа, одинаковая для всех.

В школах с кыргызским языком обучения другая — не менее сложная ситуация. Они хоть и практически полностью обеспечены учителями и учебниками, но вопрос качества этих учебников вызывает серьезные нарекания.

В них присутствует довольно большое количество грамматических и прочих ошибок. Даже учащиеся делают замечания по этому поводу. Например, многие избегают пользоваться учебником по английскому языку автора Юсуповой. Он был издан с очень большим количеством ошибок, а он стоит в учебной программе.

— А кроме учебных программ есть ли другие факторы в системе образования, которые подверглись кардинальным изменениям?

— В первую очередь это кадры, которые в настоящее время приходят с очень низким педагогическим потенциалом.

Сокращение предмет-часов снизит уровень образования, считает эксперт
В вузах, готовящих педагогические кадры, нет групп для школ с русским языком обучения. Также не готовят педагогов по математике, физике, информатике, химии и биологии. И нужно понимать, что через несколько лет уйдут пока еще работающие учителя старой закалки. И с их отсутствием возникнет большой дефицит кадров.

На сегодня в школы и вузы приходят молодые специалисты, не знающие методику преподавания предмета, возрастных особенностей детей, написание поурочных планов и т.д.

Молодые учителя не могут найти общий язык с детьми в силу того, что в вузах преподавание этих основных педагогических инструментов поставлено не на должный уровень. И соответственно возникают различные конфликтные ситуации. К тому же низкий уровень заработной платы ведет к тому, что в школы очень мало приходит интересных людей.

Особенная проблема — несоответствие гендерного баланса преподавательского состава в образовательных учреждениях. Помните, как в классическом советском фильме — "мужчин не хватает".

И если мы говорим о будущем детей, то существенный перекос в сторону женского воспитания накладывает особый отпечаток на детей. В школах, где есть учителя-мужчины, гораздо меньше проявлений насилия и школьного рэкета, чем в школах с чисто женским коллективом.

Да и вопрос трудового обучения сильно хромает по этой причине. При отсутствии педагога-мужчины мальчики учатся шитью, варке, стирке, карвингу и т.д. А они должны осваивать слесарные, столярные инструменты, учиться работать на станках, обработке разных материалов, то есть иметь чисто мужские навыки. Также сказывается нехватка инвентаря для "трудов", но главное — тех, кто умеет на них работать и обучать этому предмету.

Лента новостей
0