Национальное блюдо Казы-карта. Архивное фото

Кудалар едут! Как встречают сватов в разных областях Кыргызстана

3056
У кыргызов много обычаев. Многие из них широко известны, но есть и такие, о которых мало кто знает. Речь пойдет о традициях, которые сопровождают встречу сватов (кудалар).

Корреспондент агентства Sputnik расспросил жителей всех регионов Кыргызстана об их обычаях при встрече сватов. С ним поделились жительницы Нарынской области Жумаш Океева, Чуйской — Жыпар Минбаева, Таласской — Нургуль Батырбекова, Ошской и Джалал-Абадской — Гулайым Акынбекова, Иссык-Кульской — Шаршекан Шейшеева и Баткенской области — Абдинаби Кадыров.

Аркан тосуу. Этот обычай существует в Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской и Чуйской областях. Соблюдали и в южных регионах, но сегодня отошли от него. Когда сваты приезжают к родственникам невесты, выходят из машин и идут к дому, двое мужчин из числа родственников невесты натягивают перед ними аркан. Приехавшие сваты по обычаю покупают право пройти, чаще всего за деньги. Такой обычай применим только к сватам, приехавшим за невестой.

Карчыга тартуу. Если в некоторых местах Таласской, Чуйской и Нарынской областей сватов встречают перетягиванием аркана, то в некоторых селах Иссык-Кульской и Нарынской областей — обычаем "карчыга тартуу", то есть обильным угощением. Хозяева встречают гостей прямо на улице, поднося свежесваренное мясо барана или козы, спиртные напитки и сладости. И только после того как приехавшие отведают угощение, приглашают в дом. В Баткенской области сватов угощают сладостями перед тем, как они войдут в дом.

Түштөндүрүү, кол чайкаар. После того как приехавших угостили, начинается традиция "түштөндүрүү". Этот обычай жив во всех областях. Только в северных регионах его называют "түштөндүрүү", а в Ошской и Джалал-Абадской областях называют "куданы чайга чакыруу". То есть родственники тех, к кому приехали сваты, соседи и друзья приглашают сватов к себе домой и также угощают их. Разновидностью этого обычая считается также "кол чайкаар", то есть близкие хозяев тоя угощают приехавших. Только они не приглашают к себе, а угощают в том же доме и знакомятся со сватами. Этот обычай соблюдается во всех регионах, но только нарынчане называют его "кол чайкаар".

Паяндос. Паяндос — это ковер, который расстилается для прибывших жениха и сватов. Обычай широко распространен в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях. Родственники невесты заранее приготавливают для встречи сватов ковры и расстилают их перед женихом отдельно, перед старшими по возрасту сватами отдельно. Родственники жениха обязательно должны отблагодарить деньгами тех, кто расстилает ковер перед ними. Деньги от жениха получают молодые келинки (жены младших братьев), а от сватов — женелер (жены старших братьев).

Кешик, себет. Жители Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской и Чуйской областей, когда едут к сватам, обязательно привозят с собой сваренное мясо барана, сладости и напитки. Посреди свадьбы сваты с обеих сторон одаривают друг друга подарками (одеждой), а после этого вручают и угощение. Сваты, встречающие гостей, обязательно угощают этой снедью всех присутствующих.

А в Ошской и Джалал-Абадской областях на той готовят себет (корзинки), в которые не кладут мясо. В них должно быть 8 или 12 видов хлебных изделий, сладости и напитки. Эти корзинки делают родственники невесты, одну из них "покупают" друзья жениха. В южных областях также есть обычай "кыз көчүрүп баруу", то есть "переезд невесты". В дом, куда приходит невеста, приезжают только женщины в качестве сватов. Им в пакеты кладут сваренные куймулчак (копчиковая кость, подается самой почетной гостье) и жамбаш (подвздошная кость с мясом, которая подается уважаемому гостю). Кстати, на юге страны родственники невесты, дающие приданое, в сундук кладут сваренное мясо барана и сладости (если у них есть такая возможность).

Калым. Жители южных регионов не обязательно везут его с собой при поездке к сватам. Некоторые дают половину калыма при ачуу басаар (поездке к сватам), а некоторые — до бата тоя (свадьбы). В калым входят скот для забоя, рис, масло, то есть продукты для проведения тоя от родственников жениха. На юге страны родственники невесты проводят кыз узатуу (проводы невесты) перед свадебным тоем. На этом мероприятии они угощают жениха и его друзей, а также родителей и родственников жениха. Также они вручают сватам на бата тое приданое невесты. Проводы невесты проводят отдельно от свадьбы. В этот день отец жениха с одним из родственников встречает и провожает гостей. А в северных регионах калым вручают, когда увозят невесту, или после "алдына барды".

Стоимость калыма везде разная. Но сколько бы ни было денег, перед вручением родителям невесты их заворачивают в белую ткань и дают на 50-100 сомов меньше. Из калыма отец невесты немного раздает родственникам. Кстати, в Баткенской области число приехавших сватов обязательно должно быть четным. 

Тердетмей. Этот обычай практикуется в Таласской области. Приехавших сватов приглашают в дом и начинают угощать чаем из самовара, пока чай в нем не закончится. Если кто-то хочет выйти наружу в это время, он может выйти, заплатив какую-то сумму женщинам, разливающим чай.

Ысырык түтөтүү. В Ошской и Джалал-Абадской областях жив обычай "ысырык же арча түтөтүү" (окуривание рутой или арчой). Отмечается, что в Баткенской области этот обычай понемногу утрачивает актуальность. В середине тоя одна из родственниц или соседок хозяев окуривает приехавших сватов. Те в ответ должны одарить эту женщину деньгами.

Конок катуу. Этот обычай широко применяется в Иссык-Кульской и Нарынской областях. Жены братьев крадут одного из уезжающих гостей и прячут его, и сватам приходится выкупать его.

Бут кийим катуу. Этот обычай существует на юге, особенно в Ошской области. Когда гости собираются уезжать, жены братьев крадут обувь одного из них и отдают ее только за выкуп.

Жылкычы, койчу. В Иссык-Кульской, Чуйской и Нарынской областях есть обычай "жылкычы, койчу". Молодые люди получают денежное вознаграждение за то, что "всю ночь охраняли машины сватов" ну или их лошадей, если переводить дословно.

Уйкулук. Когда гости уезжают, в качестве "уйкулук" они оставляют бутылки со спиртным или деньги, чтобы оставшиеся выпили за их здоровье. Этот жест щедрости на усмотрение сватов.

"Бычак өтпөй жатат", "от күйбөй жатат". Когда говорят "бычак өтпөй жатат" (ножи не режут), то один-двое из сватов должны одарить деньгами и поднять настроение тех, кто режет скот и варит мясо. А слова "от күйбөй жатат" (не горит огонь) означают, что хотят вознаграждения женщины, готовящие еду. Этот обычай применяют, когда сваты приезжают в дом невесты.

Наш колумнист Таалайгуль Усенбаева считает, что траты на всяческие тои — непозволительная роскошь для многих кыргызстанцев. Тем не менее они находят деньги, влезая в долги. Оценят ли сваты такой широкий жест? Возможно. Но иногда оценивать приходится в больнице.

3056
Теги:
гости, традиции, той, Кыргызстан
По теме
Кудалар приехали! Лезем в кредиты, режем десять баранов и закармливаем сватов
Уважающий себя мужчина не наполняет пакеты едой — о поведении у дасторкона
Экс-спикер Жогорку Кенеша Мукар Чолпонбаев. Архивное фото

Что сказали власти об ушедшем из жизни экс-спикере Чолпонбаеве некролог

29
(обновлено 11:27 25.05.2020)
Экс-спикера Жогорку Кенеша, видного общественного деятеля Мукара Чолпонбаева похоронят сегодня, 25 мая, на Ала-Арчинском кладбище.

БИШКЕК, 25 мая — Sputnik. Власти Кыргызстана выразили соболезнования родным и близким экс-спикера Жогорку Кенеша Мукара Чолпонбаева. Некролог распространила пресс-служба президента.

Напомним, что общественный деятель скончался на 70-м году жизни в воскресенье, 24 мая. У него был диагностирован коронавирус, на фоне которого развился ряд осложнений.

"Народ Кыргызстана понес невосполнимую утрату. Мукар Шалтакович Чолпонбаев останется в истории Кыргызстана как видный государственный и общественный деятель, внесший большой вклад в возрождение и укрепление кыргызской государственности, развитие парламентской и правовой системы страны", — говорится в сообщении.

Отмечается, что он, как опытный юрист, принимал активное участие в подготовке законодательной базы независимости, Декларации о независимости страны. Чолпонбаев непосредственно участвовал в подготовке первой Конституции независимого Кыргызстана.

"Выражаем глубочайшие соболезнования родным и близким, разделяем с ними боль и горечь невосполнимой утраты. Светлая память о Мукаре Шалтаковиче навсегда сохранится в сердцах соотечественников, друзей и близких", — подчеркнуто в некрологе.

Власти напомнили о трудовом пути Чолпонбаева.

Он родился 29 марта 1950 года в селе Орукту Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области.

В 1976 году, окончив Кыргызский национальный университет (КНУ) по специальности "юриспруденция", начал работать следователем прокуратуры Первомайского района города Фрунзе, затем трудился старшим следователем Кыргызской транспортной прокуратуры, следователем по особо важным делам при прокуроре Киргизской ССР.

С 1984-го по 1991 год являлся заместителем заведующего, затем заведующим юридическим отделом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР. В 1991 году его избрали депутатом Верховного Совета Киргизской ССР. С 1991-го по 1993 год работал начальником Чуйского областного управления юстиции, заведующим отделом по вопросам взаимосвязи с законодательной и судебной властью аппарата президента КР. С 1993-го по 1995 год занимал пост министра юстиции.

С 1995-го по 2000 год был депутатом Законодательного собрания Жогорку Кенеша, в 1995–1996-м — торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша. Также являлся заведующим кафедрой Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

С 2000 года работал юристом-адвокатом, директором консалтингово-юридической компании "Мукар и профи".
За многолетний и добросовестный труд Чолпонбаеву присвоены почетное звание "Заслуженный юрист Кыргызской Республики", звание государственного советника юстиции 3-го класса.

Мукара Шалтаковича похоронят 25 мая на Ала-Арчинском кладбище.

29
Теги:
Мукар Чолпонбаев, Кыргызстан, соболезнование, некролог
По теме
Скончался экс-спикер Жогорку Кенеша — у него был коронавирус
Врач в больнице. Архивное фото

На 25 мая COVID выявлен еще у пяти медиков из Бишкека. Вылечился один

82
(обновлено 11:28 25.05.2020)
Всего по стране выявлено 280 случаев коронавируса среди работников учреждений здравоохранения. Выписан из больницы 231 медик.

БИШКЕК, 25 мая — Sputnik. В Кыргызстане за сутки коронавирус выявили у пяти медработников из Бишкека, сообщает Республиканский штаб по борьбе с COVID-19.

В то же время из стационара выписался один медик.

Всего COVID-19 выявлен у 280 медработников, из них 231 выздоровели.

Коронавирус и карантин в части Кыргызстана

На сегодня в стране зарегистрировано 1 433 случая заражения коронавирусом, вылечились 992 человека, умерли 16.

В части Кыргызстана, в том числе в Бишкеке, 10 мая в 24:00 завершился режим чрезвычайного положения. Вместо него в столице, Оше, Ат-Башинском районе и сельском округе Каныш-Кыя Чаткальского района ввели карантин. 

Все актуальные новости читайте в нашем онлайн-репортаже.

Все последние и важные новости о ситуации с коронавирусом в стране читайте на нашем Telegram-канале.

Куда обращаться за помощью кыргызстанцам во время карантина, читайте в материале Sputnik Кыргызстан.

82
Теги:
коронавирус, медики, Министерство здравоохранения, Кыргызстан
Темы:
Сколько всего зараженных коронавирусом в Кыргызстане
По теме
Общественный транспорт возвращается на улицы Бишкека — запись прямого эфира
В Кыргызстане выявлено еще 30 случаев коронавируса. Всего — 1 433
В Кыргызстане скончался еще один пациент с коронавирусом. Всего 16