На руках у следователей сотни дел, а защитить себя от обвинений в стране практически невозможно – больше 90 процентов приговоров в Кыргызстане обвинительные.
Директор Национального центра Кыргызской Республики по предупреждению пыток Бакыт Рыспеков в беседе на радио Sputnik Кыргызстан отметил, что отечественные правозащитники еще до пандемии коронавируса рекомендовали судебной системе найти возможность избирать подозреваемым меру пресечения, не связанную с арестом.
"Дело в том, что, когда человек впервые переступает порог СИЗО, ему так или иначе приходится жить по законам криминального мира, который не признает ни государство, ни законы общества. Именно таким образом пополняется армия организованной преступности. Даже выходя на свободу, некоторые люди остаются агентами ОПГ на воле, пополняя так называемый "общак" и поддерживая сложившуюся систему внутри криминального мира. Государство тратит огромные средства на поддержание системы ГСИН, на содержание подозреваемых, хотя в маленькой стране за преступления, которые нанесли несущественный вред, было бы правильнее отпускать под домашний арест и наконец запустить залоговую систему", — сказал Рыспеков.
Член координационного совета при Национальном центре Кыргызской Республики по предупреждению пыток Индира Саутова подчеркнула, что государство во время пандемии коронавируса не может брать на себя ответственность за жизни людей, которые находятся в ИВС и СИЗО в ожидании суда.
"Боязнь быть уличенными в коррупции и планы раскрываемости вынуждают некоторых следователей закрывать подозреваемых в ИВС, рекомендовать прокуратуре настаивать на аресте человека на время суда, а суд часто не разбирается в положении гражданина, который предстает перед ним. Несмотря на то что личность установлена, есть постоянное место проживания, граждан все равно предпочитают "закрыть", чтобы потом иметь рычаги давления, не давать возможность для нормальной защиты. Пока сложно говорить, что человек в Кыргызстане может полноценно защитить себя. МВД, прокуратуру и суды граждане считают звеньями одной цепи, хотя они должны уравновешивать друг друга, а не играть в одной команде", — сказала Саутова.
Она добавила, что презумпция невиновности подразумевает возможность для человека, которому предъявляются обвинения, сориентироваться и выстроить защиту без давления со стороны следствия.
Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.
В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан она сообщила, что ассоциация объединяет 28 пекарен в Бишкеке и Чуйской области.
"Сегодня хлеб в основном выпекается частными компаниями. При этом официально работающие организации выполняют все требования санэпидемстанции и других госорганов. Два раза в год проводятся плановые проверки сырья и сотрудников на предмет инфекционных заболеваний. Во время пандемии коронавируса санитарные требования были ужесточены, и теперь мы работаем в перчатках", — рассказала Магонбетова.
По ее словам, на рынке, к сожалению, есть пекарни, которые работают нелегально.
"Соответственно на таком производстве нет контроля качества и безопасности продукции. Например, продается хлеб с различными химическими добавками, которые визуально улучшают продукт и даже увеличивают срок хранения. Добавки, очевидно, незаметно влияют на здоровье людей, и есть мнение медиков, что они могут вызывать различные заболевания. По правилам хлеб должен выпекаться день в день, а остатки следует сдавать обратно в пекарню, где из них можно будет сделать сухари с соблюдением технологии. Иногда черствый хлеб закупается фермерами на корм", — пояснила и. о. зампреда ассоциации.Магонбетова подчеркнула: чтобы быть уверенным в хлебе, нужно требовать сертификаты качества в магазинах.
Как пекарни работали во время пандемии, годится ли отечественная мука для выпечки хлеба и чем отличается солдатский хлеб от московского, узнайте в видеоверсии программы.
И. о. премьер-министра КР Артем Новиков заявлял, что налоговая служба не должна быть карательным органом, а налоговики должны поддерживать бизнесменов, по сути, оказывая им услуги. В комментарии для радио Sputnik Кыргызстан Татьяна Ким отметила, что шаги в сторону преобразования в сервисную службу в налоговых органах страны начались давно.
"Если мы сравним работу налоговой пять лет назад с тем, что есть сегодня, о увидим, что и платить, и отчитываться об уплате стало удобнее, потому что появился целый ряд электронных сервисов, например, добровольный патент можно приобрести, используя электронные методы, не посещая при этом налоговую службу. Можно написать заявление в электронной форме и получить ответ. Точно так же можно и даже нужно некоторым плательщикам, в том числе плательщикам НДС, сдавать отчеты только в электронной форме", — рассказала Ким.
Она подчеркнула, что налоговый орган должен использовать высвобожденные ресурсы на то, чтобы проводить аналитическую работу, а не заниматься тотальными проверками бизнеса и бухгалтерий.
Она добавила, что Кыргызстан постепенно продвигается в сторону этих реформ, но движение замедляется общей неэффективностью государственного управления, в то время как налоговые службы являются ярким отражением его эффективности.
Новый глава государства подписал 17 указов. Согласно двум из них, США возвращаются во Всемирную организацию здравоохранения и снова принимают на себя обязательства в рамках Парижского соглашения по климату. Байден также снял режим ЧП на границе с Мексикой, остановив строительство стены, и отменил ограничения на иммиграцию в Соединенные Штаты граждан некоторых стран, в том числе числе Кыргызстана.
Однако про Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III) Байден пока не сказал, хотя ранее обещал продлить его. МИД РФ выразил надежду, что новая президентская администрация США будет придерживаться более взвешенного внешнего курса, не обостряя избыточно конфронтационные российско-американские отношения.