Советник министра экономики КР Нургуль Акимова. Архивное фото

Особый акцент: человеческий капитал как способ выхода из бедности

128
Советник министра экономики КР Нургуль Акимова рассказала, как лучше использовать человеческий капитал в Кыргызстане.

Полный комментарий эксперта слушайте в видеоверсии.

Ранее лидер президентской гонки Садыр Жапаров заявил, что в Кыргызстане есть возможность побороть бедность за 2-3 года, если политическая ситуация будет стабильной.

В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан Акимова сообщила, что за 2020 год зафиксировано падение экономики почти на 10 процентов.

"Кыргызстан — небольшая страна со своей спецификой экономики, и для нашей экономики мы не можем использовать финансовые инструменты, как, например, США или Евросоюз, "заливая" кризис деньгами. Также мы не можем форсировать производство, так как его уровень у нас небольшой. Но есть третий способ — работать с человеческим капиталом. То есть наши соотечественники являются главным инструментом, который позволит поднять уровень жизни", — сказала Акимова.

По ее словам, необходимо поднять уровень образования и тем самым обеспечить кыргызстанцам доступ к более высокооплачиваемой работе.

"Учитывая возрастающую роль цифровизации, можно сказать, что, обучив людей специальностям, например, в IT и других смежных сферах, мы сможем обеспечить кыргызстанцев высокомаржинальной работой. Сегодня знания стоят дороже, чем обычный физический труд, а если учитывать, что в ближайшие 10-20 лет простой труд будет заменяться автоматикой, нам надо переориентироваться на работу в высокотехнологичной сфере", — пояснила экономист.

Она подчеркнула, что, например, Минсоцтруда могло бы включить IT-профессии в программу курсов для безработных, что дало бы им возможность получить высокооплачиваемую работу.

128
Теги:
Кыргызстан, экономика, человек, цифровизация, профессия
По теме
Спад экономики в Кыргызстане составил 9% в 2020 году — цифры от Нацстаткома
Радиорубрика Между строк

Между строк: прибыльно ли заниматься книжным бизнесом в Кыргызстане

13
В новом эпизоде подкаста "Между строк" мы поговорили о культуре чтения в КР с исследователем, писателем и основателем издательского дома Виктором Кадыровым.
Между строк: прибыльно ли заниматься книжным бизнесом в Кыргызстане

Может ли писательство в Кыргызстане приносить доход? Почему литературу на государственном языке читают меньше? Каких книг не хватает в нашей стране, по мнению гостя? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете, послушав подкаст.

13
Теги:
бизнес, читатель, писатель, книга
По теме
Что читать, чтобы работать продуктивнее? Между строк
Подкаст РИА Новости. Правда тела

"Правда тела". Молоко

43
Какое молоко стоит у вас в холодильнике? Скорее всего так называемое молоко А1. С его употреблением врачи связывают воспаления желудочно-кишечного тракта, болезни эндокринной системы и развитие диабета у детей. А еще — опиоидный эффект...
"Правда тела". Молоко

Как отличить молоко А1 и А2? Можно ли пить молоко тем, кто сейчас не испытывает из-за него проблем? Пастеризованное, парное, обезжиренное и восстановленное — какое вреднее, а какое полезнее? Наконец, что насчет мороженого и кофе с молоком?

Разбираемся, какое молоко можно пить без опасений за свое здоровье. Объясняет эндокринолог, кандидат медицинских наук, автор Telegram-канала "Доктор Павлова", старший научный сотрудник факультета фундаментальной медицины МГУ Зухра Павлова.

  • 2:40 — "Мы же в природе не видим, чтобы лев подошел к зебре и попил молока";
  • 4:10 — чем вредно молоко А1 и как его отличить;
  • 5:50 — связь диабета первого типа с молоком А1;
  • 8:15 — как понять, есть ли неусваиваемость лактозы;
  • 9:00 — "опиоидный эффект": почему нам нравится молоко;
  • 10:02 — можно ли пить молоко тем, кто сейчас не испытывает из-за него проблем;
  • 10:47 — как на свойства молока влияет его обработка;
  • 13:07 — стоит ли пить обезжиренное и восстановленное молоко;
  • 16:20 — "Протеин — это отдельная субстанция, только белок": можно ли употреблять его тем, у кого непереносимость лактозы;
  • 18:10 — "На банке указан огромный состав аминокислот, но на самом деле они не проходят желудочный барьер";
  • 19:00 — каша на молоке или каша на воде?
  • 19:40 — "Не надо смешивать разные субстанции животного белка": а как же мясо по-французски?
  • 22:15 — кофе с молоком и мороженое: можно ли себе это позволить;
  • 22:45 — "Когда ко мне приходит человек с угревой болезнью, я спрашиваю, как часто он ест мороженое".

Слушайте подкасты РИА Новости.

43
Теги:
состав, вред, польза, Молоко
Темы:
Подкасты РИА Новости
Развевающийся на ветру флаг НАТО в штаб-квартире НАТО. Архивное фото

Беспринципность НАТО ремонт истребителей в Беларуси, несмотря на санкции

0
(обновлено 20:51 17.01.2021)
Модернизировать дешевле, чем покупать "исконно натовские" F-16V, но, несмотря на выполнение Минском всех обязательств, в Евросоюзе договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко".

Александр Хроленко, военный обозреватель

Прямая материальная выгода заставляет отдельных союзников по НАТО пренебрегать извилистыми "европейскими ценностями". Военно-воздушные силы Болгарии в феврале примут последние из восьми модернизированных в Беларуси штурмовиков Су-25. Получат и оплатят услуги страны, "придавленной" тремя свежими пакетами санкций Евросоюза. Этот парадокс заслуживает самого пристального внимания.

Первый штурмовик Су-25 ВВС Болгарии (бортовой номер 246) завершил капремонт и модернизацию на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах (Республика Беларусь) в сентябре 2020 года — на фоне массовых протестов в стране. И должен был в теории остаться единственным. Ведь если европейские партнеры до конца принципиальны в своей санкционной политике, страны НАТО не должны оплачивать услуги белорусских предприятий ОПК. Образцом могут служить некоторые страны Балтии, которые "назло соседу" остались без запчастей для своих тепловозов. Однако болгарские СМИ сообщили, что в феврале ВВС страны получат два последних из восьми Су-25, прошедших восстановительный ремонт в Барановичах. Более того, София намерена модернизировать на 558-м авиазаводе еще шесть самолетов Су-25 (определяются финансовые параметры сделки). Откуда же такая беспринципность?

По расчетам командования ВВС Болгарии, после белорусского капремонта "советские" штурмовики Су-25 будут эксплуатироваться до 2028 года, то есть до очередного ремонта с продлением службы, или до закупки новых "исконно натовских" истребителей F-16V Block70. А с последними не все хорошо.

Ранее болгарский президент Румен Радев запретил выполнение контракта стоимостью 1,256 миллиарда долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72 якобы из-за нечетких сервисных гарантий в договоре. Полагаю, опытный военный летчик и экс-главком ВВС страны просто засомневался, стоит ли отдавать 157 миллионов долларов за каждый из восьми самолетов четвертого поколения, если истребитель F-35 пятого поколения продается некоторым союзникам почти в два раза дешевле? Примерно в это же время США уступили Тайваню (не союзнику по НАТО) истребители F-16 Block 70 новой постройки значительно дешевле — по 121 миллиону долларов за единицу. Болгария — страна небогатая, и очевидно, что в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации штурмовикам Су-25 болгарских ВВС придется служить еще много-много лет, а Беларусь сегодня очень выручает боевую авиацию балканского члена Североатлантического альянса.

Смешные деньги — серьезный результат

Болгарское правительство еще в ноябре 2018 года одобрило финансирование модернизации восьми штурмовиков Су-25 в сумме 43 миллиона евро, однако 558-й авиазавод в Барановичах длительное время не мог приступить к ремонту болгарских Су-25 из-за "старых" санкций Евросоюза в отношении Беларуси. И все же капремонт болгарских штурмовиков советского производства в РБ состоялся. Чтобы обойти санкции, запрещающие членам ЕС торговать с Беларусью военным имуществом (которое может быть использовано для внутренних "репрессий"), парламент Болгарии внес поправки в национальное законодательство. Деньги важнее принципов европейской солидарности.

Барановичский 558-й авиаремонтный завод принял из Болгарии первый Су-25 (на борту белорусского Ил-76) 28 августа 2019 года, а восьмой самолет — 7 октября 2019-го. Все работы по планеру, двигателю, авионике выполнены оперативно и с высоким качеством. Три обновленные машины вернулись на авиабазу "Безмер" в октябре и еще три — в декабре 2020 года. Стоимость ремонта партии из 14 самолетов Су-25 (весь парк болгарских штурмовиков) составит 73,665 миллиона евро, то есть в разы дешевле покупки одного нового истребителя F-16 Block 70. Причем затраченные средства обеспечивают впечатляющий результат.

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов и главком ВВС генерал-майор Димитар Петров на исходе 2020 года ознакомились с возможностями модернизированного Су-25 на авиабазе "Безмер" и пришли в восторг. На белорусском предприятии полностью обновлена навигационная система Су-25 (появилась спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS), расширены возможности применения ракетного вооружения, повышена точность поражения наземных целей при увеличении дальности, новая система связи позволяет обмениваться данными с наземными войсками и морскими силами. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а турбореактивных двигателей Р-95Ш — на 500. Модернизированный Су-25 значительно повысил боеспособность и эффективность в решении задач по предназначению. Не случайно на брифинге командир авиабазы "Безмер" полковник Милен Димитров заявил: "После ремонта Су-25 стал совершенно другим, новым и современным самолетом".

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов в свою очередь отметил, что это обновление — "наглядный пример консенсуса между политическим и военным руководством страны относительно того, куда вкладывать средства, когда после тщательного анализа, доказательства необходимости, определения перспективы делается правильный инвестиционный выбор и достигаются необходимые результаты". 

Высокая репутация и черная неблагодарность

Подрядчик для модернизации болгарских штурмовиков выбран не случайно — белорусский 558-й авиаремонтный завод широко известен качеством услуг, превосходящим аналогичные на предприятиях ОПК Грузии или Украины. По понятным причинам оборонные заводы России в списке потенциальных исполнителей не рассматривались (главный оппонент альянса). И специалисты белорусского предприятия в очередной раз подтвердили высокую репутацию, совершили технологическое чудо.

Реализована программа повышения боевых возможностей самолета Су-25, которая включает расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения (включая управляемые ракеты Р-73 "воздух-воздух" и Х-29Т "воздух-поверхность"), формирование информационно-управляющего поля кабины, введение режима "навигационное бомбометание" (всепогодно на высотах до 7000 метров, без входа в зону поражения войсковой ПВО), установку аппаратуры радиотехнической защиты.

К примеру, комплекс РЭБ "Сателлит" (разработка 558-го завода) обеспечивает индивидуальную радиотехническую защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника. Самолет защищает дезинформационная "картинка" в головках наведения управляемых ракет, на экранах радаров станций сопровождения и атакующих истребителей. При этом радиоэлектронные средства управления оружием противника не "видят" признаков помех и "работают" по ложной маневрирующей цели. Комплекс "Сателлит-М2" способен действовать автоматически, не отвлекая летчика.

На фоне неизменно корректного выполнения РБ всех своих обязательств и международного законодательства главы МИД стран ЕС договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко". Ограничения коснулись и белорусских оборонных предприятий: МЗКТ (колесные базы для тяжелых комплексов вооружений), 140-й ремонтный завод (ремонт танков), электромеханический завод "Агат" (разработка автоматизированных систем управления), "Белтехэкспорт" (продажа военной техники за рубеж). Крупнейшие предприятия страны — государственные, поэтому санкции всех "пакетов" направлены против РБ как гибридное оружие на поле боя.

0
Теги:
ремонт, истребитель, Болгария, Беларусь, НАТО
По теме
Безответственность на грани безрассудства — как Россия останавливает НАТО
Суровые испытания — "ночной суперохотник" и рекордсмен Ми-26 идут на Эльбрус