Экономист Нургуль Акимова. Архивное фото

Как государство может остановить рост цен на продукты, объяснила экономист

Экономист Нургуль Акимова рассказала, что можно снизить цены на продукты путем заключения прямых межгосударственных контрактов.

Полный комментарий специалиста слушайте в аудиоверсии.

Как государство может остановить рост цен на продукты, объяснила экономист

В эфире радио Sputnik Кыргызстан она пояснила, что инфляция в республике была вызвана снижением притока валюты из-за пандемии и оттока капитала и прямых инвестиций.

"Многие задаются вопросом, почему резкого роста цен не было раньше. Баланс валютного рынка в стране обеспечивается во многом благодаря доходам трудовых мигрантов, которые высылают деньги на родину. Во время кризиса они испытывали большие трудности с трудоустройством и доходами, поэтому приток валюты перестал быть динамичным и регулярным. К тому же Кыргызстан до пандемии не имел таких проблем с экспортом, а значит, и с притоком валюты от него. Плюс был устойчивым приток иностранных инвестиций. Коронавирус расшатал ситуацию, и все эти механизмы перестали работать прежними темпами. Сейчас ситуация улучшается, и есть надежда, что экономика восстановится, а цены вернутся на прежний уровень", — сказала Акимова.

Она подчеркнула, что правительство оперирует теми возможностями, которые у него есть.

"Регулирование цен — это короткая мера, и она действительно плохо влияет на конкуренцию на рынке, в целом это плохо для предпринимателей. Необходимо начать проработку прямых контрактов и осуществлять поставку товаров из Казахстана и России за национальную валюту, чтобы снять комиссию за использование иностранных валют. На уровне межгосударственных соглашений действительно можно удешевить цены на отдельные стратегические товары, и если начать переговоры сейчас, можно будет предупредить дальнейший рост. Прежде всего на повестке у правительства должна быть задача по развитию малого и среднего бизнеса. Это необходимо для активизации внутреннего производства и его роста в масштабах", — отметила экономист.

По ее словам, необходимо воспитать класс предпринимателей и в дальнейшем сформировать подушку безопасности из резервов и фондов на случай внешних шоков.

Теги:
меры, правительство, инфляция, валюта, экономика, бензин, продукты, цены, рост, Кыргызстан
По теме
Цены на подсолнечное масло снова бьют рекорды — о стоимости продуктов в КР
Руководитель компании-поставщика электромобилей Дастан Чаргынов

Плюсы и минусы электромобилей беседа с экспертами

Кандидат технических наук, доцент КГТУ Эрмек Кадыров и руководитель компании — поставщика электромобилей Дастан Чаргынов рассказали о преимуществах и недостатках этого вида транспорта.

Полную версию беседы с экспертами слушайте в аудиозаписи.

В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан Чаргынов сообщил, что все больше автопроизводителей уделяют внимание электротранспорту.

"Электромобили — это неизбежное будущее, и думаю, что в Кыргызстане они тоже будут популярными, но не везде. К сожалению, пока у такой техники не очень большой запас хода — максимум 800-1000 километров от одного заряда, но если пользоваться машиной в пределах города или области, вполне можно ощутить все плюсы. Экономия по сравнению с обычным автомобилем колоссальная — расходы уменьшаются до 70 раз. К примеру, на 100 километров я трачу всего 11 сомов, тогда как с обычным авто сумма составляет порядка 500-700 сомов. Электромобиль является и более безопасным видом транспорта, потому что там нечему гореть и взрываться", — сказал Чаргынов.

По его словам, для того чтобы все кыргызстанцы перешли на экологичный вид транспорта, нужна государственная программа поддержки и развития инфраструктуры (зарядные станции, СТО и так далее).

Кадыров отметил, что наряду с преимуществами у электромобилей есть недостатки.

Кандидат технических наук, доцент КГТУ Эрмек Кадыров
© Sputnik / Асель Сыдыкова
Кандидат технических наук, доцент КГТУ Эрмек Кадыров

"Первый и главный минус — дороговизна автомобилей и обслуживания. У электромобилей также небольшой запас хода и срок жизни батарей, а в нашем резко-континентальном климате при резких перепадах температур батареи будут быстро портиться, причем в холодное время года запас хода будет меньше почти в два раза, а учитывая горный ландшафт — еще меньше, чем заявлено производителем. Также стоит вопрос утилизации батарей, который у нас, к сожалению, вообще никак не решается. Кроме того, при массовом переходе на электромобили большие нагрузки будут испытывать электрические сети, то есть потребуется новая инфраструктура", — объяснил Кадыров.

Он подчеркнул, что использование электромобиля более актуально в городах и местах с высокой плотностью населения, но прежде чем переходить на такой вид транспорта, нужно увеличить генерацию электроэнергии и создать условия для эксплуатации.

Теги:
преимущество, недостатки, электромобиль
Глава фонда ООН в области народонаселения в КР Азамат Баялинов на радио Sputnik Кыргызстан

Представитель ООН: ала качуу проблема соблюдения законов, а не традиций

Глава представительства Фонда ООН в области народонаселения в КР Азамат Баялинов прокомментировал ситуацию с похищением девушек в стране.
Представитель ООН: ала качуу — проблема соблюдения законов, а не традиций

В беседе на радио Sputnik Кыргызстан он заявил, что случаи, когда девушку пытаются принудить к браку, следует рассматривать через призму прав человека, а не традиций.

"На мой взгляд, это трагедия всего народа... Действительно, мы все должны задумываться, прежде чем принимать те или иные решения. Ала качуу — это проблема традиций и их соблюдения или это нарушение закона? Мы должны четко понимать, что это нарушение законодательства. Рассматривая другие аспекты, нужно подчеркивать, что преступление было совершено не против девушки, а прежде всего против человека", — сказал Баялинов.

Он отметил, что во время пандемии COVID-19 в мире резко вырос уровень насилия, в том числе семейного, и ООН сосредоточила внимание на этой тематике.

Теги:
ООН, общество, женщины, кража, закон, преступление, права человека, Кыргызстан
По теме
В чем заключается кыргызский культурный код? Беседа со специалистом
Разработать алгоритм реагирования на похищение людей предложил Новиков
С прошлого года 276 дел о краже девушек, почти все прекращены — Генпрокуратура
Лавина в Иссык-Кульской области

В Иссык-Кульской области сошли две лавины фото

(обновлено 00:25 23.04.2021)
Первый случай произошел на 40-м километре автодороги Барскоон — Ак-Шыйрак, второй на магистрали Каракол — Энильчек.

БИШКЕК, 23-апр. — Sputnik. В Иссык-Кульской области на двух участках сошли снежные лавины, сообщила пресс-служба МЧС КР на странице в Facebook.

На двух участках в Иссык-Кульской области сошли снежные лавины. 23 апреля 2021 года
© Фото / пресс-служба МЧС КР
В Иссык-Кульской области на двух участках сошли снежные лавины

По ее данным, первый сход снежной массы произошел 22 апреля примерно в 15:30 на 40-м километре автодороги Барскоон — Ак-Шыйрак Джеты-Огузского района. Данных об объеме лавины пока нет.

Автодорога между двумя селами оказалась заблокированной. Для расчистки дороги задействовали погрузчики и грейдер.

Вторая лавина сошла примерно в 15:00 на 48-м километре автодороги Каракол — Энильчек. Объем снежной массы составил 40 тысяч кубометров. Проезд по дорогам закрыт, отмечается в сообщении МЧС.

Теги:
снег, лавина, Джети-Огуз, Иссык-Куль
По теме
Найдено тело подростка, оставшегося под лавиной в Алайском районе
Огромные глыбы льда "выползли" на набережную, сломав ограждение. Видео из РФ