Подкасты РИА Новости. Мы все умрем. Но это не точно

Мы все умрем. Шумовое загрязнение

Согласно классификации ВОЗ, шумовое загрязнение — вторая по серьезности экологическая проблема после загрязнения воздуха. Горожане постоянно живут в шуме, который вызывает стресс, психологические расстройства, мигрень и даже сердечно-сосудистые заболевания.
Мы все умрем. Шумовое загрязнение

Как постоянный и назойливый шум отравляет нашу жизнь, даже если мы думаем, что привыкли к нему? Почему open space в офисе не менее опасен для здоровья, чем завод или автотрасса? Как бороться с шумом на индивидуальном и муниципальном уровне? Влияет ли шумовое загрязнение на животных?

На эти и другие вопрос отвечает Ксения Майорова — преподаватель Высшей школы урбанистики, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований мультисенсорного опыта пользователя городской среды.

Слушайте подкасты РИА Новости.

Теги:
вред, город, звук, шум
Темы:
Подкасты РИА Новости (554)
По теме
Мы все умрем. Новый марсоход: почему Perseverance лучше, чем Curiosity
Мы все умрем. Часы Судного дня: сколько времени до конца человечества?
Руководитель компании-поставщика электромобилей Дастан Чаргынов

Плюсы и минусы электромобилей беседа с экспертами

Кандидат технических наук, доцент КГТУ Эрмек Кадыров и руководитель компании — поставщика электромобилей Дастан Чаргынов рассказали о преимуществах и недостатках этого вида транспорта.

Полную версию беседы с экспертами слушайте в аудиозаписи.

В программе "Особый акцент" на радио Sputnik Кыргызстан Чаргынов сообщил, что все больше автопроизводителей уделяют внимание электротранспорту.

"Электромобили — это неизбежное будущее, и думаю, что в Кыргызстане они тоже будут популярными, но не везде. К сожалению, пока у такой техники не очень большой запас хода — максимум 800-1000 километров от одного заряда, но если пользоваться машиной в пределах города или области, вполне можно ощутить все плюсы. Экономия по сравнению с обычным автомобилем колоссальная — расходы уменьшаются до 70 раз. К примеру, на 100 километров я трачу всего 11 сомов, тогда как с обычным авто сумма составляет порядка 500-700 сомов. Электромобиль является и более безопасным видом транспорта, потому что там нечему гореть и взрываться", — сказал Чаргынов.

По его словам, для того чтобы все кыргызстанцы перешли на экологичный вид транспорта, нужна государственная программа поддержки и развития инфраструктуры (зарядные станции, СТО и так далее).

Кадыров отметил, что наряду с преимуществами у электромобилей есть недостатки.

Кандидат технических наук, доцент КГТУ Эрмек Кадыров
© Sputnik / Асель Сыдыкова
Кандидат технических наук, доцент КГТУ Эрмек Кадыров

"Первый и главный минус — дороговизна автомобилей и обслуживания. У электромобилей также небольшой запас хода и срок жизни батарей, а в нашем резко-континентальном климате при резких перепадах температур батареи будут быстро портиться, причем в холодное время года запас хода будет меньше почти в два раза, а учитывая горный ландшафт — еще меньше, чем заявлено производителем. Также стоит вопрос утилизации батарей, который у нас, к сожалению, вообще никак не решается. Кроме того, при массовом переходе на электромобили большие нагрузки будут испытывать электрические сети, то есть потребуется новая инфраструктура", — объяснил Кадыров.

Он подчеркнул, что использование электромобиля более актуально в городах и местах с высокой плотностью населения, но прежде чем переходить на такой вид транспорта, нужно увеличить генерацию электроэнергии и создать условия для эксплуатации.

Теги:
преимущество, недостатки, электромобиль
Глава фонда ООН в области народонаселения в КР Азамат Баялинов на радио Sputnik Кыргызстан

Представитель ООН: ала качуу проблема соблюдения законов, а не традиций

Глава представительства Фонда ООН в области народонаселения в КР Азамат Баялинов прокомментировал ситуацию с похищением девушек в стране.
Представитель ООН: ала качуу — проблема соблюдения законов, а не традиций

В беседе на радио Sputnik Кыргызстан он заявил, что случаи, когда девушку пытаются принудить к браку, следует рассматривать через призму прав человека, а не традиций.

"На мой взгляд, это трагедия всего народа... Действительно, мы все должны задумываться, прежде чем принимать те или иные решения. Ала качуу — это проблема традиций и их соблюдения или это нарушение закона? Мы должны четко понимать, что это нарушение законодательства. Рассматривая другие аспекты, нужно подчеркивать, что преступление было совершено не против девушки, а прежде всего против человека", — сказал Баялинов.

Он отметил, что во время пандемии COVID-19 в мире резко вырос уровень насилия, в том числе семейного, и ООН сосредоточила внимание на этой тематике.

Теги:
ООН, общество, женщины, кража, закон, преступление, права человека, Кыргызстан
По теме
В чем заключается кыргызский культурный код? Беседа со специалистом
Разработать алгоритм реагирования на похищение людей предложил Новиков
С прошлого года 276 дел о краже девушек, почти все прекращены — Генпрокуратура
Прибор MOXIE на марсоходе Perseverance. Архивное фото

Человечество впервые создало кислород на поверхности Марса

Марсоход, оснащенный специальным прибором, может "делать" кислород. Если создать увеличенную версию инструмента, получится выработать топливо для запуска ракеты.

БИШКЕК, 23 апр — Sputnik. Марсоход Perserverence преобразовал в кислород углекислый газ, взятый из марсианской атмосферы, сообщает National Geographic

Кислород произвели при помощи MOXIE — это прибор, представляющий собой золотистую коробку размером с автомобильный аккумулятор. Для разделения молекул углекислого газа используется электричество. Побочный продукт производства — окись углерода. 

В ходе первого запуска прибор выработал пять граммов кислорода — этого может хватит космонавту для 10 минут дыхания при работе в спокойном темпе. MOXIE способен производить до 10 граммов кислорода в час и выдерживать температуры до 800 градусов по Цельсию. 

"Когда мы отправим людей на Марс, захотим, чтобы они благополучно вернулись, а для этого им понадобится ракета, которая сможет оторваться от планеты. Жидкое кислородное топливо мы могли бы сделать там и не брать с собой. Одна из идей заключается в том, чтобы привезти пустой кислородный баллон и заполнить его на Марсе", — рассказал Майкл Хехт, главный конструктор MOXIE.

По его словам, прибор весом в одну тонну мог бы выработать 25 тонн кислорода, необходимого для запуска ракеты с Красной планеты, и это легче, чем извлекать кислород из льда с последующим электролизом. 

Теги:
наука, кислород, Марс
По теме
Как вертолет впервые высадился на Марсе — 8 исторических снимков
"Радуга на Марсе" — NASA объяснило необычное фото
На Марсе нашли организмы, способные обеспечить жизнь людей