Ситуация в городе Ош

Роль аксакалов в постконфликтном восстановлении

224
(обновлено 08:21 21.11.2014)
Конфликт, произошедший в июне 2010 года на юге Кыргызстана, стал самым кровопролитным в истории независимой страны. По официальным данным, тогда погибло 442 человека. О роли старейшин в урегулировании межэтнических противоречий рассуждает эксперт Арина Жыргал.

Безусловно, в процессе урегулирования конфликта на юге Кыргызстана важную роль сыграли государственные структуры, доноры, организации гражданского общества. Однако очень часто незаслуженно забывают сказать о том, что сделали аксакалы для стабилизации обстановки и погашения конфликта, ликвидации его последствий.

События тех лет потрясли не только своим трагизмом, но также и самоотверженностью простых граждан. Так бывает — темную сторону сопровождает светлая.

Простые люди, с которыми удалось пообщаться сразу после конфликта, не понимали, что такого необычного они сделали.

С древности до наших дней

Чтобы понять роль старейшин, необходимо отметить, что у тюркских народов (в частности, и у кыргызов, и у узбеков) издревле вопросы межплеменных, межэтнических отношений, требовавших улаживания конфликтных ситуаций, выносились на советы старейшин. Слово старейшин в момент опасности действовало неотразимо. Тюркские народы ценили такие качества, как искусство диалога, умение слушать и учитывать советы старейших, находить компромиссные решения, применяя традиционные приемы народной дипломатии.

В течение советского периода функции Совета старейшин были ограничены семейными ссорами, конфликтами на почве традиций (выкуп за невесту) и мелкими межличностными спорами. Однако с распадом Советского Союза и с уменьшением эффективности формальных институтов в решении местных конфликтов институт аксакалов начал расширять область своей деятельности. К концу 1990-х годов аксакалы утвердились как устойчивая социальная практика в моменты эскалации местных конфликтов.

"Формирование аксакалов как активного неформального института в решении местных конфликтов и расширение сферы его действий являются реакцией на ослабление официальных местных институтов, вытекающие из политических и экономических реформ", — отмечает эксперт Темиркулов.

Авторитет старейшин – их главный ресурс

В конфликте 2010 года в Кыргызстане старейшины выступили в качестве посредников, что сыграло позитивную роль в урегулировании конфликта. В момент его эскалации конфликта старейшины обоих сообществ призывали к спокойствию. 

Старейшины имеют большой авторитет не только в своем сообществе, но и в соседних. На юге Кыргызстана они участвовали в разрешении конфликта, ведя переговоры с лидерами противостоящего сообщества.

Роль старейшин в урегулировании конфликта в 2010 году была отмечена президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым.

"Мы должны быть благодарны тем простым нашим гражданам, старейшинам, которые с первых часов ходили по улицам, кварталам и селам, призывали разъяренные толпы к благоразумию. Они порой живым щитом преграждали путь к жилым домам и кварталам, выводили женщин и детей из опасных зон, давали укрытие и оказывали необходимую помощь", — сказал он в одном из своих выступлений.

Из оперативных материалов средств массовой информации также следует, что во время конфликта советы старейшин сыграли свою роль в примирении враждующих сторон. По словам главы одного из районов, "старейшины готовы к мирному урегулированию. Сейчас все тихо. Все ждут результатов их переговоров. Перестрелок больше нет". 

Кроме того, когда постконфликтный юг нуждался в психологической помощи, оказать ее могли лишь в мечетях, где аксакалы активно начали проводить обряды примирения. Они активно выступали с призывами успокоиться и прекратить насилие. Это связано с тем, что сразу же после событий 2010 года во многих сообществах зародилось недоверие к местным властям.

Согласно исследованию Фонда за международную толерантность, в этой ситуации граждане обратились к религиозным деятелям и лидерам сообществ за определенными гарантиями и руководством в установившейся неопределенности. На тот момент не было других инструментов для успокоения населения.

Таким образом, можно констатировать, что в конфликте 2010 года Совет старейшин проявил себя как один из активных институтов.

Ситуация в городе Ош
© Sputnik / Андрей Стенин
Архив: Аксакалы узбеки и кыргызы слушают коменданта города Ош Курсана Асанова.

Миротворческий потенциал аксакалов

После конфликта 2010 года в Кыргызстане многие организации, а также доноры обратили внимание на усиление миротворческого потенциала Совета старейшин.

В рамках различных проектов организации гражданского общества формируют инициативные группы, обучают их методам предотвращения конфликта, организовывают переговоры и внедряют объединенные проекты развития. Многие старейшины вовлечены в такие инициативные группы и участвуют в переговорах с сообществами. Здесь они комбинируют использование их неофициальных инструментов и формальных механизмов, созданных донорским сообществом и неправительственными организациями.

Понимая важность использования миротворческого потенциала старейшин, при Государственном агентстве по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве создали консультативные структуры на местном уровне. В их состав входят прежде всего авторитетные местные лидеры разных национальностей — старейшины, активисты, религиозные деятели. Это дает возможность Совету старейшин принимать участие в обсуждении вопросов межэтнической политики и создает новые условия для реализации возможностей в миротворчестве. На них возлагаются важные задачи – быть связующим звеном между органами государственной власти и сообществами. Восстановление доверия простых граждан к власти – это значительный вклад в процессы постконфликтного восстановления.

Кроме того, власти признают, что укрепление отношений между жителями разных национальностей во многом зависит от мудрого слова аксакала. 

224
Теги:
Конфликт, Аксакал, Ош, Алмазбек Атамбаев
Загрузка...