Саммит ШОС — варианты будущего

© Фото / Пресс-служба Президента РФ / Перейти в фотобанкРабочий визит президента РФ В. Путина в Казахстан. День второй
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Казахстан. День второй - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Не исключено, что в перспективе в рамках ШОС могут появиться евразийские военно-политические и финансово-экономические структуры. Но сейчас главная задача — победить террористов и разрешить региональные конфликты, каждый из которых может стать спусковым механизмом глобальной катастрофы.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования — для Sputnik

В столице Казахстана, Астане, прошел очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На этом саммите она приросла новыми членами — теперь их, вместе Индией и Пакистаном, восемь. Отныне ШОС объединяет чуть менее половины населения Земли — порядка 3 миллиардов.

Разумеется, было бы интересно понять, что собой представляет и чем стремится стать этот гигант, потенциально обладающий неограниченными военно-политическими возможностями, самым большим на планете рынком и контролирующий большую часть природных ресурсов, включая полезные ископаемые и запасы пресной воды.

Евразийский зонтик

До сих пор члены ШОС старательно подчеркивали, что организация не является военным блоком (участники не связаны конкретными обязательствами о взаимопомощи), это также не политико-экономическое объединение вроде ЕС. Никто пока не приступал к созданию экономических интеграционных механизмов, а существующие (ЕАЭС) не вписаны в структуру ШОС. Организация ставит во главу угла вопросы коллективной безопасности и борьбы с терроризмом, но не является ни антитеррористической коалицией, ни постоянным совещанием по вопросам безопасности.

Заседание Совета Глав государств-членов ШОС в узком составе в Астане - Sputnik Кыргызстан
Атамбаев настаивает на создании Банка ШОС с офисом в Бишкеке
Таким образом, в существующем виде Шанхайскую организацию сотрудничества можно назвать аморфным образованием, а можно гибким. Последнее определение, как мне кажется, ближе к истине. Потенциально ШОС может развиваться и как военно-политическая, и как финансово-экономическая структура, и как зонтичный механизм, обеспечивающий гибкую связь всех евразийских интеграционных проектов.

На сегодня очевидно, что пока ШОС не структурирована окончательно, существует большой разброс во взглядах на ее будущие цели и приоритеты.

Например, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев явно видит ее неким реанимированным Советом экономической взаимопомощи. Он предложил создать банк ШОС и разместить офис в Бишкеке. Если бы предложение было принято, то размещение банка в столице КР не только подняло бы авторитет страны (как в рамках ШОС, так и в СНГ), но, что более важно, привлекло бы в нее существенные деньги.

Подобный банк — это офисы, транспорт, сотни высокооплачиваемых сотрудников (многие из других стран), которым надо где-то жить в условиях привычного комфорта, чем-то питаться, во что-то одеваться, как-то развлекаться. Это также приезжающие в банк на переговоры делегации — подспорье для гостиничного бизнеса. Для небольшого Бишкека (а с ним и для всей страны) такой банк способен стать локомотивом экономического развития. Одна проблема — у ШОС нет проектов, которые он мог бы финансировать, и появление их пока не предвидится.

Не экономика и не оборона

Сегодняшняя ШОС явно идет не по пути превращения в экономическую структуру. Это и понятно. Пока что не только не связаны воедино (работа лишь начата) российский проект ЕАЭС и китайский Нового Шелкового пути, но и сам ЕАЭС находится в процессе структуризации, а противоречия между его членами окончательно не устранены. Между тем в ШОС, кроме России, Китая и государств Средней Азии входят теперь Индия и Пакистан, которые, во-первых, имеют свои региональные интеграционные проекты, а во-вторых, отношения между ними нельзя назвать хорошими. На подходе еще Турция и Иран — каждый со своими амбициями.

Рабочий визит президента РФ В. Путина в Казахстан - Sputnik Кыргызстан
На саммите ШОС в Астане подписано 11 документов — список
Согласование экономических решений в таких условиях невозможно. Уровни экономических взаимодействия и взаимозависимости еще не достигли тех критических значений, когда политические амбиции и национальный эгоизм окончательно уступают место соображениям взаимной выгоды.

Другой вариант будущего ШОС — ее превращение в военно-политическую структуру, противостоящую Западу в целом и НАТО в частности. Такие идеи периодически обсуждаются в экспертных кругах. Но они имеют еще меньше шансов на реализацию, чем концепция ШОС как экономического объединения.

Причины те же. У государств ШОС пока нет представления об общем враге и общей опасности. Таких, как те, что сплачивали Запад в его противостоянии СССР и цементировали НАТО и ЕС. Наоборот, некоторые из стран ШОС (в частности, Индия и Пакистан) рассматривают друг друга как вероятных военных противников. Тем более что во второй половине ХХ века между ними состоялись несколько войн, линия границы окончательно не определена и на демаркационной линии периодически случаются вспышки напряженности.

Не до конца исчерпаны, хотя и не столь остры пограничные споры Китая и Индии. Кроме того, Пекин и Нью-Дели, являясь — благодаря высокому уровню экономического развития и многочисленности населения — двумя центрами притяжения в Юго-Восточной Азии, объективно конкурируют друг с другом.

Так что ни преобразование ШОС в евразийский ЕС, ни создание в его рамках евразийского НАТО в обозримой перспективе невозможно — условия пока не сложились.

Общая угроза — терроризм

Рабочий визит президента РФ В. Путина в Казахстан. День второй - Sputnik Кыргызстан
Путин: ИГ* планирует дестабилизацию в Центральной Азии и России
Зато изначально продекларированная задача борьбы с терроризмом, судя по прошедшему саммиту, становится приоритетом. Об этом свидетельствует и то, что данной теме посвятил свое выступление Владимир Путин. С этой темой коррелирует и его обещание от имени ШОС усилить работу по урегулированию региональных конфликтов. Такие конфликты, как правило, служат "питательной средой" для террористических группировок.

О необходимости объединения усилий в борьбе с терроризмом говорили и премьер-министр Индии Нарендра Моди, и присутствовавший на саммите в качестве гостя генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, и президент Афганистана Ашраф Гани.

Я бы также обратил внимание на то, что Путин особенно подчеркнул необходимость возобновления работы контактной группы ШОС — Афганистан, а единственным руководителем национальной делегации, с которым у него состоялась официальная (не на полях саммита) встреча был премьер-министр Пакистана.

Между тем именно Афганистан и пакистанская "зона племен" — в значительной степени неподконтрольные законным властям территории, служащие базой для самых различных террористических организаций, несущих угрозу не только Центральной Азии, но и всей Евразии. Не случайно Путин предупредил коллег о том, что исламские террористы готовятся дестабилизировать ЦА и справиться с угрозой можно только совместными усилиями членов ШОС.

Рабочий визит президента РФ В. Путина в Казахстан - Sputnik Кыргызстан
Как бороться с терроризмом, рассказал Путин на саммите ШОС
Борьба с современным терроризмом предполагает не только тесное военное взаимодействие, но и не менее тесное сотрудничество борющихся государств в финансово-экономической сфере. Террористов мало просто уничтожать (они "плодятся" быстрее, чем отрастали головы Лернейской гидры), их надо лишать доступа к финансированию. Не исключено, что в перспективе опыт этой совместной деятельности ляжет в основу создания на базе или даже в рамках ШОС евразийских военно-политической и финансово-экономической структур.

Но такое, если и будет, то потом. А сейчас главная задача — победить террористов и разрешить региональные конфликты, каждый из которых потенциально способен стать спусковым механизмом глобальной катастрофы.

Лента новостей
0