Архивное фото Сооронбая Жээнбекова

Кадровые перестановки Сооронбая Жээнбекова ждать ли?

7732
(обновлено 14:23 20.10.2017)
Согласно предварительным итогам выборов президента, лидирует Сооронбай Жээнбеков. Sputnik Кыргызстан решил узнать, какие перестановки ожидаются в государственных органах после вступления лидера президентской гонки в должность главы государства.

Архивное фото президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева
© Пресс-служба правительства / Сабыр Аильчиев
Состоялось главное политическое событие года в Центральной Азии — выборы президента Кыргызской Республики. Выдвиженец от власти Сооронбай Жээнбеков уверенно лидирует по предварительным итогам как ручного, так и электронного подсчета голосов.

Какие перестановки в коридорах власти могут произойти при вступлении нового главы государства в должность, выяснял Таалай Ороскулов.

По мнению общественного деятеля и кандидата в президенты в 2009 году Жыпара Жекшеева, кардинальных кадровых изменений не последует. 

Жекшеев: кардинальных кадровых изменений не последует

"Жээнбеков работал в связке с Атамбаевым — это единая команда. Если бы выиграл другой кандидат, очевидно, произошло бы практически полное переформатирование аппарата и других государственных структур", — сказал Жекшеев.

Он отметил, что в команде Жээнбекова возможны только корректировки, не более.

Архивные фотографии новоизбранного президента КР Сооронбая Жээнбекова
© Фото / из личного архива Сооронбая Жээнбекова
"Он и был выставлен кандидатом в президенты для того, чтобы продолжить курс Атамбаева. Кстати, именно это обстоятельство и сыграло важную роль — избиратели отдали ему большинство голосов", — сказал эксперт.

Жекшеев подчеркнул, что, конечно, какие-то изменения произойдут, ведь Жээнбекову надо работать с теми, кому он доверяет и с кем ему будет комфортно.

"Видимо, перестановки коснутся аппарата президента и еще каких-то структур, но они будут незначительными. Резких движений можно не ожидать", — заключил он.

Такого же мнения депутат Жогорку Кенеша и кандидат в президенты в 2017 году от Коммунистической партии Кыргызстана Исхак Масалиев, но он прогнозирует глобальное переформатирование после "обрастания мясом" нового главы государства. 

Масалиев: осенью будет глобальное переформатирование

"Естественно, на первых порах кардинально ничего не изменится. Это очевидно, потому что Жээнбеков — представитель партии власти, он будет продолжать политику Атамбаева", — сказал Масалиев.

Парламентарий отметил, что после того как новый глава государства освоится и "почувствует власть", он будет формировать комфортное для себя пространство.

"Вероятно, как только он "обрастет мясом", нас ждут какие-то кардинальные назначения, которые Жээнбеков посчитает нужными. Изменения могут быть и в правительстве, хотя де-юре это практически невозможно, но де-факто влияние на работу кабмина будет. Изменения произойдут, но не ранее следующей осени. При этом новому президенту надо найти общий язык и с парламентом, который по Конституции является главной силой в стране", — сказал Масалиев.

С его мнением не согласен политолог Марс Сариев. Он считает, что страну ждет период стабильности и кардинальных изменений во властных структурах не будет. 

Сариев: впервые сто дней качественного скачка не будет

"Судя по биографии Жээнбекова, у него был медленный, но верный рост. Это человек без резких изменений, у него нет карьерных взлетов и падений. Также, думаю, будет и во время его правления — страна продолжит идти курсом, обозначенным Атамбаевым, и очевидно, что потрясений в виде различных реформ не предвидится", — сказал Сариев.

Он отметил, что в случае победы Бабанова страну ожидали бы кардинальные изменения.

"Вероятно, что инновационные реформы, которые он предлагал, были бы болезненными для Кыргызстана. Но народ, которому импонирует путь от учителя русского языка до высших эшелонов власти, выбрал стабильность в лице Жээнбекова", — сказал политолог.

Он подчеркнул, что в первые сто дней нового президента качественного скачка не надо ожидать. Жээнбеков будет разруливать ситуацию с Казахстаном и заниматься рутинной работой, которая необходима для обеспечения стабильного развития страны.

7732
Теги:
власть, президентские выборы, реформа, президент, Сооронбай Жээнбеков
По теме
Хорошим ли соседом в ЦА будет Жээнбеков — мнение российских экспертов
"Чык эшикке!" и еще 10 фактов о Жээнбекове
Обещания Жээнбекова во время предвыборной агитации
Солдаты армии США. Архивное фото

Будет плохо или очень плохо почему Пентагону нет места в Центральной Азии

508
(обновлено 11:48 12.05.2021)
Афганистан для США просто предлог, чтобы остаться в регионе для "сдерживания" России и Китая, и такая дестабилизирующая политика вдвойне опасна для центральноазиатских стран, считает эксперт.

Присутствие баз Пентагона на Ближнем Востоке и в Центральной Азии деструктивно, это доказано десятилетиями бесславных боевых действий в Афганистане, Ираке, Сирии. Перенос военных аэродромов и других объектов США из Афганистана в Таджикистан, Узбекистан, Казахстан или Кыргызстан политически и практически неосуществим, потому что не меняет логики войны в ИРА, и угрожает разрушением существующей системы региональной безопасности.

По информации газеты The Wall Street Journal, Соединенные Штаты хотят разместить выводимые из Афганистана войска в странах Центральной Азии. Отмечается, что базы необходимы Пентагону для личного состава, беспилотников, пилотируемых бомбардировщиков и артиллерии. В качестве вероятных мест дислокации рассматриваются соседние страны севернее Афганистана и государства Персидского залива. Официальных запросов от Вашингтона Бишкек, Душанбе, Ташкент и Нур-Султан, вроде бы, не получали. Однако неслучайные информационные утечки в американских СМИ становятся источником общественно-политического беспокойства в регионе.

В Министерстве обороны Узбекистана официально сообщили, что оборонная доктрина, Конституция, концепция внешней политики страны от 2012 года не предусматривают размещения иностранных военных баз и объектов на территории республики. Позиция Минобороны вполне определенная, и все же политические решения в Ташкенте принимаются на другом уровне. При необходимости иностранную военную базу (де-факто) можно назвать, к примеру, совместным тренировочным или логистическим центром (де-юре).

Визит в Россию 9 мая президента Таджикистана Эмомали Рахмона (единственного лидера стран СНГ на параде Победы в Москве) выглядит как возможность провести переговоры с Владимиром Путиным по афганской (постамериканской) тематике. У Таджикистана самая большая и уязвимая граница с Афганистаном. Пентагону было бы удобно "разбить лагерь" у реки Пяндж, на расстоянии вытянутой руки до северных провинций ИРА. Однако Таджикистан — член ОДКБ, и в республике дислоцируется 201-я российская военная база. Кроме того, здесь расположен российский оптико-электронный комплекс обнаружения космических объектов "Окно-М", способный осматривать пространство практически над всей планетой. Все это стратегические элементы обеспечения безопасности стран ОДКБ, и фактически — передовой рубеж России, в отношении которой США проводят откровенно враждебную политику "сдерживания".

Восток — дело тонкое

Накануне парада Победы на Красной площади российский президент принял таджикского лидера в Кремле. Состоялась беседа, в ходе которой главы государств "выразили обеспокоенность в связи с ситуацией в Афганистане". Вполне вероятно, что стороны обсудили и планы Вашингтона по переброске американских войск из Афганистана в Таджикистан. О принятых решениях мы можем пока только догадываться.

С другой стороны, настойчивое майское напоминание The Wall Street Journal о вероятном размещении "афганского" контингента армии США в "предпочтительных" Узбекистане и Таджикистане свидетельствует о твердом намерении Вашингтона "продавить" американскую военную базу хотя бы в одной из упомянутых стран. Несмотря на значительное военное присутствие в регионе России и соседство Китая (с которым у Штатов также напряженные отношения). Официальный источник американского издания отмечает, что последние факторы не отменяют, а лишь "усложняют планы по размещению баз в Центральной Азии".

В The New York Times в конце апреля сообщили, что Пентагон, американские разведывательные агентства и западные союзники обсуждают варианты переброски войск и ударной авиации из Афганистана в соседние Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. Не ясно, почему Казахстан уже не упоминается источниками The Wall Street Journal. Разумеется, достоянием общественности стали не все детали проекта, многое остается "за кадром". Так, в точности неизвестна повестка апрельских переговоров в Узбекистане и Таджикистане специального представителя США по Афганистану Залмая Халилзада.

Напомню, в Узбекистане в начале апреля с рабочим визитом находилась делегация Пентагона во главе с заместителем начальника Управления стратегического планирования и политики Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) бригадным генералом Дюком Пираком. Интерес Пентагона к республике давний и многосторонний — Соединенные Штаты стремятся контролировать военно-политические события в регионе. Узбекистан служит своего рода площадкой для прямой и опосредствованной борьбы США с влиянием России и Китая. Полагаю, "внеблоковый" (в отличие от Таджикистана) Узбекистан может стать наиболее удобным для Штатов переговорщиком, несмотря на негативный опыт прошлого взаимодействия с американской армией в Ханабаде.

Пентагон и его союзники покидают Афганистан, где нарастает вооруженное противостояние правительственных сил и талибов (не считая других террористических группировок). История борьбы с боевиками-моджахедами явно не завершена. Американцы судорожно ищут возможность уйти из ИРА так, чтобы сохранить поблизости военное присутствие, инструменты "проекции силы". В Вашингтоне понимают, что бесславная афганская война еще аукнется США и их союзникам, и стремятся переложить тяжелые последствия заключенного в 2020 году "мира" на соседние страны Центральной Азии. Одновременно Пентагон преследует собственные долгосрочные цели.

Два варианта для региона

Ранее председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Марк Милли спрогнозировал развитие ситуации в Афганистане после вывода американских войск: "Тут я вижу только два варианта: будет плохо или очень плохо". Пожалуй, этот вывод проецируется на весь регион.

Обученная, вооруженная и экипированная американцами 350-тысячная армия Афганистана не способна достойно противостоять примерно 50-тысячному "войску" талибов и боевиков ИГ*. За минувшую неделю в стране возросла интенсивность боевых действий, во время которых погибли 211 представителей силовых структур и 15 мирных жителей. Уничтожены 315 боевиков (вроде бы, их всегда уничтожают больше, но меньше их почему-то не становится).

Наиболее резонансным стало наступление боевиков "Талибана"* в районе Баглани-Маркази северной провинции Баглан, в ходе которого были захвачены шесть военных баз и семь постов правительственных сил (при этом более 100 военнослужащих сдались талибам). Интенсивные бои проходили также в провинциях Вардак, Газни, Гильменд и Кундуз. Заметим, количественный и качественный состав (боевой опыт и вооружение) позволяют моджахедам проводить операции и за пределами Афганистана.

Появилась информация о второй за четыре дня атаке на пакистанских пограничников и военнослужащих с территории ИРА. В результате нападения в провинции Белуджистан трое пакистанских пограничников погибли. Поисковая спецоперация результатов не принесла. В Пакистане считают, что активизация боевиков связана с выводом натовских войск из Афганистана. Весьма тревожные факты для сопредельных государств Центральной Азии.

Относительно региональных планов Вашингтона по военной поддержке правительства в Кабуле с территории Таджикистана или Узбекистана полной ясности пока нет. И все же закономерно возникает вопрос: если Пентагон и союзники по НАТО за 20 лет не смогли достичь успеха в войне с талибами непосредственно на территории Афганистана, что изменится после "переезда" американских войск в ЦА? Возможно, Афганистан — просто предлог, чтобы остаться в регионе для "сдерживания" России и Китая. Такая дестабилизирующая политика вдвойне опасна для центральноазиатских стран.

* Террористическая организация, запрещенная в России, Кыргызстане и ряде других стран.

508
Теги:
Кыргызстан, Боевики, Талибан, войска, Центральная Азия, США, Афганистан
По теме
США могут разместить выведенные из Афганистана войска в странах ЦА — СМИ
США уходят из Афганистана: террористы и наркотрафик остаются — видео
Военнослужащий на учениях. Архивное фото

Доллары милитаризации: какие страны и зачем увеличивают военные расходы?

338
(обновлено 20:51 29.04.2021)
Натовская "стратегия" — это выбрасывание огромных денег на ветер без видимого роста боеспособности войск, без гиперзвуковых ракет, без военных побед в Афганистане, Ираке, Сирии и других горячих точках, считает эксперт.

В докладе SIPRI Россия имеет четвертый по размеру оборонный бюджет и уверенно занимает второе место в мире по версии рейтинга военной мощи Global Firepower. Этот парадоксальный "перекос" свидетельствует о высоком качестве государственного управления, правильной стратегии военного строительства и об эффективности российского ОПК.

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Российская Федерация в 2020 году потратила на военные расходы 61,7 миллиарда долларов и заняла четвертое место в мире. При сохранении планетарной тенденции к росту военных расходов — на 2,6 процента — Россия в 2020 году потратила на 6,6 процента меньше утвержденного оборонного бюджета. Ранее, в 2019-м, военные расходы РФ составили 65,1 миллиарда долларов, заметно снижение расходов в минувшем году на 3,4 миллиарда. Безудержная милитаризация целью Москвы не является — обороноспособность должна быть разумной и достаточной.

В пятерку стран с крупнейшими военными расходами вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания, на которых приходится 62 процента мировых затрат — всего 1,98 триллиона долларов.

При относительно скромном военном бюджете Россия в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower традиционно занимает второе место после США, Китай — на третьей позиции, Индия — на четвертой, а Великобритания в первую пятерку не входит (8-е место). Российский парадокс больших успехов при меньших затратах объясняется правильной стратегией военного строительства, эффективностью государственного управления и национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработками высокотехнологичных вооружений. Любопытно, что Global Firepower ставит военный бюджет РФ только на 11-ю ступень, это объясняется разными методиками расчетов. Необходимо иметь в виду, что военные расходы страны включают все затраты правительства на вооруженные силы, включая зарплату (денежное довольствие), закупку вооружения и военной техники, военное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, управление и тыловое обеспечение. Расходы на вооружение составляют меньшую часть от общего объема военных расходов.

Разумеется, не все военные расходы прозрачны, объективность рейтинга SIPRI относительна, а суммы с шестью-девятью нулями напрямую с боеготовностью войск не коррелируются. Так, военные расходы стран НАТО в 2020 году составили свыше триллиона долларов — в 25 раз больше, чем у России. При этом западная коалиция с позором покидает Афганистан, не добившись победы над талибами за 20 лет боевых операций.

Постсоветское пространство

За исключением России, военные расходы стран СНГ выглядят достаточно скромно и в таблице располагаются на значительном удалении от лидеров.

 

© Sputnik
Военные расходы стран ближнего зарубежья

Российская стратегия военного строительства — наилучший результат за наименьшие средства — успешно проецируется на постсоветском пространстве. Москва помогает союзникам вооружением — по внутрироссийским ценам, а некоторые образцы поставляет безвозмездно. Напомню, в ранее опубликованном докладе SIPRI об экспорте оружия в 2016–2020 годах России отведено второе место в мире после США. Это своего рода трансформация военных расходов в доходы и коллективную систему безопасности СНГ (ОДКБ).

 

К примеру, Казахстан с 2015 года на льготных условиях закупил у России 12 истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ — первым из стран СНГ, а также военно-транспортные и ударные вертолеты Ми-171Ш и Ми-35, модернизированный Ил-76МД-90А. Ранее республика получила фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-31 и МиГ-29, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300 — безвозмездно.

Беларусь получает от России широкий спектр вооружений. Ранее Минобороны республики заявило о подготовке контракта на закупку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. Для ВВС и войск ПВО закуплены четыре зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС. Ранее Беларусь получила восемь комплектов С-300ПМУ-1, четыре ЗРК "Тор-М2" (батарея) и партию ракет к ним (по контракту 2017 года). Значительная часть поставок — льготные или безвозмездные.

Армении бесплатно передали два дивизиона ЗРК С-300 (в рамках формирования Объединенной системы ПВО СНГ). Страна стала первым в мире импортером четырех российских ракетных комплексов "Искандер-Э" (и 25 ракет), приобрела 12 истребителей Су-30СМ, совершенные зенитные ракетные комплексы "Бук-М1-2", "Тор-М2КМ", "Оса-АК" и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек". Москва поставляет оружие Еревану по внутрироссийским ценам, а также помогает государственными кредитами общим объемом 300 миллионов долларов. Разумеется, всякое оружие — лишь инструмент, который требует умелых рук. Знания и опыт — дело наживное и менее затратное.

С другой стороны, за много лет пребывания в НАТО военные бюджеты стран Балтии не позволили им приобрести ни одного боевого самолета, танка или корабля (старые базовые тральщики и новые катера не в счет). Польша фактически утратила последнюю подводную лодку "Orzel" (советской постройки), а надводный флот продолжает деградировать. Румыния "донашивает" старые советские МиГи. Это своего рода проекция натовской "стратегии" выбрасывания огромных денег на ветер без видимого роста боеспособности войск, без гиперзвуковых ракет, без военных побед в Афганистане, Ираке, Сирии и других горячих точках.

Как бы то ни было, сегодня и в обозримой перспективе многие страны вынуждены бороться с внутриполитической нестабильностью — на грани гражданской войны или противостоять международному терроризму в формате военных операций. Все это предопределяет дальнейший рост расходов на оборону.

338
Теги:
закупка, бюджет, Вооружение, расходы, США, Россия, НАТО
По теме
Блохин: Запад будет испытывать Россию на прочность по всему периметру
Чем опасен военный союз Анкары, Баку и Исламабада для Кыргызстана и стран ЦА
Сотрудник на заводе по обогащению золотоносной руды добываемой на руднике Кумтор. Архивное фото

Избран новый совет директоров Centerra. Кто от Кыргызстана

8
(обновлено 14:47 13.05.2021)
На днях состоялось ежегодное собрание акционеров Centerra. Кыргызстан держит свыше четверти акций компании.

БИШКЕК, 13 мая — Sputnik. На ежегодном собрании акционеров Centerra Gold Inc. избрали новый совет директоров, говорится на сайте компании. 

От Кыргызстана избрали Дуйшона Касенова, Максата Кобонова и Тенгиза Болтурука. Всего в совете 11 членов. Собрание прошло 11 мая, участвовали владельцы более 168 миллионов акций — это 56,69% от выпущенных и находящихся в обращении бумаг. 

Centerra Gold Inc. — канадская золотодобывающая компания. Управляет тремя рудниками: Кумтор в Кыргызстане, Маунт Миллиган в Британской Колумбии и Оксют в Турции. Кыргызстан владеет примерно четвертью акций компании. 

8
Теги:
совет директоров, собрание, акционер, Кыргызстан, Centerra Gold Inc
По теме
Centerra хочет подать в арбитражный суд на кабмин — депутат Жапаров
Как Кыргызстан потерял 6% своих акций в Centerra Gold Inc, рассказал А. Жапаров