Президент КР Сооронбай Жээнбеков и президент РФ Владимир Путин во время возложения венков к Вечному огню на площади Победы в Бишкеке

Игрокам в ЦА подан четкий сигнал эксперты о визите Путина в Кыргызстан

7076
(обновлено 21:00 01.04.2019)
28 марта прошел визит президента РФ Владимира Путина в Кыргызстан, было подписано 53 документа на 6 миллиардов 135 миллионов долларов. Однако государственный визит имеет не только огромное экономическое, но и политическое значение.

Как отметил заведующий отделом внешней политики аппарата президента КР Данияр Сыдыков, по итогам госвизита Путина отношения Кыргызстана и России перешли на новый уровень. Это создало основу для продвижения экономических проектов, главы государств подписали 18 важных документов, а 2020 год будет объявлен в Кыргызстане и России перекрестным.

Sputnik Кыргызстан поинтересовался у политологов, чем знаменателен визит президента РФ в международном плане и как его итоги отразятся на внешнеполитической повестке республики.

Показали расклад сил

Кыргызстанский политолог Кубан Абдымен заявил, что любая поездка российского лидера является значимой с точки зрения мировых политических процессов. 

Кубан Абдымен в рабочем кабинете
© Фото / Роман Гайнанов
Кыргызстанский политолог Кубан Абдымен

"Визит в Кыргызстан не исключение, он стал привлекательным со всех сторон — геополитической, экономической, интеграционной и человеческой. Республика была в фокусе внимания, об этом визите еще будут говорить, обсуждая его итоги, которые очень важны с точки зрения оригинального расклада сил в Центральной Азии. Как все понимают, Кыргызстан является передовым государством в определенных направлениях развития демократии", — сказал Абдымен.

Абдымен: о визите будут говорить, обсуждая его итоги

Эксперт уверен, что визит Путина в КР нельзя сравнивать с его поездками в другие страны региона.

"Тут совершенно другие масштабы и геополитическая значимость. И другие мировые игроки в Центральной Азии, несомненно, будут интересоваться результатами этого визита во всех сферах", — отметил политолог.

По словам Абдымена, успешность визита во многом зависела от кыргызской стороны.

"Стабильность, предсказуемость и устойчивость политики Жээнбекова привлекают всех игроков в регионе, а визит Путина показал те преимущества, которые были "недоступны" в прошлые периоды. Это подтверждает, кстати, и заявление главы Беларуси о поддержке Кыргызстана и всестороннем сотрудничестве", — подчеркнул эксперт.

Он заключил, что высокий уровень организации государственного визита и его прорывные итоги могут продемонстрировать другим странам, что необходимо следовать этому примеру — попытаться выйти на более тесный уровень взаимодействия с КР.

Главный вектор

Эксперт по безопасности, ветеран спецслужб Максат Мамытканов обратил внимание на тот факт, что визит российского лидера проходил по приглашению Сооронбая Жээнбекова. 

Эксперт по безопасности, ветеран спецслужб Максат Мамытканов
© Фото / предоставлено Максатом Мамыткановым
Эксперт по безопасности, ветеран спецслужб Максат Мамытканов

"Таким образом Кыргызстан продемонстрировал свою геополитическую направленность и дальнейший вектор развития. При этом интеграция в ЕАЭС совсем не означает потери многовекторности, как утверждают некоторые эксперты. Напротив, работая в одной связке, мы обеспечиваем стабильный рост экономики, а внешняя политика будет только выигрывать, потому что мы должны перестать ходить по миру с протянутой рукой и начать позиционировать себя как более серьезного игрока", — заявил Мамытканов.

© Sputnik / Эмиль Садыров , пресс-служба президента КР
Он добавил, что посещение Путиным музея Чингиза Айтматова и заявление Жээнбекова о статусе русского языка подтверждают глубокие исторические, культурные связи двух стран.

"Очевидно, что всем геополитическим акторам в ЦА был подан мощный сигнал о роли России и позиции Кыргызстана. Теперь же кыргызстанцам необходимо только сохранять стабильность, работать во благо республики и, конечно, не поддаваться на провокации радикальных и экстремистских движений, которые хотят раскачать ситуацию", — пояснил эксперт.

Пример для других

Об экономической составляющей внешнеполитического взаимодействия упомянул и российский политолог, генеральный директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. 

Генеральный директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин в эфире радио Sputnik Кыргызстан.
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Российский политолог, генеральный директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин

"На фоне некоего снижения темпов интеграции в ЕАЭС, обусловленного геополитическими сдвигами, визит Путина в Кыргызстан показывает реальную картину в союзе. А на фоне разговоров о сложных отношениях России с Арменией и Беларусью эта поездка доказывает обратное — интеграция есть. Не без сложностей, не без проблем, но она поступательно развивается. Выступление двух президентов свидетельствует о том, что отношения России и Кыргызстана становятся примером для других стран СНГ", — сказал Лепехин.

Лепехин: отношения России и Кыргызстана становятся примером для других стран СНГ

По его словам, соглашения более чем на 6 миллиардов долларов были заключены не на пустом месте.

Флаги Кыргызстана и России. Архивное фото
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
"Важное значение имеет намерение предпринимателей двух стран сотрудничать. Очевидно, российский лидер будет лично уделять внимание взаимодействию с Кыргызстаном. Открытость, доброжелательность и готовность работать доказывает и тот финансовый пакет, который Россия выделила республике. То есть два президента дали сигнал: ЕАЭС растет, укрепляется. Кыргызским коллегам нужно только добиться реализации всех подписанных документов и предлагать конкретные проекты, которые уж точно не останутся без внимания российской стороны", — отметил эксперт.

Он подчеркнул, что развитие регионов КР, которое президент Жээнбеков назвал приоритетным, во многом зависит именно от контактов с российскими регионами.

"То есть для решения внутренних задач нужны геополитические перспективы, а интеграция в рамках ЕАЭС, открытие внешних рынков для той же сельхозпродукции и есть инструменты, с помощью которых можно развивать экономику Кыргызстана", — подытожил Лепехин.

Вы также можете узнать о неформальном взгляде на госвизит Владимира Путина в КР.

7076
Теги:
сотрудничество, геополитика, визит, Кыргызстан, Россия
Темы:
Государственный визит Владимира Путина в Кыргызстан (74)
По теме
"Салам, аскер!" — как соцсети отреагировали на приветствие Путина
Отношения с Россией перешли на новый уровень — аппарат президента КР
Военнослужащий на учениях. Архивное фото

Доллары милитаризации: какие страны и зачем увеличивают военные расходы?

335
(обновлено 20:51 29.04.2021)
Натовская "стратегия" — это выбрасывание огромных денег на ветер без видимого роста боеспособности войск, без гиперзвуковых ракет, без военных побед в Афганистане, Ираке, Сирии и других горячих точках, считает эксперт.

В докладе SIPRI Россия имеет четвертый по размеру оборонный бюджет и уверенно занимает второе место в мире по версии рейтинга военной мощи Global Firepower. Этот парадоксальный "перекос" свидетельствует о высоком качестве государственного управления, правильной стратегии военного строительства и об эффективности российского ОПК.

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Российская Федерация в 2020 году потратила на военные расходы 61,7 миллиарда долларов и заняла четвертое место в мире. При сохранении планетарной тенденции к росту военных расходов — на 2,6 процента — Россия в 2020 году потратила на 6,6 процента меньше утвержденного оборонного бюджета. Ранее, в 2019-м, военные расходы РФ составили 65,1 миллиарда долларов, заметно снижение расходов в минувшем году на 3,4 миллиарда. Безудержная милитаризация целью Москвы не является — обороноспособность должна быть разумной и достаточной.

В пятерку стран с крупнейшими военными расходами вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания, на которых приходится 62 процента мировых затрат — всего 1,98 триллиона долларов.

При относительно скромном военном бюджете Россия в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower традиционно занимает второе место после США, Китай — на третьей позиции, Индия — на четвертой, а Великобритания в первую пятерку не входит (8-е место). Российский парадокс больших успехов при меньших затратах объясняется правильной стратегией военного строительства, эффективностью государственного управления и национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработками высокотехнологичных вооружений. Любопытно, что Global Firepower ставит военный бюджет РФ только на 11-ю ступень, это объясняется разными методиками расчетов. Необходимо иметь в виду, что военные расходы страны включают все затраты правительства на вооруженные силы, включая зарплату (денежное довольствие), закупку вооружения и военной техники, военное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, управление и тыловое обеспечение. Расходы на вооружение составляют меньшую часть от общего объема военных расходов.

Разумеется, не все военные расходы прозрачны, объективность рейтинга SIPRI относительна, а суммы с шестью-девятью нулями напрямую с боеготовностью войск не коррелируются. Так, военные расходы стран НАТО в 2020 году составили свыше триллиона долларов — в 25 раз больше, чем у России. При этом западная коалиция с позором покидает Афганистан, не добившись победы над талибами за 20 лет боевых операций.

Постсоветское пространство

За исключением России, военные расходы стран СНГ выглядят достаточно скромно и в таблице располагаются на значительном удалении от лидеров.

 

© Sputnik
Военные расходы стран ближнего зарубежья

Российская стратегия военного строительства — наилучший результат за наименьшие средства — успешно проецируется на постсоветском пространстве. Москва помогает союзникам вооружением — по внутрироссийским ценам, а некоторые образцы поставляет безвозмездно. Напомню, в ранее опубликованном докладе SIPRI об экспорте оружия в 2016–2020 годах России отведено второе место в мире после США. Это своего рода трансформация военных расходов в доходы и коллективную систему безопасности СНГ (ОДКБ).

 

К примеру, Казахстан с 2015 года на льготных условиях закупил у России 12 истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ — первым из стран СНГ, а также военно-транспортные и ударные вертолеты Ми-171Ш и Ми-35, модернизированный Ил-76МД-90А. Ранее республика получила фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-31 и МиГ-29, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300 — безвозмездно.

Беларусь получает от России широкий спектр вооружений. Ранее Минобороны республики заявило о подготовке контракта на закупку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. Для ВВС и войск ПВО закуплены четыре зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС. Ранее Беларусь получила восемь комплектов С-300ПМУ-1, четыре ЗРК "Тор-М2" (батарея) и партию ракет к ним (по контракту 2017 года). Значительная часть поставок — льготные или безвозмездные.

Армении бесплатно передали два дивизиона ЗРК С-300 (в рамках формирования Объединенной системы ПВО СНГ). Страна стала первым в мире импортером четырех российских ракетных комплексов "Искандер-Э" (и 25 ракет), приобрела 12 истребителей Су-30СМ, совершенные зенитные ракетные комплексы "Бук-М1-2", "Тор-М2КМ", "Оса-АК" и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек". Москва поставляет оружие Еревану по внутрироссийским ценам, а также помогает государственными кредитами общим объемом 300 миллионов долларов. Разумеется, всякое оружие — лишь инструмент, который требует умелых рук. Знания и опыт — дело наживное и менее затратное.

С другой стороны, за много лет пребывания в НАТО военные бюджеты стран Балтии не позволили им приобрести ни одного боевого самолета, танка или корабля (старые базовые тральщики и новые катера не в счет). Польша фактически утратила последнюю подводную лодку "Orzel" (советской постройки), а надводный флот продолжает деградировать. Румыния "донашивает" старые советские МиГи. Это своего рода проекция натовской "стратегии" выбрасывания огромных денег на ветер без видимого роста боеспособности войск, без гиперзвуковых ракет, без военных побед в Афганистане, Ираке, Сирии и других горячих точках.

Как бы то ни было, сегодня и в обозримой перспективе многие страны вынуждены бороться с внутриполитической нестабильностью — на грани гражданской войны или противостоять международному терроризму в формате военных операций. Все это предопределяет дальнейший рост расходов на оборону.

335
Теги:
закупка, бюджет, Вооружение, расходы, США, Россия, НАТО
По теме
Блохин: Запад будет испытывать Россию на прочность по всему периметру
Чем опасен военный союз Анкары, Баку и Исламабада для Кыргызстана и стран ЦА
Флаг Кыргызстана. Архивное фото

Как может измениться жизнь кыргызстанцев этим летом коротко и только главное

1691
(обновлено 21:09 27.04.2021)
Как много власти получит президент, что будет с Жогорку Кенешем и правительством, чем займется Народный курултай? Мы решили напомнить, как изменится жизнь кыргызстанцев с принятием новой Конституции.

11 апреля в Кыргызстане прошел референдум по проекту нового Основного закона. За высказались более 79 процентов проголосовавших, против — почти 14 процентов. Накануне президент Садыр Жапаров заявил, что уже на этой неделе ЦИК подведет итоги референдума и Конституция начнет действовать. Однако, по словам главы государства, на принятие законов необходимо еще два месяца, поэтому фактически страна начнет жить по новой Конституции с 1 июля.

Новый Основной закон в корне меняет расклад сил между президентом, парламентом и кабинетом министров. О ключевых изменениях в документе, обладающем высшей юридической силой, узнайте в материале Sputnik Кыргызстан.

Как много власти получает президент?

После принятия новой Конституции глава государства возглавит исполнительную ветвь власти. Он получит возможность быть избранным на два пятилетних срока вместо одного шестилетнего. Кроме того, президентом сможет стать кыргызстанец старше 70 лет — максимальный возрастной порог для этой должности упраздняется.

Конституция Кыргызской Республики в государственной резиденции Ала-Арча в Бишкеке
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Конституция Кыргызской Республики

Президент сможет вносить законы в Жогорку Кенеш, определять структуру и состав кабинета министров, с согласия парламента назначать главу кабмина, его замов и других членов. Он же формирует администрацию президента, формирует и возглавляет Совбез, назначает и увольняет госсекретаря, уполномоченного по правам ребенка, глав местных госадминистраций и другое.

Для сравнения: сейчас почти весь состав правительства определяет парламент, назначает и увольняет глав местных госадминистраций премьер-министр, а должность госсекретаря отсутствует.

В международных вопросах президенту больше не понадобится согласование с премьер-министром: фигуру последнего ликвидируют, кабинет министров возглавит руководитель администрации президента.

Ко всему прочему, президент сможет принимать решение о назначении референдума по собственной инициативе, по инициативе не менее 300 тысяч избирателей либо по инициативе большинства от общего числа депутатов парламента.

Президенту станет сложнее объявить импичмент?

И в старой, и в новой Конституции имеется механизм отрешения президента от должности. Однако, если сейчас для этого необходимо, чтобы парламент выдвинул обвинение и генпрокурор его подтвердил, то после вступления в силу нового Основного закона понадобится еще и заключение Конституционного суда. Также авторы документа прописали основания, по которым президент может быть отрешен от должности: речь о нарушении Конституции и законов, а также незаконном вмешательстве в полномочия ЖК и работу судей.

Еще сейчас для инициирования выдвижения обвинения против президента для последующего импичмента достаточно не менее одной трети голосов от общего числа депутатов, то по новой Конституции инициаторами должны выступить не менее половины парламентариев.

Что станет с Жогорку Кенешем?

Соотношение сил между парламентом и президентом меняется в пользу последнего, поэтому полномочия ЖК урезаются, как, впрочем, и число депутатов. После вступления новой Конституции список заседающих в парламенте сократится на 30 позиций — со 120 до 90. Депутатом не сможет стать кыргызстанец младше 25 лет (сейчас возрастной порог составляет 21 год). По какой системе будут избираться парламентарии, в новой Конституции не уточняется.

Вид с высоты на здание Жогорку Кенеша на проспекте Чуй после захвата митингующими
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Жогорку Кенеш

Сейчас Жогорку Кенеш вправе принимать решения о доверии или выражения недоверия правительству, депутат ЖК может быть назначен на должность премьера или первого вице-премьера с сохранением мандата и правом голоса на пленарных заседаниях. В новой Конституции таких норм нет.

Когда новый Основной закон вступит в силу, требования к явке депутатов ужесточатся: парламентарии могут лишиться кресла за отсутствие на заседаниях без уважительных причин 10 рабочих дней в течение одной сессии. Сейчас этот срок равняется 30 и более рабочим дням.

Пока что депутат ЖК не связан императивным мандатом, его отзыв не допускается, но по новой Конституции дела обстоят иначе — отзыв мандата возможен.

Кто еще сможет инициировать законы?

Сейчас право законодательной инициативы есть у 10 тысяч избирателей, Жогорку Кенеша и правительства. В новой Конституции этот список длиннее: в него входят президент, Народный курултай, а также Верховный суд и генпрокурор (последние два — только по профильным вопросам); правительство в этом перечне заменит председатель кабмина.

Вид на здание правительства Кыргызстана
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Дом правительства

Кто будет вместо премьер-министра?

Главное нововведение указано выше — исполнительной властью будет руководить президент. Правительство в новой Конституции называется кабинетом министров. Основные моменты:

  • председателем кабинета министров является руководитель администрации президента;
  • президент несет персональную ответственность за результаты деятельности кабмина и исполнительной власти (однако, если ЖК признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, глава государства рассмотрит вопрос об ответственности членов кабинета), председатель кабмина несет ответственность перед президентом за деятельность правительства;
  • президент вправе по собственной инициативе отправить действующий состав или члена кабинета в отставку;
  • отставка председателя кабмина не влечет за собой отставку всего правительства.

Какие вопросы будет решать Народный курултай?

Это совещательное, наблюдательное, общественно-представительное собрание, которое дает рекомендации по направлениям общественного развития. У курултая будет право законодательной инициативы, его представители смогут входить в состав Совета по делам правосудия.

Какие мероприятия могут быть ограничены?

В проекте новой Конституции есть статья: "В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа КР, могут ограничиваться законом. Перечень мероприятий, подлежащих ограничению и перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации, устанавливается законом".

Судебный зал верховного суда КР. Архивное фото
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Судебный зал Верховного суда КР

Что будет с судебной властью?

Конституционную палату, что сейчас входит в состав Верховного суда, заменит Конституционный суд, который будет работать вне ВС.

Перечень полномочий Конституционного суда дополняется несколькими пунктами, в их числе:

  • по запросу президента, ЖК и ВС дает официальное толкование Конституции;
  • разрешает споры о компетенции между ветвями власти;
  • дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против президента.

Предусмотрено ужесточение требований к судьям Верховного суда: нужно будет иметь стаж по юридической специальности минимум 15 лет, в том числе отработать судьей не менее пяти лет. Сейчас стаж должен составлять не менее 10 лет, требования к работе судьей нет.

Изменится и порядок назначения судей. Сейчас судьи Верховного суда и Конституционной палаты ВС КР выбирают из своего состава главу и его замов на три года. Один человек не может быть избран на два срока подряд. После принятия новой Конституции председателя и замов Конституционного и Верховного судов с согласия ЖК и по предложению Совета судей будет назначать президент. Они выбираются на пять лет. Заместители глав Конституционного и Верховного судов будут назначаться президентом по представлению председателя Конституционного суда и Верховного судов.

Совет по отбору судей заменит другой совет — по делам правосудия. Первый состоит из судей и представителей гражданского общество, по одной его трети избирают совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция. Второй будет формироваться из числа судей, составляющих не менее двух третей его состава, одну треть составят представители президента ЖК, Народного курултая и юридической общественности.

Сейчас при Совете судей действует дисциплинарная комиссия, но в новой Конституции о ней не упоминается.

1691
Теги:
полномочия, власть, закон, конституция, Кыргызстан
Темы:
Проект новой Конституции и референдум
По теме
С 1 июля начнем жить по новым законам — Садыр Жапаров
Предварительные итоги референдума по проекту Конституции. Ручной подсчет
Китайская ракета-носитель Чанчжэн-5Б. Архивное фото

Глава "Роскосмоса" назвал место падения ступени китайской ракеты

0
(обновлено 23:49 08.05.2021)
До поверхности Земли могут долететь лишь отдельные элементы конструкции, так как часть ступени сгорела в атмосфере.

БИШКЕК, 8 мая — Sputnik. Вторая ступень китайской ракеты-носителя "Чанчжэн-5Б" упадет в океан к востоку от Новой Зеландии, сообщил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин в Twitter

"Интервал прогнозируемого входа в атмосферу (прекращения существования) сегодня: от 2:34 (156-й виток) до 8:28 9 мая (160-й виток). Так называемая медиана — среднее значение в интервале вероятностей — точка в Тихом океане восточнее Новой Зеландии, 5:54 (мск) 9 мая", — написал Рогозин. 

Он уточнил, что конструкция частично сгорит в атмосфере — до поверхности планеты могут долететь лишь отдельные элементы. 

Ракета-носитель вывела на орбиту Земли основной модуль космической станции "Тяньхэ". К планете приближаются обломки весом порядка 18 тонн. Космические службы США спрогнозировали вход в атмосферу утром 9 мая. 

0
Теги:
ракета, Роскосмос, Земля
По теме
Илон Маск предложил построить город на Марсе и обитаемую базу на Луне
Человечество впервые создало кислород на поверхности Марса
Таким Солнце вы еще не видели — сверхчеткое фото из 100 тыс снимков