Продавец в мясном отделе рынка. Архивное фото

Сможет ли КР ежедневно ввозить 60 тонн мяса в Китай. Разбор заявления министра

2295
(обновлено 12:17 15.01.2021)
Недавно глава Минсельхоза КР предложил закупать скот у других стран, забивать и поставлять мясо в Китай и арабские государства. Возможно ли это, выясняла редакция Spitnik Кыргызстан.

Кыргызстан ежегодно экспортирует тысячи и тысячи тонн мяса в Китай, в числе крупных покупателей и богатые Эмираты — таковы планы министра сельского хозяйства, мелиорации и пищевой промышленности Тилека Токтогазиева.

Редакция Sputnik Кыргызстан выясняла, возможно ли воплотить этот амбициозный проект, опросила экспертов и заодно напомнила о возможностях страны.

40 тонн в сутки в Китай, или Кыргызстан "мясной хаб" региона?

На днях глава Минсельхоза Токтогазиев рассказал, что КР может стать региональным хабом по переработке сельскохозяйственной продукции и сырья, не ориентируясь при этом только на внутренние запасы и сырьевую базу.

По его словам, сейчас ведутся переговоры, чтобы ввозить в Кыргызстан из Казахстана, России, Монголии, Украины, Беларуси и других государств дешевый скот и поставлять мясо в страны Персидского залива. Также планируется экспортировать его в КНР.

Министр сельского хозяйства, мелиорации и пищевой промышленности Тилек Токтогазиев на онлайн-брифинге в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Асель Сыдыкова
Министр сельского хозяйства, мелиорации и пищевой промышленности Тилек Токтогазиев
"По предварительным подсчетам, только в ОАЭ можно экспортировать до 40 тонн мяса в неделю, а в Китай, когда подпишем межправительственное соглашение, — до 60 тонн ежедневно", — поделился прогнозами министр.

Другими словами, министр полагает, что в Эмираты можно в год вывозить более 2 тысяч тонн мяса, а в Китай почти 22 тысячи.

Сколько скота в стране и сколько она производит мяса

В первую очередь надо оценить поголовье скота в Кыргызстане.

Данные на конец 2019 года:

  • крупный рогатый скот — 1 миллион 681 тысяча голов, примерно половина из них — коровы;
  • свиньи — почти 35 тысяч;
  • овцы и козы — 6 миллионов 267 тысяч;
  • лошади — 523 тысячи.

За тот же год производство мяса составило 223 тысячи тонн.

Также надо учитывать объемы потребления мяса кыргызстанцами. Правда, данные ведомств отличаются. Согласно информации Нацстаткома, в 2019 году ежемесячно каждый кыргызстанец съедал 1,9 килограмма мяса, в год это почти 23 килограмма. По информации Минсельхоза за 2017 год, в среднем каждый кыргызстанец ежегодно съедает 38 килограммов мяса, цифра Нацстаткома на тот же 2017-й отличается — чуть более 20 килограммов. В любом случае это мало — по нормативам правительства в год надо потреблять 61 килограмм мяса.

© Sputnik / Рамиль Ситдиков
Крупный рогатый скот — 1 миллион 681 тысяч голов, примерно половина из них коровы

Исходя из данных, вооружаемся калькулятором:

Так, при населении страны в 6 миллионов 456 тысяч человек (на начало прошлого года) потребление (исходя из 23 килограммов в год, по информации Нацстаткома) составит более 150 тысяч тонн в год, при цифрах Минсельхоза (38 килограммов) — 245 тысяч тонн. То есть получается, что при одном подсчете имеется несколько десятков тысяч тонн резерва, а при другом возникает дефицит.

Теперь обратимся к обновленным данным по экспорту и импорту. Цель — понять, сколько скота в стране и нуждается ли Кыргызстан в зарубежных поставках или обеспечивает себя.

Продано меньше 170 тонн мяса

Цифры очень скромные. Так, по данным Нацстаткома, за 10 месяцев прошлого года Кыргызстан продал меньше 170 тонн мяса:

  • ОАЭ — 1 тонна говядины и 72,4 тонны баранины;
  • Индия — 84 тонны говядины;
  • Кувейт — 0,5 тонны баранины;
  • Узбекистан — 9,4 тонны баранины.

Также было экспортировано четверть тысячи тонн колбас, консервированных и готовых продуктов из мяса. Кыргызстан продал также более тысячи тонн кишок и других потрохов, но министр все-таки имел в виду чистое мясо.

© Sputnik / Владимир Астапкович
По данным Нацстаткома за 10 месяцев прошлого года Кыргызстан продал меньше 170 тонн мяса

А вот цифры по экспорту скота уже внушительнее:

  • лошади, ослы, мулы и лошаки —7,7 тысячи (основные покупатели Казахстан и Китай);
  • КРС — более 10,3 тысячи (основные покупатели Таджикистан и Узбекистан);
  • мелкий рогатый скот — 33,7 тысячи (основные покупатели Таджикистан и Узбекистан).

Экспорт скота вырос в разы именно в прошлом году. Причиной послужил запрет на вывоз животных из Казахстана в Узбекистан и Таджикистан, поэтому появился спрос на скот из Кыргызстана. Правда, потом и Кыргызстан ввел запрет, поскольку цены на мясо резко выросли.

А сколько куплено?

Импорт мяса превышает экспорт. Так, страна закупила более 600 тонн свинины и более 250 тонн говядины, поставок зарубежной баранины не было. Также было импортировано более 1,2 тысячи тонн колбас, консервированных и готовых мясопродуктов.

Импорт скота был значительно меньше экспорта:

  1. Лошади, ослы, мулы и лошаки — 604 (Казахстан, Польша и Россия).
  2. Мелкий рогатый скот — 17 голов (Россия).

При этом часть завезенного скота была чистопородной, то есть для разведения.

Китаю и арабским странам не нужны посредники

Глава ассоциации импортеров и экспортеров "Кыргызлэнд" Ленара Ниязбекова считает заявление министра поспешным, так как встает вопрос, насколько этот проект реален и рентабелен. Предстоит большая работа с расчетами.

Председатель ассоциации экспортеров и импортеров Кыргызлэнд Ленара Ниязбекова во время беседы на радио Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Глава Ассоциации импортеров и экспортеров "Кыргызлэнд" Ленара Ниязбекова
"Если бы Китай и страны Персидского залива хотели покупать мясо из Беларуси или других перечисленных стран, то они приобретали бы напрямую, без Кыргызстана. Также Китай и арабские государства заинтересованы в мясе именно из Кыргызстана, из скота, выращенного здесь. Однако интерес, который они проявляют, не говорит о том, что они готовы прямо сейчас приобретать. Например, с Китаем пока не заключено соглашение о поставках мяса на его рынок", — рассказала она.

Ниязбекова предполагает, что заявление Токтогазиева больше напоминает хайп.

"Это привлечение внимания, желание показать, что работают", — пояснила она.

Глава ассоциации уверена, что Минсельхозу надо больше внимания обращать на развитие сектора животноводства и систематизировать работу в этом направлении. Например, в стране ряд производителей колбас покупают сырье за рубежом, ссылаясь на то, что отечественное мясо дорогое, добавила она.

Идея хорошая

Советник министра экономики Нургуль Акимова рассказала, что Китай и страны Персидского залива спрашивали о больших объемах мяса, имеющиеся их не устраивали. Но встает вопрос, достаточно ли перерабатывающих предприятий в Кыргызстане. К тому же Кыргызстан не имеет выхода к морю, а от этого зависят расходы на логистику, в том числе на перевозку и хранение.

Экономист Нургуль Акимова на радиостудии Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Советник министра экономики Нургуль Акимова
"Страны, имеющие выход к морю, расходуют 7-12 процентов от себестоимости на логистику, тогда как у Кыргызстана уходит до 25 процентов. Мы горная страна, то есть наша готовая продукция дороже, чем у стран, имеющих морской путь", — сказала советник министра.

Но проблему можно решить за счет качества, поэтому мясо должно соответствовать стандартам безопасности стран-покупателей.

"Сама идея больше экспортировать и оставлять добавленную стоимость у нас хорошая. Это повысит благосостояние населения. Если будут положительные ответы на вопросы, то проект реализуется", — отметила Акимова.

Удастся ли покупать скот у Казахстана?

Напомним, в прошлом году Казахстан запретил продавать животных в Узбекистан и Таджикистан, поэтому появился спрос на скот из Кыргызстана. У экспертов разные мнения.

Глава ассоциации импортеров и экспортеров "Кыргызлэнд" Ниязбекова скептически смотрит на поставки из Казахстана.

Председатель ассоциации экспортеров и импортеров Кыргызлэнд Ленара Ниязбекова во время беседы на радио Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Глава Ассоциации импортеров и экспортеров "Кыргызлэнд" Ленара Ниязбекова
"Несмотря на запрет ввозить скот из Кыргызстана в Казахстан, по факту он поступает туда контрабандой. Население Казахстана в три раза больше, чем у нас, и у них самих не хватает мяса, поэтому они закупают скот в Кыргызстане", — рассказала она.

А вот советник министра экономики Нургуль Акимова полагает, что это возможно.

Эксперт по экономическим вопросам Нургуль Акимова в офисе ИА Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Советник министра экономики Нургуль Акимова
"В международной торговле есть понятие "застрахованные сделки". Надо перейти от базарного уровня к более качественному, цивилизованному. Почему мы должны запускать товарно-сырьевую базу? Потому что там есть механизмы страхования, выбор и индексирование цен", — сказала Акимова.

По ее словам, если глава Минсельхоза сам взялся за это дело, то должен добиваться гарантий по цене, срокам поставок и объему.

"Тогда не будет политики и спекуляций в этом вопросе, они исключаются. В случае нарушения контракта можно будет подать в суд, взыскать большие штрафы, появляется ответственность сторон", — отметила она.

Акимова добавила, что это позволит обойти проблемы, которые были у Узбекистана и Таджикистана с поставками из Казахстана.

2295
Теги:
экспорт, мясо, Нургуль Акимова, Тилек Токтогазиев, Кыргызстан
По теме
Антибиотики в молоке находят в двух областях Кыргызстана — видео
Опасно ли покупать мясо и молоко на рынках КР? Ответ Госветинспекции
Развевающийся на ветру флаг НАТО в штаб-квартире НАТО. Архивное фото

Беспринципность НАТО ремонт истребителей в Беларуси, несмотря на санкции

31
(обновлено 20:51 17.01.2021)
Модернизировать дешевле, чем покупать "исконно натовские" F-16V, но, несмотря на выполнение Минском всех обязательств, в Евросоюзе договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко".

Александр Хроленко, военный обозреватель

Прямая материальная выгода заставляет отдельных союзников по НАТО пренебрегать извилистыми "европейскими ценностями". Военно-воздушные силы Болгарии в феврале примут последние из восьми модернизированных в Беларуси штурмовиков Су-25. Получат и оплатят услуги страны, "придавленной" тремя свежими пакетами санкций Евросоюза. Этот парадокс заслуживает самого пристального внимания.

Первый штурмовик Су-25 ВВС Болгарии (бортовой номер 246) завершил капремонт и модернизацию на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах (Республика Беларусь) в сентябре 2020 года — на фоне массовых протестов в стране. И должен был в теории остаться единственным. Ведь если европейские партнеры до конца принципиальны в своей санкционной политике, страны НАТО не должны оплачивать услуги белорусских предприятий ОПК. Образцом могут служить некоторые страны Балтии, которые "назло соседу" остались без запчастей для своих тепловозов. Однако болгарские СМИ сообщили, что в феврале ВВС страны получат два последних из восьми Су-25, прошедших восстановительный ремонт в Барановичах. Более того, София намерена модернизировать на 558-м авиазаводе еще шесть самолетов Су-25 (определяются финансовые параметры сделки). Откуда же такая беспринципность?

По расчетам командования ВВС Болгарии, после белорусского капремонта "советские" штурмовики Су-25 будут эксплуатироваться до 2028 года, то есть до очередного ремонта с продлением службы, или до закупки новых "исконно натовских" истребителей F-16V Block70. А с последними не все хорошо.

Ранее болгарский президент Румен Радев запретил выполнение контракта стоимостью 1,256 миллиарда долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72 якобы из-за нечетких сервисных гарантий в договоре. Полагаю, опытный военный летчик и экс-главком ВВС страны просто засомневался, стоит ли отдавать 157 миллионов долларов за каждый из восьми самолетов четвертого поколения, если истребитель F-35 пятого поколения продается некоторым союзникам почти в два раза дешевле? Примерно в это же время США уступили Тайваню (не союзнику по НАТО) истребители F-16 Block 70 новой постройки значительно дешевле — по 121 миллиону долларов за единицу. Болгария — страна небогатая, и очевидно, что в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации штурмовикам Су-25 болгарских ВВС придется служить еще много-много лет, а Беларусь сегодня очень выручает боевую авиацию балканского члена Североатлантического альянса.

Смешные деньги — серьезный результат

Болгарское правительство еще в ноябре 2018 года одобрило финансирование модернизации восьми штурмовиков Су-25 в сумме 43 миллиона евро, однако 558-й авиазавод в Барановичах длительное время не мог приступить к ремонту болгарских Су-25 из-за "старых" санкций Евросоюза в отношении Беларуси. И все же капремонт болгарских штурмовиков советского производства в РБ состоялся. Чтобы обойти санкции, запрещающие членам ЕС торговать с Беларусью военным имуществом (которое может быть использовано для внутренних "репрессий"), парламент Болгарии внес поправки в национальное законодательство. Деньги важнее принципов европейской солидарности.

Барановичский 558-й авиаремонтный завод принял из Болгарии первый Су-25 (на борту белорусского Ил-76) 28 августа 2019 года, а восьмой самолет — 7 октября 2019-го. Все работы по планеру, двигателю, авионике выполнены оперативно и с высоким качеством. Три обновленные машины вернулись на авиабазу "Безмер" в октябре и еще три — в декабре 2020 года. Стоимость ремонта партии из 14 самолетов Су-25 (весь парк болгарских штурмовиков) составит 73,665 миллиона евро, то есть в разы дешевле покупки одного нового истребителя F-16 Block 70. Причем затраченные средства обеспечивают впечатляющий результат.

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов и главком ВВС генерал-майор Димитар Петров на исходе 2020 года ознакомились с возможностями модернизированного Су-25 на авиабазе "Безмер" и пришли в восторг. На белорусском предприятии полностью обновлена навигационная система Су-25 (появилась спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS), расширены возможности применения ракетного вооружения, повышена точность поражения наземных целей при увеличении дальности, новая система связи позволяет обмениваться данными с наземными войсками и морскими силами. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а турбореактивных двигателей Р-95Ш — на 500. Модернизированный Су-25 значительно повысил боеспособность и эффективность в решении задач по предназначению. Не случайно на брифинге командир авиабазы "Безмер" полковник Милен Димитров заявил: "После ремонта Су-25 стал совершенно другим, новым и современным самолетом".

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов в свою очередь отметил, что это обновление — "наглядный пример консенсуса между политическим и военным руководством страны относительно того, куда вкладывать средства, когда после тщательного анализа, доказательства необходимости, определения перспективы делается правильный инвестиционный выбор и достигаются необходимые результаты". 

Высокая репутация и черная неблагодарность

Подрядчик для модернизации болгарских штурмовиков выбран не случайно — белорусский 558-й авиаремонтный завод широко известен качеством услуг, превосходящим аналогичные на предприятиях ОПК Грузии или Украины. По понятным причинам оборонные заводы России в списке потенциальных исполнителей не рассматривались (главный оппонент альянса). И специалисты белорусского предприятия в очередной раз подтвердили высокую репутацию, совершили технологическое чудо.

Реализована программа повышения боевых возможностей самолета Су-25, которая включает расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения (включая управляемые ракеты Р-73 "воздух-воздух" и Х-29Т "воздух-поверхность"), формирование информационно-управляющего поля кабины, введение режима "навигационное бомбометание" (всепогодно на высотах до 7000 метров, без входа в зону поражения войсковой ПВО), установку аппаратуры радиотехнической защиты.

К примеру, комплекс РЭБ "Сателлит" (разработка 558-го завода) обеспечивает индивидуальную радиотехническую защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника. Самолет защищает дезинформационная "картинка" в головках наведения управляемых ракет, на экранах радаров станций сопровождения и атакующих истребителей. При этом радиоэлектронные средства управления оружием противника не "видят" признаков помех и "работают" по ложной маневрирующей цели. Комплекс "Сателлит-М2" способен действовать автоматически, не отвлекая летчика.

На фоне неизменно корректного выполнения РБ всех своих обязательств и международного законодательства главы МИД стран ЕС договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко". Ограничения коснулись и белорусских оборонных предприятий: МЗКТ (колесные базы для тяжелых комплексов вооружений), 140-й ремонтный завод (ремонт танков), электромеханический завод "Агат" (разработка автоматизированных систем управления), "Белтехэкспорт" (продажа военной техники за рубеж). Крупнейшие предприятия страны — государственные, поэтому санкции всех "пакетов" направлены против РБ как гибридное оружие на поле боя.

31
Теги:
ремонт, истребитель, Болгария, Беларусь, НАТО
По теме
Безответственность на грани безрассудства — как Россия останавливает НАТО
Суровые испытания — "ночной суперохотник" и рекордсмен Ми-26 идут на Эльбрус

Почему на самом деле упал турецкий Boeing? История трагедии кыргызского села

2546
(обновлено 10:40 16.01.2021)
,
Многие подробности той авиакатастрофы стали известны лишь спустя четыре года. В мае Международный авиационный комитет опубликовал итоги расследования трагедии в Дача СУ. Мы внимательно изучили документ, ведь именно он лег в основу фильма Sputnik.

Про катастрофу в Дача СУ писали много раз, но при этом она так и осталась загадкой. Всем давно известно, что в трагедии виноваты пилоты, но мало кто знает, почему они совершили роковую ошибку.

© Sputnik / Даниил Сулайманов
Также известно, что количество официально признанных жертв трагедии — 39 человек: 35 кыргызстанцев и четыре члена экипажа. Вот только на стеле памятника выбито 40 имен, а кто-то говорит и о 43 погибших. Кто же эти четыре непризнанные жертвы?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете, посмотрев документальный фильм Sputnik.

Если у вас нет времени на документальный фильм, посмотрите объясняющую видеоинфографику.

2546
Теги:
авиакатастрофа, видео, Дача СУ, документальный фильм, Кыргызстан
Темы:
Крушение Boeing 747 в Дача СУ
По теме
Я остался в живых, а дети погибли — страшная история кыргызстанца
Трагедия в Дача СУ — МАК назвал основную причину крушения Boeing
Перед смертью пилоты ругались — почему упал самолет в Дача СУ