Флаг Кыргызстана. Архивное фото

Как может измениться жизнь кыргызстанцев этим летом коротко и только главное

1700
(обновлено 21:09 27.04.2021)
Как много власти получит президент, что будет с Жогорку Кенешем и правительством, чем займется Народный курултай? Мы решили напомнить, как изменится жизнь кыргызстанцев с принятием новой Конституции.

11 апреля в Кыргызстане прошел референдум по проекту нового Основного закона. За высказались более 79 процентов проголосовавших, против — почти 14 процентов. Накануне президент Садыр Жапаров заявил, что уже на этой неделе ЦИК подведет итоги референдума и Конституция начнет действовать. Однако, по словам главы государства, на принятие законов необходимо еще два месяца, поэтому фактически страна начнет жить по новой Конституции с 1 июля.

Новый Основной закон в корне меняет расклад сил между президентом, парламентом и кабинетом министров. О ключевых изменениях в документе, обладающем высшей юридической силой, узнайте в материале Sputnik Кыргызстан.

Как много власти получает президент?

После принятия новой Конституции глава государства возглавит исполнительную ветвь власти. Он получит возможность быть избранным на два пятилетних срока вместо одного шестилетнего. Кроме того, президентом сможет стать кыргызстанец старше 70 лет — максимальный возрастной порог для этой должности упраздняется.

Конституция Кыргызской Республики в государственной резиденции Ала-Арча в Бишкеке
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Конституция Кыргызской Республики

Президент сможет вносить законы в Жогорку Кенеш, определять структуру и состав кабинета министров, с согласия парламента назначать главу кабмина, его замов и других членов. Он же формирует администрацию президента, формирует и возглавляет Совбез, назначает и увольняет госсекретаря, уполномоченного по правам ребенка, глав местных госадминистраций и другое.

Для сравнения: сейчас почти весь состав правительства определяет парламент, назначает и увольняет глав местных госадминистраций премьер-министр, а должность госсекретаря отсутствует.

В международных вопросах президенту больше не понадобится согласование с премьер-министром: фигуру последнего ликвидируют, кабинет министров возглавит руководитель администрации президента.

Ко всему прочему, президент сможет принимать решение о назначении референдума по собственной инициативе, по инициативе не менее 300 тысяч избирателей либо по инициативе большинства от общего числа депутатов парламента.

Президенту станет сложнее объявить импичмент?

И в старой, и в новой Конституции имеется механизм отрешения президента от должности. Однако, если сейчас для этого необходимо, чтобы парламент выдвинул обвинение и генпрокурор его подтвердил, то после вступления в силу нового Основного закона понадобится еще и заключение Конституционного суда. Также авторы документа прописали основания, по которым президент может быть отрешен от должности: речь о нарушении Конституции и законов, а также незаконном вмешательстве в полномочия ЖК и работу судей.

Еще сейчас для инициирования выдвижения обвинения против президента для последующего импичмента достаточно не менее одной трети голосов от общего числа депутатов, то по новой Конституции инициаторами должны выступить не менее половины парламентариев.

Что станет с Жогорку Кенешем?

Соотношение сил между парламентом и президентом меняется в пользу последнего, поэтому полномочия ЖК урезаются, как, впрочем, и число депутатов. После вступления новой Конституции список заседающих в парламенте сократится на 30 позиций — со 120 до 90. Депутатом не сможет стать кыргызстанец младше 25 лет (сейчас возрастной порог составляет 21 год). По какой системе будут избираться парламентарии, в новой Конституции не уточняется.

Вид с высоты на здание Жогорку Кенеша на проспекте Чуй после захвата митингующими
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Жогорку Кенеш

Сейчас Жогорку Кенеш вправе принимать решения о доверии или выражения недоверия правительству, депутат ЖК может быть назначен на должность премьера или первого вице-премьера с сохранением мандата и правом голоса на пленарных заседаниях. В новой Конституции таких норм нет.

Когда новый Основной закон вступит в силу, требования к явке депутатов ужесточатся: парламентарии могут лишиться кресла за отсутствие на заседаниях без уважительных причин 10 рабочих дней в течение одной сессии. Сейчас этот срок равняется 30 и более рабочим дням.

Пока что депутат ЖК не связан императивным мандатом, его отзыв не допускается, но по новой Конституции дела обстоят иначе — отзыв мандата возможен.

Кто еще сможет инициировать законы?

Сейчас право законодательной инициативы есть у 10 тысяч избирателей, Жогорку Кенеша и правительства. В новой Конституции этот список длиннее: в него входят президент, Народный курултай, а также Верховный суд и генпрокурор (последние два — только по профильным вопросам); правительство в этом перечне заменит председатель кабмина.

Вид на здание правительства Кыргызстана
© Sputnik / Акылбек Батырбеков
Дом правительства

Кто будет вместо премьер-министра?

Главное нововведение указано выше — исполнительной властью будет руководить президент. Правительство в новой Конституции называется кабинетом министров. Основные моменты:

  • председателем кабинета министров является руководитель администрации президента;
  • президент несет персональную ответственность за результаты деятельности кабмина и исполнительной власти (однако, если ЖК признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, глава государства рассмотрит вопрос об ответственности членов кабинета), председатель кабмина несет ответственность перед президентом за деятельность правительства;
  • президент вправе по собственной инициативе отправить действующий состав или члена кабинета в отставку;
  • отставка председателя кабмина не влечет за собой отставку всего правительства.

Какие вопросы будет решать Народный курултай?

Это совещательное, наблюдательное, общественно-представительное собрание, которое дает рекомендации по направлениям общественного развития. У курултая будет право законодательной инициативы, его представители смогут входить в состав Совета по делам правосудия.

Какие мероприятия могут быть ограничены?

В проекте новой Конституции есть статья: "В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа КР, могут ограничиваться законом. Перечень мероприятий, подлежащих ограничению и перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации, устанавливается законом".

Судебный зал верховного суда КР. Архивное фото
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Судебный зал Верховного суда КР

Что будет с судебной властью?

Конституционную палату, что сейчас входит в состав Верховного суда, заменит Конституционный суд, который будет работать вне ВС.

Перечень полномочий Конституционного суда дополняется несколькими пунктами, в их числе:

  • по запросу президента, ЖК и ВС дает официальное толкование Конституции;
  • разрешает споры о компетенции между ветвями власти;
  • дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения против президента.

Предусмотрено ужесточение требований к судьям Верховного суда: нужно будет иметь стаж по юридической специальности минимум 15 лет, в том числе отработать судьей не менее пяти лет. Сейчас стаж должен составлять не менее 10 лет, требования к работе судьей нет.

Изменится и порядок назначения судей. Сейчас судьи Верховного суда и Конституционной палаты ВС КР выбирают из своего состава главу и его замов на три года. Один человек не может быть избран на два срока подряд. После принятия новой Конституции председателя и замов Конституционного и Верховного судов с согласия ЖК и по предложению Совета судей будет назначать президент. Они выбираются на пять лет. Заместители глав Конституционного и Верховного судов будут назначаться президентом по представлению председателя Конституционного суда и Верховного судов.

Совет по отбору судей заменит другой совет — по делам правосудия. Первый состоит из судей и представителей гражданского общество, по одной его трети избирают совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция. Второй будет формироваться из числа судей, составляющих не менее двух третей его состава, одну треть составят представители президента ЖК, Народного курултая и юридической общественности.

Сейчас при Совете судей действует дисциплинарная комиссия, но в новой Конституции о ней не упоминается.

1700
Теги:
полномочия, власть, закон, конституция, Кыргызстан
Темы:
Проект новой Конституции и референдум (130)
По теме
С 1 июля начнем жить по новым законам — Садыр Жапаров
Предварительные итоги референдума по проекту Конституции. Ручной подсчет
Солдаты армии США. Архивное фото

Будет плохо или очень плохо почему Пентагону нет места в Центральной Азии

625
(обновлено 11:48 12.05.2021)
Афганистан для США просто предлог, чтобы остаться в регионе для "сдерживания" России и Китая, и такая дестабилизирующая политика вдвойне опасна для центральноазиатских стран, считает эксперт.

Присутствие баз Пентагона на Ближнем Востоке и в Центральной Азии деструктивно, это доказано десятилетиями бесславных боевых действий в Афганистане, Ираке, Сирии. Перенос военных аэродромов и других объектов США из Афганистана в Таджикистан, Узбекистан, Казахстан или Кыргызстан политически и практически неосуществим, потому что не меняет логики войны в ИРА, и угрожает разрушением существующей системы региональной безопасности.

По информации газеты The Wall Street Journal, Соединенные Штаты хотят разместить выводимые из Афганистана войска в странах Центральной Азии. Отмечается, что базы необходимы Пентагону для личного состава, беспилотников, пилотируемых бомбардировщиков и артиллерии. В качестве вероятных мест дислокации рассматриваются соседние страны севернее Афганистана и государства Персидского залива. Официальных запросов от Вашингтона Бишкек, Душанбе, Ташкент и Нур-Султан, вроде бы, не получали. Однако неслучайные информационные утечки в американских СМИ становятся источником общественно-политического беспокойства в регионе.

В Министерстве обороны Узбекистана официально сообщили, что оборонная доктрина, Конституция, концепция внешней политики страны от 2012 года не предусматривают размещения иностранных военных баз и объектов на территории республики. Позиция Минобороны вполне определенная, и все же политические решения в Ташкенте принимаются на другом уровне. При необходимости иностранную военную базу (де-факто) можно назвать, к примеру, совместным тренировочным или логистическим центром (де-юре).

Визит в Россию 9 мая президента Таджикистана Эмомали Рахмона (единственного лидера стран СНГ на параде Победы в Москве) выглядит как возможность провести переговоры с Владимиром Путиным по афганской (постамериканской) тематике. У Таджикистана самая большая и уязвимая граница с Афганистаном. Пентагону было бы удобно "разбить лагерь" у реки Пяндж, на расстоянии вытянутой руки до северных провинций ИРА. Однако Таджикистан — член ОДКБ, и в республике дислоцируется 201-я российская военная база. Кроме того, здесь расположен российский оптико-электронный комплекс обнаружения космических объектов "Окно-М", способный осматривать пространство практически над всей планетой. Все это стратегические элементы обеспечения безопасности стран ОДКБ, и фактически — передовой рубеж России, в отношении которой США проводят откровенно враждебную политику "сдерживания".

Восток — дело тонкое

Накануне парада Победы на Красной площади российский президент принял таджикского лидера в Кремле. Состоялась беседа, в ходе которой главы государств "выразили обеспокоенность в связи с ситуацией в Афганистане". Вполне вероятно, что стороны обсудили и планы Вашингтона по переброске американских войск из Афганистана в Таджикистан. О принятых решениях мы можем пока только догадываться.

С другой стороны, настойчивое майское напоминание The Wall Street Journal о вероятном размещении "афганского" контингента армии США в "предпочтительных" Узбекистане и Таджикистане свидетельствует о твердом намерении Вашингтона "продавить" американскую военную базу хотя бы в одной из упомянутых стран. Несмотря на значительное военное присутствие в регионе России и соседство Китая (с которым у Штатов также напряженные отношения). Официальный источник американского издания отмечает, что последние факторы не отменяют, а лишь "усложняют планы по размещению баз в Центральной Азии".

В The New York Times в конце апреля сообщили, что Пентагон, американские разведывательные агентства и западные союзники обсуждают варианты переброски войск и ударной авиации из Афганистана в соседние Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. Не ясно, почему Казахстан уже не упоминается источниками The Wall Street Journal. Разумеется, достоянием общественности стали не все детали проекта, многое остается "за кадром". Так, в точности неизвестна повестка апрельских переговоров в Узбекистане и Таджикистане специального представителя США по Афганистану Залмая Халилзада.

Напомню, в Узбекистане в начале апреля с рабочим визитом находилась делегация Пентагона во главе с заместителем начальника Управления стратегического планирования и политики Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) бригадным генералом Дюком Пираком. Интерес Пентагона к республике давний и многосторонний — Соединенные Штаты стремятся контролировать военно-политические события в регионе. Узбекистан служит своего рода площадкой для прямой и опосредствованной борьбы США с влиянием России и Китая. Полагаю, "внеблоковый" (в отличие от Таджикистана) Узбекистан может стать наиболее удобным для Штатов переговорщиком, несмотря на негативный опыт прошлого взаимодействия с американской армией в Ханабаде.

Пентагон и его союзники покидают Афганистан, где нарастает вооруженное противостояние правительственных сил и талибов (не считая других террористических группировок). История борьбы с боевиками-моджахедами явно не завершена. Американцы судорожно ищут возможность уйти из ИРА так, чтобы сохранить поблизости военное присутствие, инструменты "проекции силы". В Вашингтоне понимают, что бесславная афганская война еще аукнется США и их союзникам, и стремятся переложить тяжелые последствия заключенного в 2020 году "мира" на соседние страны Центральной Азии. Одновременно Пентагон преследует собственные долгосрочные цели.

Два варианта для региона

Ранее председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Марк Милли спрогнозировал развитие ситуации в Афганистане после вывода американских войск: "Тут я вижу только два варианта: будет плохо или очень плохо". Пожалуй, этот вывод проецируется на весь регион.

Обученная, вооруженная и экипированная американцами 350-тысячная армия Афганистана не способна достойно противостоять примерно 50-тысячному "войску" талибов и боевиков ИГ*. За минувшую неделю в стране возросла интенсивность боевых действий, во время которых погибли 211 представителей силовых структур и 15 мирных жителей. Уничтожены 315 боевиков (вроде бы, их всегда уничтожают больше, но меньше их почему-то не становится).

Наиболее резонансным стало наступление боевиков "Талибана"* в районе Баглани-Маркази северной провинции Баглан, в ходе которого были захвачены шесть военных баз и семь постов правительственных сил (при этом более 100 военнослужащих сдались талибам). Интенсивные бои проходили также в провинциях Вардак, Газни, Гильменд и Кундуз. Заметим, количественный и качественный состав (боевой опыт и вооружение) позволяют моджахедам проводить операции и за пределами Афганистана.

Появилась информация о второй за четыре дня атаке на пакистанских пограничников и военнослужащих с территории ИРА. В результате нападения в провинции Белуджистан трое пакистанских пограничников погибли. Поисковая спецоперация результатов не принесла. В Пакистане считают, что активизация боевиков связана с выводом натовских войск из Афганистана. Весьма тревожные факты для сопредельных государств Центральной Азии.

Относительно региональных планов Вашингтона по военной поддержке правительства в Кабуле с территории Таджикистана или Узбекистана полной ясности пока нет. И все же закономерно возникает вопрос: если Пентагон и союзники по НАТО за 20 лет не смогли достичь успеха в войне с талибами непосредственно на территории Афганистана, что изменится после "переезда" американских войск в ЦА? Возможно, Афганистан — просто предлог, чтобы остаться в регионе для "сдерживания" России и Китая. Такая дестабилизирующая политика вдвойне опасна для центральноазиатских стран.

* Террористическая организация, запрещенная в России, Кыргызстане и ряде других стран.

625
Теги:
Кыргызстан, Боевики, Талибан, войска, Центральная Азия, США, Афганистан
По теме
США могут разместить выведенные из Афганистана войска в странах ЦА — СМИ
США уходят из Афганистана: террористы и наркотрафик остаются — видео
Военнослужащий на учениях. Архивное фото

Доллары милитаризации: какие страны и зачем увеличивают военные расходы?

338
(обновлено 20:51 29.04.2021)
Натовская "стратегия" — это выбрасывание огромных денег на ветер без видимого роста боеспособности войск, без гиперзвуковых ракет, без военных побед в Афганистане, Ираке, Сирии и других горячих точках, считает эксперт.

В докладе SIPRI Россия имеет четвертый по размеру оборонный бюджет и уверенно занимает второе место в мире по версии рейтинга военной мощи Global Firepower. Этот парадоксальный "перекос" свидетельствует о высоком качестве государственного управления, правильной стратегии военного строительства и об эффективности российского ОПК.

По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), Российская Федерация в 2020 году потратила на военные расходы 61,7 миллиарда долларов и заняла четвертое место в мире. При сохранении планетарной тенденции к росту военных расходов — на 2,6 процента — Россия в 2020 году потратила на 6,6 процента меньше утвержденного оборонного бюджета. Ранее, в 2019-м, военные расходы РФ составили 65,1 миллиарда долларов, заметно снижение расходов в минувшем году на 3,4 миллиарда. Безудержная милитаризация целью Москвы не является — обороноспособность должна быть разумной и достаточной.

В пятерку стран с крупнейшими военными расходами вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания, на которых приходится 62 процента мировых затрат — всего 1,98 триллиона долларов.

При относительно скромном военном бюджете Россия в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower традиционно занимает второе место после США, Китай — на третьей позиции, Индия — на четвертой, а Великобритания в первую пятерку не входит (8-е место). Российский парадокс больших успехов при меньших затратах объясняется правильной стратегией военного строительства, эффективностью государственного управления и национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработками высокотехнологичных вооружений. Любопытно, что Global Firepower ставит военный бюджет РФ только на 11-ю ступень, это объясняется разными методиками расчетов. Необходимо иметь в виду, что военные расходы страны включают все затраты правительства на вооруженные силы, включая зарплату (денежное довольствие), закупку вооружения и военной техники, военное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, управление и тыловое обеспечение. Расходы на вооружение составляют меньшую часть от общего объема военных расходов.

Разумеется, не все военные расходы прозрачны, объективность рейтинга SIPRI относительна, а суммы с шестью-девятью нулями напрямую с боеготовностью войск не коррелируются. Так, военные расходы стран НАТО в 2020 году составили свыше триллиона долларов — в 25 раз больше, чем у России. При этом западная коалиция с позором покидает Афганистан, не добившись победы над талибами за 20 лет боевых операций.

Постсоветское пространство

За исключением России, военные расходы стран СНГ выглядят достаточно скромно и в таблице располагаются на значительном удалении от лидеров.

 

© Sputnik
Военные расходы стран ближнего зарубежья

Российская стратегия военного строительства — наилучший результат за наименьшие средства — успешно проецируется на постсоветском пространстве. Москва помогает союзникам вооружением — по внутрироссийским ценам, а некоторые образцы поставляет безвозмездно. Напомню, в ранее опубликованном докладе SIPRI об экспорте оружия в 2016–2020 годах России отведено второе место в мире после США. Это своего рода трансформация военных расходов в доходы и коллективную систему безопасности СНГ (ОДКБ).

 

К примеру, Казахстан с 2015 года на льготных условиях закупил у России 12 истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ — первым из стран СНГ, а также военно-транспортные и ударные вертолеты Ми-171Ш и Ми-35, модернизированный Ил-76МД-90А. Ранее республика получила фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители МиГ-31 и МиГ-29, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300 — безвозмездно.

Беларусь получает от России широкий спектр вооружений. Ранее Минобороны республики заявило о подготовке контракта на закупку зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. Для ВВС и войск ПВО закуплены четыре зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС. Ранее Беларусь получила восемь комплектов С-300ПМУ-1, четыре ЗРК "Тор-М2" (батарея) и партию ракет к ним (по контракту 2017 года). Значительная часть поставок — льготные или безвозмездные.

Армении бесплатно передали два дивизиона ЗРК С-300 (в рамках формирования Объединенной системы ПВО СНГ). Страна стала первым в мире импортером четырех российских ракетных комплексов "Искандер-Э" (и 25 ракет), приобрела 12 истребителей Су-30СМ, совершенные зенитные ракетные комплексы "Бук-М1-2", "Тор-М2КМ", "Оса-АК" и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек". Москва поставляет оружие Еревану по внутрироссийским ценам, а также помогает государственными кредитами общим объемом 300 миллионов долларов. Разумеется, всякое оружие — лишь инструмент, который требует умелых рук. Знания и опыт — дело наживное и менее затратное.

С другой стороны, за много лет пребывания в НАТО военные бюджеты стран Балтии не позволили им приобрести ни одного боевого самолета, танка или корабля (старые базовые тральщики и новые катера не в счет). Польша фактически утратила последнюю подводную лодку "Orzel" (советской постройки), а надводный флот продолжает деградировать. Румыния "донашивает" старые советские МиГи. Это своего рода проекция натовской "стратегии" выбрасывания огромных денег на ветер без видимого роста боеспособности войск, без гиперзвуковых ракет, без военных побед в Афганистане, Ираке, Сирии и других горячих точках.

Как бы то ни было, сегодня и в обозримой перспективе многие страны вынуждены бороться с внутриполитической нестабильностью — на грани гражданской войны или противостоять международному терроризму в формате военных операций. Все это предопределяет дальнейший рост расходов на оборону.

338
Теги:
закупка, бюджет, Вооружение, расходы, США, Россия, НАТО
По теме
Блохин: Запад будет испытывать Россию на прочность по всему периметру
Чем опасен военный союз Анкары, Баку и Исламабада для Кыргызстана и стран ЦА
На месте пожара в магазине в селе Новопавловка близ Бишкека

Под Бишкеком произошел крупный пожар видео

716
(обновлено 21:32 13.05.2021)
Возгорание началось сегодня вечером. Пожарным удалось локализовать пламя примерно за час.

БИШКЕК, 13 мая — Sputnik. В селе Новопавловка близ Бишкека загорелся магазин, сообщила пресс-служба МЧС КР. 

Объект находится на улице Кирова. Возгорание началось сегодня примерно в 20:00. К ликвидации пламени привлекли два пожарных расчета. В 20:43 огонь локализовали. 

По данным очевидцев, загорелся хозяйственный магазин. Черные клубы дыма было видно из столицы. 

Причина возгорания уточняется. Информации о пострадавших и жертвах нет. 

716
Теги:
магазин, пожар, село Новопавловка, Бишкек
По теме
Погибли четыре человека — в Джалал-Абаде сгорел двухэтажный дом. Фото
В Оше сгорел муниципальный автобус — фото