Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Архивное фото

Назарбаев уходит с поста главы правящей партии. Почему и что будет дальше

605
На заседании политсовета партии Nur Otan было объявлено, что Нурсултан Назарбаев решил оставить пост лидера. Пресс-секретарь экс-президента объяснил это решение.

БИШКЕК, 24 ноя — Sputnik. Первый президент РК Нурсултан Назарбаев уходит с поста председателя партии Nur Otan и передает лидерство действующему главе государства Касыму-Жомарту Токаеву, пишет Sputnik Казахстан

Об этом объявили на расширенном заседании политсовета партии. Пресс-секретарь Назарбаева Айдос Укибай назвал данное решение логическим продолжением транзита власти. 

"Как отметил Нурсултан Назарбаев, партия Nur Otan должна быть главной опорой для президента Казахстана, особенно сейчас, в условиях глобального кризиса, вызванного пандемией", — сказал Укибай.

Он подчеркнул, что, независимо от занимаемых должностей и регалий, Назарбаев остается лидером нации — елбасы. Согласно уставу партии, нового председателя можно избрать только на съезде, а до тех пор первый президент будет считаться ее главой. 

Nur Otan — ведущая политическая партия Казахстана, основанная в 1999-м, долгие годы ею руководил Нурсултан Назарбаев.

Назарбаев объявил об отставке 19 марта 2019 года во время выступления в эфире республиканских телеканалов. Он заявил, что после ухода сохранит посты главы Совета безопасности и лидера партии Nur Otan, а также останется членом Конституционного совета. Кроме того, до недавнего времени он был председателем Ассамблеи народов Казахстана. 28 апреля текущего года стало известно, что Назарбаев покидает эту должность.

605
Теги:
Казахстан, Нурсултан Назарбаев, партия, пост
По теме
"Для него был полный шок" — Назарбаев о реакции Путина на свою отставку
Нурсултан Назарбаев рассказал, что ему дарили президенты Кыргызстана. Видео
Флаги стран ЕАЭС. Архивное фото

Каким будет курс сома и что ждет экономику страны в 2022 году прогноз ЕАБР

7134
(обновлено 21:02 25.11.2021)
Из прогноза Евразийского банка развития можно узнать, что ждет экономику Кыргызстана. Речь не об абстрактных, а о важных для большинства населения вопросах — какими будут инфляция и курс доллара в следующем году.

Сегодня, 25 ноября, Евразийский банк развития (ЕАБР) представил на площадке Sputnik макроэкономический прогноз на следующий год.

О перспективах экономического роста в странах — участницах ЕАБР, об ожидаемом курсе национальных валют и о том, когда следует ждать замедления инфляции, читайте в материале Sputnik.

Рост ВВП

Мировая экономика прошла пик восстановления после кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19. Страны ЕАБР (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) также успешно адаптировались к функционированию в условиях пандемии, заявил главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров.

Мероприятия в рамках деловой программы ПМЭФ 2017
© Sputnik / Алексей Куденко
Главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров
"Экономическая активность в регионе восстановилась и в четвертом квартале текущего года может примерно на 1% превысить допандемийный уровень. Рост ВВП региона в 2021 году ожидается около 4%, а в 2022-м — 2,9%. Важным драйвером роста выступят меры государств по поддержке инвестиций", — сказал Винокуров.

Восстановлению экономик стран-участниц в текущем году, по мнению аналитиков банка, способствовали эффекты от смягчения в 2020-м бюджетной и денежно-кредитной политики, а также адаптация населения и организаций к условиям пандемии, расширение мирового спроса и взлет цен на ключевые экспортные товары государств региона (энергоресурсы, металлы и прочее).

Однако процесс восстановления стран ЕАБР протекает неравномерно. Если ВВП Беларуси, Казахстана, России и Таджикистана уже превышает допандемийные показатели, то Армении и Кыргызстану достичь их пока не удалось. Причина кроется в большем спаде экономик Армении и Кыргызстана в минувшем году: ВВП республик снизился на 15% и 13% соответственно, из-за чего им требуется больше времени для восстановления.

В целом по итогам этого года рост ВВП Армении прогнозируется в размере 4,5%, Беларуси — 2,1%, Казахстана — 3,8%, Кыргызстана — 3,7%, России — 4,1%, Таджикистана — 7,9%.

В следующем году, по словам заместителя председателя правления ЕАБР Руслана Даленова, экономический рост в регионе прогнозируется выше допандемийных темпов — он увеличится на 2,9% (после 2,3% в докризисном 2019-м). Этому будут способствовать меры государств по поддержке инвестиций, реализация потенциала усиления активности в сфере услуг, а также наращивание производства нефти.

© Sputnik / Алексей Никольский
Заместитель председателя правления ЕАБР Руслан Даленов
"В России прогнозируем рост ВВП на 2,8% в 2022 году, в Казахстане — на 4,2%. Высокие мировые цены на энергоресурсы и государственные программы развития поддержат экономическую активность в крупнейших экономиках региона. Сильные показатели роста ВВП в следующем году прогнозируются в Армении и Кыргызстане — 4,8% и 4,5% соответственно. Экономики этих стран завершат восстановление к допандемическим уровням. В Таджикистане ожидается выход на устойчивый темп экономического роста — около 6-7% в год. В Беларуси в базовом сценарии ожидаем рост ВВП на 0,7% в 2022-м", — рассказал Даленов.

Сдерживающее воздействие на деловую активность в Беларуси могут оказать последствия ограничительных мер со стороны ряда западных стран, отмечается в прогнозе ЕАБР, однако поддержка России может способствовать адаптации экономики РБ к санкциям.

Замедление инфляции

Аналитики ЕАБР прогнозируют замедление инфляции в регионе — с 8,2% в 2021 году до 5,3% в 2022-м.

Влияние на цены со стороны спроса постепенно ослабнет в связи с завершением восстановительного периода в экономиках. Давление со стороны разрывов поставок в 2022 году сохранится, но будет постепенно ослабевать.

Аналитики ЕАБР также прогнозируют снижение сырьевых цен в течение следующего года.

"Тем не менее возросшие издержки производителей продолжат транслироваться в потребительские цены, и инфляция в большинстве государств ЕАБР останется выше целевых ориентиров", — отмечается в макроэкономическом прогнозе банка.

В Армении инфляция прогнозируется в размере 5% к концу 2022 года (после 8% в 2021-м), в Беларуси — 7,4% (после 10%), в Казахстане — 6% (после 8,4%), в Кыргызстане — 7% (после 9,8%), в России — 4,9% (после 7,9%), в Таджикистане — 6,3% (после 8,3%).

Возврата инфляции к целевым уровням аналитики ЕАБР ожидают в 2023 году — по мере нейтрализации проинфляционных факторов (подорожание продуктов питания и сырьевых товаров, разрыв логистических цепочек и прочее).

Что ждет национальные валюты?

Комфортные цены на нефть и высокие процентные ставки по активам в национальных валютах продолжат поддерживать курсы валют стран — участниц ЕАБР в 2022 году, считают аналитики.

"Реальное укрепление валют поддерживают высокие мировые цены на энергоресурсы и металлы, а также повышение ключевых процентных ставок в регионе операций банка", — отмечается в докладе.

Согласно прогнозу, эти факторы продолжат действовать на протяжении большей части следующего года.

Вместе с тем по мере сворачивания монетарных стимулов (например, снижения процентных ставок) в развитых странах, доходности их гособлигаций увеличатся, что может привести к снижению спроса на активы, номинированные в национальных валютах государств ЕАБР. Этот фактор, считают аналитики, ограничит пространство для их укрепления в следующем году.

Среднегодовой курс армянского драма к доллару в 2022-м аналитики ЕАБР прогнозируют на уровне 466 драмов за доллар, белорусского рубля — около 2,65, казахстанского тенге — порядка 434, кыргызстанского сома — в районе 85,1, российского рубля — на уровне 72, а таджикистанского сомони — вблизи 11,2.

Ситуация с госдолгом

В условиях кризиса, спровоцированного пандемией, задолженность правительств всех стран ЕАБР увеличилась, при этом, как отмечают аналитики банка, риски в большинстве государств региона остаются управляемыми.

Национальный банк Кыргызской Республики. Архивное фото
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
Риски долговой устойчивости в РФ и Казахстане низкие. Размер государственного долга России составляет около 20% к ВВП, а Казахстана — 30%. Для сравнения: в странах с развивающейся экономикой отношение государственного долга к ВВП на конец 2020 года сложилось на уровне 64%.

Оба государства — и Россия, и Казахстан — обладают достаточными резервами, отмечают авторы доклада. В целом сектор государственных финансов в этих странах обладает достаточным пространством для использования бюджетных стимулов при необходимости.

Отношение государственного долга к ВВП в Беларуси ниже среднемирового уровня, но риски для долговой устойчивости присутствуют, отмечается в макроэкономическом прогнозе ЕАБР. Государственный долг (с учетом гарантий и обязательств местных органов власти) составляет около 42% ВВП. Уровень долга сравнительно небольшой, однако угрозу для долговой устойчивости представляет подверженность долга валютному риску и рискам ликвидности — более 95% долга правительства номинировано в иностранных валютах.

"Платежи по погашению и обслуживанию долга в 2022–2024 годах оцениваются более чем в 3,5 миллиарда долларов в год. В условиях сравнительно низкого потенциала экономического роста, ограниченных бюджетных и золотовалютных резервов безусловное выполнение долговых обязательств потребует ежегодного рефинансирования их большей части", — сообщается в докладе ЕАБР.

В Армении, Кыргызстане и Таджикистане отношение долга к ВВП является самым высоким в регионе, но риски долговой устойчивости во всех трех республиках управляемы, считают аналитики банка. Большая часть долга представлена долгосрочными льготными обязательствами. Кроме того, правительства государств предпринимают шаги для смягчения рисков.

В Кыргызстане запланировано снижение дефицита бюджета на фоне увеличения расходов на выплату долга в предстоящие годы.

"Существенным риском для трех стран является риск курсовой переоценки, так как большая часть госдолга номинирована в иностранных валютах. Политика накопления внешних резервов также способствует смягчению рисков долговой устойчивости в рассматриваемых странах", — отмечают аналитики ЕАБР.

7134
Теги:
Кыргызстан, ЕАБР, ЕАЭС, прогноз, экономика, Евгений Винокуров
По теме
Что произойдет в экономике Кыргызстана до 2023 года — прогноз
Риски для экономики Кыргызстана перечислил ЕАБР
Люди возле штаб-квартиры Пекинского организационного комитета Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2022 года в Пекине

Китаю собираются устроить бойкот, как рейху

368
В США идут разговоры о бойкоте зимней Олимпиады в Пекине — пока только дипломатическом. Однако в общем контексте Олимпийских игр дело давно уже не в одних китайцах, считает эксперт.

До открытия XXIV зимней Олимпиады в Пекине осталось меньше трех месяцев — пройдут, не заметишь. Даже факел в Греции уже зажгли. Но по устойчивому обычаю последних лет публику занимают не аполитичным "быстрее, выше, сильнее", как было когда-то, а очень даже политизированными играми вокруг будущих состязаний в китайской столице, пишет обозреватель РИА Новости.

В США идут разговоры о бойкоте Игр (вот уж удивили!), правда, пока только дипломатическом. То есть об игнорировании их американскими официальными лицами. "Кормчий Си пусть устраивает, что хочет, американские атлеты, если хотят, пускай едут, мы (пока, во всяком случае) запретить им этого не можем, но для американского официоза Олимпиады как бы не будет". Не очень вежливо, но политес давно (и тем более теперь) в Соединенных Штатах не в моде. Чего там раскланиваться перед коммунистами и — что еще хуже — злейшими экономическими конкурентами.

А то, что китайцы весьма чувствительны к нарушениям этикета (есть даже выражение "китайские церемонии") и не склонны такие вещи забывать — память у них хорошая, так тьфу нам на их этикет. Повод же для замышляемого дипломатического (пока дипломатического) бойкота — универсальный и всеобъясняющий: "нарушения прав человека".

Не то что бы с правами человека в Срединном царстве все было совсем уж ладком да порядком. В полуторамиллиардной державе, к тому же исторически недавно пережившей смуту и "воюющие царства", страх перед потрясениями всегда будет жить в памяти нации. И если возникает дилемма — "права человека" (причем понимаемые весьма расширенно) или отсутствие потрясений, она решается предсказуемым образом.

К слову, при всей любви США к данной теме ("Права человека священны для меня, я немею перед правами человека") непонятно, почему о правах вспомнили только сейчас. По принципу "На охоту ехать — собак кормить".

Ибо в Китае с правами человека дела все время обстоят более-менее единообразно, пора бы привыкнуть. Или выработать столь же единообразную ответную политику. А не как в случае с идеей дипломатического бойкота, носящей явную печать конъюнктуры.

К тому же китайская цивилизация раз в двадцать более древняя, чем американская. Несколько тысяч лет и две сотни лет с небольшим — вещи несопоставимые. И рассчитывать на исправление китайских нравов поспешным бойкотом — попытка явно с негодными средствами. Оскорбить китайцев можно, но не более того.

Однако в общем контексте Олимпийских игр дело давно уже не в одних китайцах.

Бесспорно, слова Олимпийской хартии "Игры объединяют спортсменов-любителей из всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам" и прежде были благим пожеланием, периодически грубо нарушавшимся.

На VII и VIII Олимпийские игры (Брюссель 1920-го и Париж 1924-го) не были допущены немецкие спортсмены как представители страны, развязавшей мировую войну. Затем это повторилось на лондонской Олимпиаде 1948 года — с тем же объяснением. Если это не дискриминация по политическим мотивам, то что? Можно вспомнить и бойкот московских Игр 1980 года и ответный отказ СССР участвовать в лос-анджелесских Играх 1984-го.

Однако тогдашние запреты и бойкоты были мотивированы чрезвычайными историческими событиями и не рассматривались в качестве прецедента для всяких будущих ОИ. Тогда как с 2008 года (исключение — лишь лондонские Игры 2012-го) бойкот и дискриминация сделались обыденной практикой. Сочинская Олимпиада–2014, бразильские и южнокорейские Игры 2016-го и 2018-го, теперь пекинские ОИ 2022 года... Вместо всемирного праздника спорта (как изначально замышлялось) — всемирное выяснение отношений. Причем под любым предлогом. "Был бы человек (resp.: страна), а дело найдется".

Уже можно заключать пари, какой именно повод придумают, чтобы упромысливать неправильные державы на Олимпиаде 2024 года в Париже. В том, что он будет найден, мало кто сомневается. Допинг, Крым, Беларусь, Навальный и всесметающий повод — права человека. Годятся и сообщения о чудовищном разврате государственных руководителей. В этом смысле заявление теннисистки Пэн Шуай о том, что некогда важный чиновник принуждал ее к блудному сожительству, появилось очень кстати и вовремя.

Мало уверенности, что эту традицию прервет вразумление держав и спортивного чиновничества, осознавшего вдруг, что формула "Олимпиада = скандал" губительна для всех. Есть, конечно, другой вариант. Международная обстановка может обостриться настолько, что спортивная дипломатия утратит всякую занимательность. Как это было, например, в 1939 году — "Не до ристаний нам нынче, у нас теперь другие ристания".

Так что лучше уж вечные претензии насчет прав человека. При них хотя бы не стреляют.

368
Теги:
Олимпиада, Пекин, Бойкот, США, эксперт
По теме
Американский суд восстал против Байдена и разрешил убивать воинов добра
Китайская месть: в Европе остановятся тысячи предприятий
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров на заседании Совета безопасности. 26 ноября 2021 года

Садыр Жапаров назвал угрозы национальной безопасности Кыргызстана

0
(обновлено 12:22 27.11.2021)
Министерству обороны поручено в кратчайшие сроки разработать новый проект Военной доктрины Кыргызстана.

БИШКЕК, 27 ноя — Sputnik. Президент Садыр Жапаров озвучил угрозы Национальной безопасности Кыргызстана. Свое заявление он сделал во время рассмотрения проекта Концепции национальной безопасности КР на заседании Совбеза.

По словам Жапарова, события 2005, 2010 и 2020 годов показывают, что некоторые элементы системы национальной безопасности уязвимы для внешнего деструктивного воздействия.

"Негативные тенденции по разрушению границ идентичности растут, распространяются чуждые нам ценности и правила. Экономика Кыргызстана — самая прозрачная экономика в регионе. Однако ее зависимость от импорта, производства золота, денежных переводов трудовых мигрантов, транзитной торговли и иностранной помощи также угрожает национальной безопасности. Вышеупомянутые и многие другие угрозы бросают нам вызов каждый год, месяц и день", — сказал глава государства.

Он отметил, что вызовы и угрозы национальной безопасности не являются статичными, они трансформируются и развиваются.
Позже Совет безопасности одобрил новую Концепцию национальной безопасности. Госструктурам поручено в течение двух месяцев разработать и утвердить программы по ее реализации. При этом Министерству обороны поручено в кратчайшие сроки разработать и представить на утверждение новый проект Военной доктрины.

0
Теги:
Кыргызстан, Садыр Жапаров, национальная безопасность, угрозы, военная доктрина