Удар ниже полиса. Государство — народ (1:0)

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкДенежные купюры и игрушечный автомобиль. Архивное фото
Денежные купюры и игрушечный автомобиль. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Кампания по обязательному страхованию автомобилей еще не началась, а нам уже страшно. Наш колумнист Алима Нургазиева знает о грядущем не понаслышке. Признаться, ее экспертное мнение оптимизма нам не прибавило.

Я, как и большинство наших водителей, гордо владею пожилым корытцем японского производства, в котором периодически что-то сыплется и чинится за немалые деньги.

А причиной все мастера как один называют "шок от столкновения с дорогами Бишкека", на которые, кстати, я ежегодно плачу налог. Это помимо затрат на жидковатый бензин, недоливать который стало нормой. На СТО я регулярно прошу осмотреть бензобак — мне кажется, что там дыра, в которую утекают мои деньги. После попытки дэпээсника навесить на меня несуществующее нарушение пришлось купить видеорегистратор.

Автомобильный ключ с деньгами на столе. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Старые грабли ОСАГО, или Чего опасаться кыргызстанским водителям?
В общем, любой автовладелец знает, каково это — владеть подержанной иномаркой в Бишкеке. За долгие годы я потратила небольшое состояние на все вышеперечисленное, но ни разу (!) на компенсацию ущерба третьим лицам. Просто потому что его не было. А теперь мне какие-то сытые физиономии с экрана говорят, что я должна платить за то, что, возможно, все-таки возьму и причиню ущерб. 

А ничего, что у меня больше десяти лет безаварийного стажа? Что, садясь за руль, я добровольно беру на себя все риски и готова отвечать за свои действия, в том числе финансово? И вообще, я никогда не заезжала и в обозримом будущем не собираюсь заезжать на своей машине в страны Таможенного союза и причинять там кому-либо ущерб.

Вопросы, как и кем будет оцениваться этот самый ущерб, по каким тарифам и коэффициентам, как будут дифференцироваться водители по уровню риска (или весь риск в самих ТС?) и, в конце концов, где гарантия, что страховщики будут выплачивать компенсации полностью, а не волокитить дела, сразу приходят на ум мне, между прочим, обладательнице страхового полиса на жизнь и здоровье (это к тому, что я не та самая бабушка, которая живет на антресолях и не верит в электричество, я не чураюсь благ цивилизации, а разумно ими пользуюсь). 

"Некогда объяснять! Быстро сдали по две-три тысячи!" — вот такая позиция у власть имущих. 

Давайте называть вещи своими именами. ОСАГО в нынешнем виде — это не страхование, а новая разновидность дани. Только здесь государство вымогает не для себя, а для частных (!) страховых компаний. Лишне будет говорить, что налоги в нашей стране никогда не возвращаются — ни достойными зарплатами и пенсиями, ни здравоохранением, ни правопорядком, да хоть целыми лампочками в уличных фонарях. 

Водитель или страховщик: кому выгодно ОСАГО?
Наши с вами деньги засасывает в параллельную вселенную, вселенную коррупции и хищений. И когда народ в состоянии туго сжатой пружины из-за кризиса с ужасом подсчитывает, насколько туже придется затянуть пояса (а некоторым с долларовыми кредитами хоть на шее уже затягивай!), государство наносит новый удар — будь добр, купи страховой полис на свои машину и квартиру. 

Один из самых нелепых аргументов в пользу обязательного страхования — "так принято в развитых странах". Это позиция так называемого периферийного капитализма — подражание странам первого мира. Мол, если белые англосаксы так делают, значит, это великая польза и благо для народа. Для сравнения, национальный доход на душу населения в США — 55 200 долларов, Великобритании — 43 000, России — 13 220, а у нас всего 1 250. Мы в десять раз беднее россиян и в 44 раза — американцев. Лет десять назад под кислым соусом таких же аргументов протащили ОСАГО в России и Казахстане, а теперь и мы должны последовать за соседями, то есть получим "автогражданку" из третьих рук и с довольно мутными условиями. 

Готовы ли мы, простые смертные, к ОСАГО? Само государство, по всей видимости, нет. По словам представителей Госфиннадзора, государственные авто на первых порах будут освобождены от страхования, потому что денег в бюджете на это нет. Вот такой пердимонокль — на дорогах государство от нас, граждан, застраховано, а мы от него — нет. А своими полисами можем только подтереться.

Оформление полисов ОСАГО. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
ЧаВО по ОСАГО. Что нужно сделать водителю для оформления страховки
К слову, несколько моих коллег серьезно пострадали в ДТП по вине водителей государственных авто. Первому такому случаю с участием автомобиля Мингосимущества уже около семи лет. И хотя вина водителя министерства очевидна (езда по встречной полосе, превышение скорости и проезд на красный сигнал светофора), моя коллега так и не получила компенсации ни за лечение, ни за свой автомобиль, который за несколько секунд из транспортного средства превратился в кучу искореженного металла. 

И если государство так искусно избегает выплат компенсаций, то где гарантия, что страховщики (читай — дельцы) поспешат расстаться с деньгами при наступлении страхового случая? Ведь, как говорится, берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0