Куда нам девать всех этих креативных и молодых? Солить?

Подписаться
Вы узнаете их из тысячи по словам, по глазам, по голосу, считает наш колумнист Асель Минбаева. Теперь под ее прицелом кыргызстанская творческая молодежь. И да, мы тоже устали просить ее быть помягче.

Сижу как-то после долгого дня трудового в отнюдь не бюджетной кофейне. Подругу жду. Размышляя о том, на что я бы могла потратить деньги, выкинутые на чашку сливочного латте и роллы с семгой (это не очень близкая подруга, так что приходится мимикрировать под успешную женщину), аккуратно подслушиваю разговор за соседним столиком.

Семечки в пуке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Как девочка, любившая семечки, превратилась в тренажер для ненависти
Сидит, значит, группа ребят. Возраст — около 20 лет. Все сосредоточенно вперились в монитор. Судя по числу тарелок с недоеденными сэндвичами и кружек с кофе, сидят давно. Из их уст попеременно слышатся такие слова, как "кейс", "паблик", "проект", "глянец"…

Чтобы не приводить весь разговор, объясню, в чем дело. Ребята, студенты одного из престижных столичных вузов, решили стать стартаперами, то есть открыть свой бизнес — создать глянцевый журнал. Еще не решен вопрос с финансированием, целевой аудиторией, направленностью.

А теперь отрывок из диалога:

— Сколько нам нужно журналистов? Пять?
— А пять достаточно?

— Ну да, там же еще редактор будет.
— Ой, точно. А кто у нас редактором будет?

— Давайте Мунара, она пишет хорошо.
— Ой не, я не хочу, может, Алибек?

— Нет, он же в каждом слове по три ошибки делает.
— А давайте там будет рубрика про домашних животных наших звезд?

— О, интересный кейс, я записала. 
— А как назовем? Надо же название придумать.

— Может, "Star Bomb", типа "Звездная бомба"?
— Супер! Но давайте еще подумаем.

Знаете, что мне хотелось сделать? Подскочить к ним, заглянуть прямо в их девственные, невинные глаза и, чеканя слова, железным тоном спросить: а знаете ли вы, детки, какой вид журнала сейчас в принципе востребован? Вы хотя бы минимально рынок проанализировали, не? Кто-нибудь из вас хотя бы одним глазком видел, как выглядит бизнес-план? Нет, малыши, заявиться к деловому человеку, которому неудобно вас сразу послать, так как вы учитесь с его сыном, это не бизнес-план. Вы бы хоть один день поработали в деле, в которое хотите бездумно вложить родительские деньги!

И напоследок так бросить: "Мунара не сможет стать редактором. И Алибек. Потому что вы своим мозгом колибри даже представить не можете, насколько это сложно". И ушла бы допивать свой латте. Но пришла подруга, и мы погрузились в обсуждение ее нового платья.

Жители Бишкека ждут на остановке общественный транспорт. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Почему надо казнить за слово "мырк", или Как бишкекчане становятся снобами
Почему меня так взбесил их разговор? Да потому, что глянцевый журнал — это ежедневная, кропотливая и тщательная работа. А я очень не люблю, когда к какому-то делу относятся наплевательски, думая, что творчество — оно такое. Забавное.

Есть даже слово специальное "креакл". От словосочетания "креативный класс". Оно появилось пару лет назад в связи с ужасной трагедией в одной обычной московской семье. На самом деле семья была не очень обычной. В своих кругах Кабановы были очень даже знаменитыми.

Они обличали преступления власти в фейсбуках и ЖЖ. Как-то раз глава семьи, опять же с помощью соцсетей, заявил о пропаже супруги. А потом оказалось, что он сам ее убил и расчленил в собственной ванне, чтобы спрятать труп. Потому что устал от жизни такой. 

Как оказалось, за масками двух успешных активистов скрывались неустроенные люди с двумя детьми, микроскопическая съемная квартира, алкоголь, долги.

Вы все видели объявление из серии "требуются молодые-креативные"? Будьте уверены, вам на такой работе платить не будут вовсе или ваши гонорары будут такими, что вы не сумеете окупить даже поездки на маршрутке. Открою страшный секрет: креативные никому не нужны.

Я часто работаю с практикантами. И среди них креаклы вовсе не редкость. Определить их можно за километр. Во-первых, они почему-то решили, что журналистика есть процесс творческий и приносящий исключительно удовольствие и славу. 

А тут юную Кэрри Брэдшоу пытаются заставить звонить в пресс-службу какого-нибудь госоргана, которая упорно динамит новоиспеченного журналиста. Она к этому не готовилась! Она хотела писать про будущее Кыргызстана! Нет, без этих ваших экономических цифр, это же скучно! Где же в заметке про падение продаж говядины креатив проявлять?

Не верю я в работу, которая приносит радость с девяти утра до шести вечера каждый божий день. Дудки.

Во-вторых, креаклы не ошибаются. Никогда! Они просто креативно мыслят, а я, унылой посредственности дама, просто не понимаю души прекрасные порывы. 

Девушки на раздевалке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
О чем врут кыргызстанские женщины: 7 поводов для лжи
В-третьих, они просто бредят иностранными богомерзкими словами: "лол", "лайк", "фейк", "кейс"… Бога ради, устройтесь гидами, там на туристах английский и практикуйте. А я не турист. 

И вообще, вакансий криэйтора, контент-менеджера, пиарщика, журналиста практически нет! Обычно они заполняются специалистами, которых аккуратно сманивают с насиженных мест. 

Милые школьники, обращаюсь к вам! Забудьте про свой гуманитарный склад ума и что ваше призвание — филология. Эти лингвисты, рекламщики, дипломаты и так уже почкованием размножаются, девать некуда. Научитесь чему-нибудь реальному. Поверьте, сделаться креаклом можно всегда. Постарайтесь стать человеком.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0