"Нелюбовь" не покажут в кинотеатрах Бишкека. Так хотя бы почитайте о ней

© Sputnik / Евгения Новоженина / Перейти в фотобанкРежиссер Андрей Звягинцев на пресс-конференции фильма "Нелюбовь". Архивное фото
Режиссер Андрей Звягинцев на пресс-конференции фильма Нелюбовь. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Колумнист Sputnik Лев Рыжков посмотрел новый фильм Андрея Звягинцева, получивший на кинофестивале в Каннах специальный приз жюри, и, кажется, понял, за что вручаются престижные международные кинонаграды

Эту картину не покажут в кинотеатрах Кыргызстана, сообщили в пиар-отделе монопольной киносети страны. Прочитав нашу рецензию на фильм Звягинцева, вы сделаете для себя вывод, стоит дожидаться выхода ленты в Сети или нет.

Вождь арт-хауса

Есть фильмы для удовольствия, для поцелуев на последних рядах кинотеатра. Есть фильмы волнительные и захватывающие. Есть такие, от которых душа переворачивается и льются слезы, делая человека, в общем-то, чище и лучше.

А есть арт-хаус — авторское такое кино. Смотреть его надо с серьезным лицом и доскональным знанием киноклассики. Но это в идеале, который, понятно, недостижим хотя бы потому, что многие создатели авторского кино — сами не ахти какие эрудиты. Оттого по ведомству арт-хауса у нас часто проходит заведомая кинографомания. Что-то снятое очень "за дешево," с долгими неподвижными планами, многозначительным молчанием и — в последнее время все чаще — с матом.

Премьера фильма Стражи галактики в Тайбэе - Sputnik Кыргызстан
Топ-5 фильмов в кинотеатрах Бишкека
Общий вектор данного направления в кинематографе можно назвать "страданием". Прежде всего потому, что во всех арт-хаусных фильмах герои обязательно страдают, а режиссер это смакует — дает крупным планом лицо в слезах. Также "авторское" кино должно быть обязательно беспросветным. Вот без всякого, даже самого тонкого лучика надежды. Иначе на международном фестивале приза не дадут.

Еще добавлю, что никакой арт-хаус не содержит сюжета. А если и содержит, то очень простой и, как правило, ничем не заканчивающийся.

Понятно, что у каждого художественного направления есть хэдлайнеры, вожаки. У русского рока это, допустим, Виктор Цой и Борис Гребенщиков. У сюрреализма — Луис Бунюэль и Сальвадор Дали. А у бессмысленного и беспощадного российского арт-хауса есть Андрей Звягинцев — любимчик кинофорумов и, чувствуется, деловой человек, умеющий, в отличие от всяких неудачников, продавать свои произведения с шумом и помпой.

Каноны жанра

Собственно, уже с самого начала фильма Андрей Звягинцев припадает к корням, причем в буквальном смысле. Зачем-то долго показывают заснеженный лес. Долгим и неподвижным кадром (извините за спойлер) дают корневую зону какого-то дерева. Потом проплывают уточки — тоже долго, без спешки. А вот школьный двор с российским флагом. Зритель сидит и смотрит… минуту, другую — и видит все тот же двор. Лишь потом звенит звонок и выбегают дети.

Герои, как и положено, долго смотрят куда-то, прежде чем что-нибудь сказать. Это закон жанра. Еще им надо подолгу молчать — они и молчат.

Двенадцатилетний мальчик, вокруг которого крутится все действие (воспользуемся этим термином), очень немногословен. Что он за человек, чем увлекается — непонятно. Он в основном молчит… и плачет. Да, обласканный в Каннах маэстро обвиняет российское общество в равнодушии к детям — это как бы смысл всего произведения. Только он и сам очень равнодушен к своему герою-ребенку: тот не важен ему как человек, но важен как функционал.

Британский актер Генри Кавилл в роли Кларка Кента в фильме Человек из стали - Sputnik Кыргызстан
С днем рождения, Супермен! Какие актеры исполняли роль героя комиксов
Хотя, отдадим должное, мощная сцена с участием ребенка все-таки есть. Вот мы видим семейный скандал: орет жена, кричит муж. И в пиковый момент супружеской конфронтации захлопывается одна из дверей. За ней стоит несчастный ребенок. Стоит и беззвучно, отчаянно плачет. Вот это на самом деле очень сильный момент.

Герои много скандалят и ругаются матом, как и положено в арт-хаусе. А мат у нас на экранах запрещен, поэтому все нехорошие слова заглушили. Будьте готовы к тому, что во время накала страстей и особо ярких диалогов герои будут, как рыбы, шлепать губами. Не смейтесь над этими моментами — в арт-хаусе нельзя смеяться!

Около нуля

С героями серьезная проблема. Они обыкновенные донельзя. Муж — менеджер, представитель офисного планктона без каких-либо свойств и интересов в жизни. Но "упакован" и благополучен: с работой, "трешкой" в Тушино, машиной и ипотекой. Жена — форматная москвичка. Интересуется косметическими процедурами и "Домом-2".

Поэтому исполнительнице роли жены Марьяне Спивак повезло больше, чем ее партнеру Алексею Розину. У нее хотя бы "Дом-2" в багаже, есть с чем поиграть. У Алексея же — не герой, а вообще пустое место. Полный ноль.

Режиссер кыргызской киноленты Завещание отца Дастан Жапар уулу. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Фильм "Завещание отца" завоевал гран-при кинофестиваля в Чебоксарах
Вообще-то, в уважающем себя кино так не делается. Даже от студентов киношкол требуют живых героев — с "плюсами", "минусами", достоинствами, недостатками. Но в "Нелюбви" это художественный жест, своего рода надменное "я так вижу". Не думаю, что Андрей Звягинцев не умеет отражать характеры людей, — все-таки режиссер опытный. Скорее, это не входило в его художественную задачу. Надо было (не спрашивайте, для кого) показать плоский, убогий мирок, населенный карикатурными персонажами. Вот и нате вам, пожалуйста, такой мирок.

Но нужно ведь и чем-то заполнить два часа времени, поэтому герои ругаются. А поскольку они "нули", то ругаются грязно, истерично, зло. Кстати, в цитируемом в фильме "Доме-2" ругаются куда лучше, изобретательнее и человечнее. И да — конфликты не получают никакого развития, ни на что не влияют, никак не меняют героев. Ругань идет просто для того, чтобы заполнить хронометраж.

Не царское дело

Где-то на сороковой минуте фильма начинается действие: пропадает ребенок. Дальше мы видим детектив, точнее, его подобие. Но смотреть вдруг оказывается можно. Вот герои едут туда-то, вот общаются с тем-то… Следствие ведет активист-общественник в исполнении Алексея Фатеева. Скажу сразу, что он — лучший актер фильма, который по-настоящему вытягивает сюжетную часть "Нелюбви". В нем, в конце концов, видно человека с характером. Думаю, что профессионал иначе работать не может.

К сожалению, детективная линия обрывается, ничем не кончившись. Ну, почти ничем. Потому что не царское это дело — в сюжете ковыряться. Ишь, чего захотели!

Есть эротические сцены в дизайнерских интерьерах. Одна — так себе, можно заполнить хронометраж. Другая — просто гнусная: участвуют муж и его сильно беременная любовница. Понятно, что это — символ: мол, нельзя беременным сексом-то заниматься, но героям плевать на детей.

Дешевый бонус

Вишенкой на торте в самом финале вдруг "появляется" политика. Унылые аморальные герои смотрят выпуск новостей. По идее, это должно демонстрировать безнадегу, то, в каком "Мордоре" живут россияне. По идее…

Голливудский актер Джерард Батлер. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Фильм "Охотник с Уолл-стрит": плач "акулы". Осторожно, спойлер!
Звягинцев мог оставить фильм в виде общечеловеческой притчи об отчуждении, но ему зачем-то понадобилось (видимо, чтобы закрепить Каннские шансы) добавить злободневности. И ее наспех пришурупили к финалу. Хотя телевизор, который смотрят герои, — дорогая такая плазменная панель, смотрится эта сцена донельзя дешево.

Послевкусие фильма тяжелое. Какие-то слои сознания и подсознания "Нелюбовь" все-таки приводит в движение. Думаешь, конечно, о том, как ужасна жизнь, зато после выходишь на улицу, а там — почти лето. Люди живые ходят, детишки бегают, смеются… Почему-то совсем не как у Звягинцева.

В заключение скажу, что Андрей Звягинцев — человек, конечно, талантливый. Одна сцена с беззвучно кричащим мальчиком стоит всего остального фильма. Но, похоже, талант режиссера податлив на искушения фестивалями, конъюнктурой и злобой дня — в ущерб сюжетам, характерам и работе над интригой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0