Маршрутное такси на улицах Бишкека. Архивное фото

Маршрутки останутся, проезд подорожает. Какие еще есть варианты?

1075
(обновлено 12:29 20.06.2017)
Тамара Рузиева
Наш колумнист Тамара Рузиева возмущена мыслями властей, которые ведут к повышению тарифов за проезд в общественном транспорте

В последнее время все просто озаботились проблемами общественного транспорта. Особенно усердствуют господа, в принципе не пользующие ни автобусами-троллейбусами, ни маршрутными такси. Однако они полагают, что в силу должностных обязанностей лучше знают, как сделать хорошо нам, безлошадным.

Столичные депутаты призывают работников муниципалитета держать ответ, а те стараются максимально широко разводить руки, показывая масштаб стоящих перед ними забот. Причем, как только начинают говорить, что нужно что-то делать с расплодившимися маршрутными такси, как тут же звучит козырная фраза, на которую граждане стараются реагировать своими давно истрепанными ответами. Мысль у чиновников одна: нужно повышать тарифы! Вот ездит народ задешево, отсюда и все проблемы, да и беды транспортников. Вице-мэр Бишкека прямо заявил, что маршруточники получают прибыль лишь тогда, когда нарушают правила и когда люди набьются в бус битком. Он даже признал, что это непорядок и пассажиров следует набирать только по количеству сидячих мест, а для этого нужно, чтобы проезд подорожал.

В принципе самим водителям маршрутных такси собираемых нынче денег на жизнь хватает. Они еще умудряются и с гаишниками делиться, которые усердно выявляют нарушения и штрафуют. Поэтому основной вопрос сводится к повышению культуры.

Как бусы, летающие по городу, ведут себя на дороге, все прекрасно знают. И это волнует всех участников движения. Самих же пассажиров больше интересует, что внутри салонов. Вот тут нам говорят: "Господа, как только проезд станет дороже, сразу же уровень культуры водителей бусиков резко повысится. Если вы будете им платить в полтора-два раза больше, чем сейчас, то, получая достойную зарплату, они смогут приодеться и станут выходить в рейс исключительно в смокингах и белых перчатках. Всем пассажирам будут делать приятности, говоря исключительно приветливые слова. И, может, даже станут объявлять остановки, благо не всегда, находясь в салоне буса, можно понять, где в данный момент машина движется".

Автомобили на трассе. Архивное фото
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
Но самое главное, гражданам обещают, что они будут ездить исключительно сидя. Никаких стоящих и толкающихся товарищей в салоне не будет. Даже карманникам станет совсем тоскливо наблюдать подобную картину. Ни прижаться бедолагам к вашему кошельку, ни в сумку незаметно влезть.

Картинка вырисовывается радужная. И все бы хорошо, если б точно такие же рассказки мы не слышали в прошлый раз, когда устанавливали нынешний тариф. И про культуру нам вещали, и про исключительно сидящий проезд, и про обновление парка машин. Было все. На большее фантазии не хватает. К тому же каждый здравомыслящий человек понимает, что набитые пассажирами бусы — зримый показатель обеспеченности города транспортом. Ведь граждане лезут друг другу на голову не ради удовольствия покататься в душегубке, а от желания быстрее добраться до намеченной столичной точки. Куда же будут девать тех, кого не пустят в машину, в которой все сидячие места будут заняты? Понятно, что в салоны вернутся ранее выброшенные кресла. Возможно, их даже постараются установить в два этажа — наши мастера могут все.

Однако, понимая нереальность предлагаемого, сразу начинают вести разговоры о необходимости закупить для города много-много больших автобусов. Так мы уже и на это согласны. Только, когда мэр заявляет, что на это денег нет, становится тоскливо. Вот на вырубку деревьев и расширение дорог средства имеются (говорят, китайцы дали), а на транспорт нет. Хотя не исключаю, что градоначальник просто хитрит. Он помнит, чем завершилась покупка автобусов для одного из его предшественников — четырехлетней отсидкой в исправительном учреждении. Так зачем испытывать судьбу? Проще предложить частникам самим подключиться к приобретению автобусов и зарабатыванию на этом денег.

Тут уже один такой маршрут соорудили. Но возмущаются пенсионеры, которых те ребята не хотят возить бесплатно. Даже маршрутки днем возят ветеранов за половину стоимости, а автобусы никак. Здесь впору вспомнить, что власти весьма разумно монетизировали транспортные льготы пенсионерам — им стали выдавать деньги на проезд. Хочешь — катайся, хочешь — купи себе что-нибудь. Но когда система уже заработала, пришедший на пост новый мэр возжелал любви пенсионерской и вернул им как бы бесплатное катание, хотя все знают, что эти деньги все равно должны перечисляться автотранспортным предприятиям. Спрашивается, зачем было ломать то, что еле-еле внедрили? Теперь пенсионеры, вместо того чтобы пройтись пешочком одну остановку, обязательно лезут в автобус, создавая в них толчею. А выдали бы им деньги, и кошелечек стал бы чуточку полнее, и здоровью хоть маленькая, но польза.

Теперь, когда думаю о перспективах развития общественного транспорта, кажется, что, судя по настрою градоначальника, все у нас останется по-старому. Кроме одного — стоимости проезда. Его повысят, можно не сомневаться. Ведь те самые чиновники, которые сами в маршрутках не ездят, но в силу предприимчивости владеют ими, сильно в этом заинтересованы. А мы же знаем, что все у нас решает чей-то конкретный интерес.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

1075
Теги:
оплата, проезд, транспорт, Бишкек
По теме
Мужчинам запретили раздвигать ноги в общественном транспорте Мадрида
Стоимость проезда в общественном транспорте Бишкека может увеличиться
Загрузка...