Режиссер Люк Бессон, актеры Дэйн ДеХаан, Рианна и Кара Делевинь на премьере фильма Валериан и город тысяч планет в Сен-Дени около Парижа, Франция. 25 июля 2017 года

"Валериан и город тысячи планет" красиво, как в "Аватаре"

466
(обновлено 14:38 09.08.2017)
Лев Рыжков
Завтра в Кыргызстане состоится премьера фильма самого именитого французского режиссера Люка Бессона "Валериан и город тысячи планет". Колумнист Sputnik Лев Рыжков уже посмотрел эту картину и делится впечатлениями.

Когда автор обзора был еще начинающим кинолюбителем, на экраны вышел фильм "Пятый элемент". В нем играл молодой Брюс Уиллис, а юная Мила Йовович весьма убедительно изображала инопланетянку. После "Пятого элемента" и карьера, и личная жизнь режиссера Люка Бессона пошли, что называется, в гору. Он стал главным кинематографистом Франции, а в женах у него некоторое время побыла та самая Йовович.

Не знаю, кому как, но мне "Пятый элемент" не очень-то "зашел". Да, фильм был веселый, безбашенный, с погонями и лихими поворотами сюжета. Просто от него возникало странное послевкусие, как от спектакля в провинциальном ТЮЗе. Вроде бы все молодцы, таланты и звезды, но присмотришься — у Карлсона пропеллер-то отваливается, и костюмы у клоунов пыльные.

На самом деле очень бедный был фильм. Конечно, эту бедность, замаскировали как могли, однако все равно полной иллюзии погружения в мир "Пятого элемента" не случилось.

Но прошло примерно четверть века, Люк Бессон теперь может позволить себе любые эксперименты. Наверняка он осмыслил свой опыт в кинофантастике, понял, что здесь, допустим, надо подтянуть, а там — ослабить. И вот новое слово Бессона в фантастическом жанре выходит на экраны — называется оно "Валериан и город тысячи планет".

"Черкизон" для гуманоидов

Конечно, лучше всего смотреть "Валериана…" в формате 3D. Потому как не будет преувеличением сказать, что перед нами — волшебство. Самое настоящее погружение в сказку. По степени вовлеченности зрителя в мир повествования сравнить "Валериана…" можно, наверное, с "Аватаром" Джеймса Камерона. То есть вы фактически живете там, в фильме. Вот как! Я и сам, признаюсь, не ожидал.

Никакого сравнения с многочисленными высокотехнологичными халтурами, в ткань которых 3D-эффекты вставлены, как цитаты классиков марксизма в советское предисловие. Эти халтуры (не будем показывать пальцем) изрядно подпортили чистоту восприятия объемного кино. Даже маленькие дети стали считать его чем-то дорогим, бессмысленным и очень глупым.

А вот Люк Бессон взял и своим трудом вернул в зрительный зал проявление восторга и ощущение сказки. Совершил, можно сказать, маленькое чудо. А, может, и не маленькое.

Почему так получилось? Наверное, потому что Бессон создал на экране свой сказочный мир. Вот, например, инопланетный рынок-барахолка. Если  смотреть на него обычным взглядом, он выглядит как кусок пустыни, по которой зачем-то шарахаются одинокие туристы. Но если посмотреть из другого измерения, мы попадаем на бескрайний такой "Черкизон", где свой малый, средний и криминальный бизнес делают самые разнообразные гуманоиды.

Или, например, как вам футуристический мегаполис в открытом космосе, где кроме людей живут представители еще нескольких тысяч рас? И все детальки, все обитатели этого мира продуманы до мелочей. Все кажутся настоящими. В общем, высший пилотаж.

Для объективности скажу, что французский 3D-космос все-таки так себе. Нарисован на "отцепись". У американцев в "Гравитации" или даже у россиян во "Времени первых" космос воссоздан интереснее. Но все остальное — просто красота невероятная.

Суперагенты-подростки

Собственно, идти в кино можно уже просто для того, чтобы полюбоваться этим воссозданным в деталях инопланетно-гуманоидным бытом. Но есть еще и сюжет. Герои с кем-то бьются, от кого-то спасаются бегством, ныряют между измерениями. Все очень динамично, но пересказывать интригу, думаю, нет смысла.

У писателя Владимира Сорокина есть роман "Сердца четырех". Его герои тоже переживают жуткие приключения, в кого-то стреляют, от кого-то убегают, но зачем и какая цель ими движет — не смог разобраться ни один литературовед. В "Валериане…" примерно так же. Но, в принципе, сюжет в данном случае вторичен, ибо красота происходящего на экране зашкаливает настолько, что хочется рассматривать каждый кадр бережно, как произведение искусства.

Вместе с тем — очень живые герои. Даже самое малое инопланетное насекомое имеет свой характер и зачем-то встроено в механизм действия, куда-то его направляет и как-то влияет на происходящее.

Много доброкачественного юмора. Если сначала снобы-кинокритики в зрительном зале лишь иногда посмеивались, то ближе к финалу картины веселились от души и хлопали.

3D-красоты и динамичное действие сочетаются вдобавок ко всему с актуальной для подростковой аудитории проблемой: как произвести впечатление на девушку и признаться ей в любви. Главные герои фильма — вроде как суперагенты, но на самом деле — подростки.

Весь фильм у меня было ощущение, что у Дэйна де Хаана, исполнителя главной роли, на щеках подростковые прыщи. Хотя настоящего прыщавца на экран никто не пустил бы даже в арт-хаусе, поэтому под отметины пубертатности "работали" царапины или просто игра света и тени. Но ни секунды не сомневаюсь, что Люк Бессон все-таки добивался для своего героя некоей прыщавости. Постепенно герой, конечно, меняется к лучшему, понимает, как очаровывать девчонок. И когда он ближе к концу ленты появился в своем первоначальном (откровенно дурацком) амплуа, многие кинокритики сказали дружное "тьфу".

Исполнительница главной женской роли Кара Делевинь — очень красивая и строгая девочка. Такая невозмутимая отличница. Есть и звезды: в фильме появляются певица Рианна и живая легенда Рутгер Хауэр.

Энергия полетов фантазии

Чем отличается талантливое кино от поделки? На самом деле отличий много, и о них можно рассуждать бесконечно. А главное заключается вот в чем.

Халтура всегда приглажена, убраны все противоречивые моменты, авторы осторожны и осмотрительны, держат себя в узде. А в случае с талантливым произведением искусства чувствуешь, что создателей просто "несет". Вот они что-то придумали, сами над этим смеются, и зрителям смешно. И Люк Бессон молодец потому, что никогда не ограничивает полеты фантазии, а напротив, использует их энергию по максимуму.

И о политике. К сожалению, очень редкий западный фильм не имеет нынче идеологического подтекста. Есть он и в "Валериане…", но, по счастью, не касается никаких "империй зла" и возвеличивания меньшинств, зато касается проблемы беженцев. Аллюзии на злободневную проблему французского социума в фильме очевидны. Показаны несчастные гуманоиды, которые говорят: "Мы не вернемся на свою планету. Жизнь там хуже смерти".

Этим инопланетным мигрантам, конечно, сочувствуешь. Тем более что и ведут они себя в галактическом мегаполисе хорошо, правил межпланетного общежития не нарушают. Так что никакого внутреннего протеста против такой идеологемы у автора этих строк не возникло.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

466
Теги:
рецензия, трейлер, фильм, кино, Лев Рыжков
По теме
"Мумия": чудеса хирургии и кусачие брюнетки. Осторожно, спойлер!
Хакеры похитили сценарий "Игры престолов" — что будет в новых сериях
"Нелюбовь" не покажут в кинотеатрах Бишкека. Так хотя бы почитайте о ней
Загрузка...