Щкольник на уроке. Архивное фото

Лучше недоучить, чем недоспать, как спасти школьников от переутомления

461
(обновлено 13:35 05.11.2018)
Тамара Зенина
Колумнист Тамара Зенина, узнав, что состояние здоровья ее дочери-школьницы оставляет желать лучшего из-за большой учебной нагрузки, решила ввести новые правила в распорядок дня девочки.

Недавно колумнисту Sputnik Беларусь позвонила медсестра из школы, где учится ее дочь, и ошарашила: "Вы знаете, что у девочки давление 90 на 50? Она у вас не переутомляется?". Мать судорожно начала вспоминать, где и когда ребенок мог настолько переутомиться. Ответ оказался банальным и заставил ее провести анализ сложившейся ситуации.

Сколько часов длится "рабочий день" ребенка?

Я подсчитала, что моя дочь ежедневно тратит на занятия в двух школах 6-7 часов (5-6 уроков в общеобразовательной и 1-3 в музыкальной). Плюс курсы рисования, репетитор по английскому и много времени на дорогу к ним.

Профили школ, репетиторов и спецкурсов могут быть разными, но факт остается фактом: ежедневно, нередко включая субботу, всевозможные занятия отнимают у наших детей времени не меньше, а часто даже больше, чем у взрослого работа, то есть больше положенных восьми часов. Но если я, вернувшись после работы, могу позволить себе поужинать и отдохнуть перед сном, то для ребенка это роскошь. И все родители знают ответ на вопрос, почему: домашние задания никто не отменял!

Даром преподаватели…

Я периодически просматриваю учебники дочери за шестой класс. На днях специально проштудировала около пяти учебников по разным предметам и многое узнала, в том числе ненужное и неинтересное.

Согласна, все должны знать, что мир за окном многообразен, населен разными видами-подвидами и группами-подгруппами живых организмов. Я даже согласна один раз послушать подробности о местах распространения протистов и о теле амебы, выпячивание на котором называется ложноножкой. Я согласна один раз узнать все про ту самую инфузорию — ее длину, ширину и подробный отчет об образе жизни и смерти. Только один раз послушать интересный рассказ учителя, который, кстати, в наш век технического прогресса для пущей убедительности можно дополнить видеорядом или документальным фильмом. А иначе зачем все классы оборудованы разной техникой?

Услышать, увидеть и, если мне это вообще не интересно, перейти к другой теме, без всякого закрепления мучительными домашними заучиваниями. Открою своей уважаемой учительнице биологии страшную тайну: несмотря на все ее и мои старания (а училась я хорошо), из всего курса я запомнила лишь форму этой самой инфузории и только потому, что она так и называется — "туфелька".

Я забыла и про то, что раки, крабы, креветки, омары и лангусты относятся к одной группе ракообразных. В памяти стерлись и все виды папоротников, когда-то тщательно заученные. Однако, когда я решила разводить комнатные растения, изучила все (спасибо безжалостному конкуренту учителей — Интернету) и о папоротниках, и об орхидеях, и о других цветах. Изучила с чувством, толком, расстановкой и тут же применила на практике.

Кипящий мозг

Учебник биологии для девятого класса, на мой взгляд, вообще адресован исключительно будущим медикам. Все остальные, безусловно, должны ознакомиться со строением тела человека, его клетками, органами, тканями и системами, чтобы правильно сказать врачам "скорой", где болит. Но зачем обычному человеку подробности про цитоплазму, органоиды, плазматическую мембрану? Зачем мне со школьной скамьи знать, сколько в нервных клетках коротких, сильно ветвящихся дендритов и длинных, слабоветвящихся аксонов? Разве недостаточно того, что ученые доказали — нервные клетки восстанавливаются?!

Таламус, гипоталамус, гипофиз, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый мозг, задний мозг, конечный мозг… Сейчас мой мозг, наверное, закипит! Увы, даже безупречное знание всего этого перечня без соответствующей квалификации на количестве мозгов никак не отразится.

Честно, не помню, учила ли это я, но моему ребенку придется, потому что ее школе с учительницей биологии реально повезло. Про таких говорят "знает свое дело". Она — находка для поступающих в медицинские и прочие профильные заведения. Но даже мысли о том, что кто-то может не любить, не понимать биологию, что она кому-то в жизни может понадобиться меньше, чем другие науки, этот педагог не допускает. Поэтому будущие гуманитарии, физики-математики, программисты, строители, музыканты и художники уже много лет, перетерпев тяжелые споры с учителем, выходят из школы, часто имея в аттестате только одну низкую оценку — по биологии.

Нормандия, Бургундия, Шампань или Прованс

К предметам, по которым домашние задания можно было бы задавать, согласно желанию и потребностям учеников, я бы отнесла и историю. При этом я считаю, что историю родной Беларуси с древнейших времен должны учить и знать абсолютно все. А вот историю Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, равно как и перипетии между данными территориями в Средние века, все должны прослушать, чтобы знать основные вехи и сделать выводы, а заучивать подробности могут те, кому это действительно интересно.

Я хорошо училась в школе, но о Нормандии, Бургундии, Шампани и Провансе узнала из книг Дюма, об американском капитализме и индустриализации — из книг Драйзера, а о Первой мировой войне — из непревзойденных романов Ремарка. И все это было после окончания школы.

Я даже не буду пытаться вспомнить дату хотя бы одной битвы при Пуатье, но это никак не мешает мне путешествовать по Франции. Я знаю, как появились Франция, Италия и Германия, но ужасно путаюсь в именах их королей и императоров, которые сейчас по требованию учителя зубрит моя дочь.

Интересно, французские или немецкие школьники тоже подробно учат историю Великого княжества Литовского и причины третьего раздела Речи Посполитой? Знают ли они имя хоть одного правителя наших земель, кроме Александра Лукашенко? Сомневаюсь. Так зачем же наши дети все поголовно — и те, кто станут историками и продолжат писать летопись, и те, кто будут скромно работать на тракторном заводе или в пекарне, — тратят столько времени и сил на то, чтобы выучить историю Франции или Италии лучше самих французов или итальянцев?

Чему не учат в школе

Безусловно, физика и химия — нужные и важные науки. Все должны знать, как появились радио, телевидение, Интернет, лазеры, транзисторы, ядерная бомба, космический корабль и многое другое, очевидное и невероятное. Все должны знать, как отмыть накипь с чайника или почистить серебряное кольцо. Конечно, человек со средним образованием не должен задумываться над вопросами о том, кто такие Никола Тесла, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Дмитрий Менделеев.

Но всем ли нужны формулы средней квадратической скорости молекул газа или уравнение дифракционной решетки? Зато всем надо уметь правильно вкрутить лампочку, а сегодня еще неплохо было бы разбираться в видах энергосберегающих ламп, знать, как в случае чего отключить электричество и почему нельзя ронять фен в воду.

Белки, жиры и углеводы — органические вещества, и это написано в учебнике биологии, а вот как они сочетаются и подсчитываются, как составить правильное сбалансированное меню и чем опасны модные нынче крайности в питании, на уроках не говорят (хотя следовало бы, причем именно подросткам). Как не говорят и о глутамате натрия, ферроцианиде калия, декстрозе, стабилизаторах, загустителях и прочих Е-добавках, массово поедаемых нами в последние годы.

По-моему, таблицу Менделеева давно пора учить по этикеткам на продуктах, а не по скучным спискам из школьных учебников. На уроках охраны живой природы уже надо рассказывать не только про Красную книгу и заповедники, но и про раздельный сбор мусора, про то, почему европейские страны отказываются от одноразовой посуды и аккумуляторных заводов, которые готовы вместе со всей прибылью презентовать нам.

Возможно, изучая темы с актуальными примерами из жизни, дети по-другому воспринимали бы уроки и домашние задания? Пока же у нас всех учат одинаково. Правильно ли это, спрашиваю я себя каждый раз, когда, вернувшись из музыкалки к 9 часам вечера и наскоро перекусив, моя дочь начинает зазубривать строение растительной клетки, вместо того чтобы полчаса передохнуть и вовремя лечь спать…

Собственно, с тех пор как у нее от переутомления начались проблемы со здоровьем, мы ввели новое правило: лучше недоучить, чем недоспать, недоесть или недоплавать в бассейне. И теперь строго ему следуем.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

461
Теги:
нагрузка, отдых, школа, дети
По теме
Ей бы в модели! Почему 21-летняя бишкекчанка стала учителем
Там нет фруктов и аптек — учительница из Бишкека описала жизнь в горном селе
Загрузка...

Орбита Sputnik