Как инвесторов из Кореи напугали наши чиновники — рассуждения журналиста

© Sputnik / Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкЛиния сборки автомобилей Hyundai и KIA. Архивное фото
Линия сборки автомобилей Hyundai и KIA. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В Узбекистане будут производить автомобили Volkswagen, в Казахстане инвесторы построят аэропорт более чем на 70 миллионов долларов... Колумнист Sputnik Кыргызстан Мирбек Сакенов задумался, почему в нашу страну не удается привлечь крупные инвестиции.

После развала СССР Кыргызстан объявил себя государством, открытым для инвесторов. В республику стали приезжать бизнесмены и представители крупных компаний из разных стран. Если почитать газеты тех времен, можно узнать, как заинтересованные в новых рынках иностранные предприниматели искали здесь новые возможности.

Однако реальное положение дел не оправдало ожиданий многих иностранцев и самих кыргызстанцев. Давайте вспомним, каким был инвестиционный климат страны в те годы.

Сотрудница банка пересчитывает доллары США. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Нацстатком КР на $ 300 млн "увеличил" приток инвестиций. Откуда резкий рост?
Когда распался Советский Союз, инвесторы были крайне заинтересованы в освоении новых рынков — стран СНГ, в том числе Центральной Азии. Ведь здесь живут миллионы потенциальных покупателей, имеются дешевая рабочая сила и сырье.

В начале 1990-х годов в Кыргызстан прибыли представители южнокорейского автомобильного завода. Они выразили желание открыть здесь крупное предприятие по производству машин. Однако, по некоторым данным, местные чиновники стали требовать у иностранных бизнесменов "отката". Корейцы, впервые попавшие в такую ситуацию, потихоньку убрались восвояси.

Ушли они, кстати, недалеко — в Узбекистан. Сегодня в соседней республике производят легковые, грузовые авто и транспорт для перевозки пассажиров, причем все это идет и на экспорт. А мы остались ни с чем…

В конце 90-х годов японские специалисты на собственные средства начали геологоразведочные работы в КР. Но вскоре произошли баткенские события, когда в страну прорвалась группа экстремистов, и четыре геолога из Японии попали в плен. Кыргызстан "прославился" на весь мир благодаря тому, что стал просить крупные суммы для выкупа иностранцев. Японцев вызволили, но с тех пор они к нам ни ногой... Кстати, в то время часто можно было слышать об ограблении, избиении и взятии в заложники иностранных бизнесменов.

Позже в республике побывали энергетики из Германии, которые планировали построить десятки малых ГЭС. В итоге европейцы развернулись и уехали. По словам бывших чиновником, тоже из-за проблем с "откатами".

Токтогульская водохранилища - Sputnik Кыргызстан
В Токтогулке мало воды — зимой будем сидеть без света? Ответ энергетиков
Все это — лишь малая часть примеров. А теперь примеры противоположные: в апреле этого года президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин побывал в Центральной Азии и подписал с Узбекистаном договор на 12 миллиардов долларов, а с Казахстаном — на 3,2 миллиарда. Однако корейский лидер и его земляки-бизнесмены даже не заглянули в Кыргызстан...

Кроме того, власти РУз недавно объявили, что скоро в этой стране начнется выпуск " железных коней" немецкого автоконцерна Volkswagen. Сумма проекта — 40 миллионов евро. А братья-казахи тем временем сообщают, что в Туркестанской области построят новый аэропорт. Турецкая компания инвестирует в строительство более 70 миллионов долларов.

Кыргызстанские власти в прошлом году получили из-за рубежа не больше 12 миллиардов сомов. Складывается ощущение, что наши способности привлекать крупные инвестиции сильно хромают. Догадываетесь, почему? Инвесторов во всем мире привлекают прежде всего стабильность и верховенство закона, а мы погрязли в междоусобных дрязгах и политических играх.

Одуматься пора и власть предержащим, и простому народу. Иначе экономику не поднять.

Лента новостей
0