Самолет авиакомпании Air Manas. Архивное фото

Остались без самолетов. Горькая правда о гражданской авиации Кыргызстана

7578
Наш колумнист огорчена положением дел в отечественной авиации, ей, как и многим, не верится, что у Кыргызстана нет ни одного собственного самолета. Точнее, по документам они есть, но почему-то не летают.

В Кыргызстане несколько дней подряд рушились планы как минимум 700-800 человек, которые не могли вылететь из Бишкека в Ош и наоборот: авиакомпания Air Manas отменила соответствующие рейсы, объяснив это "техническими причинами". Позже Министерство транспорта и дорог сообщило, что в республике отсутствуют запчасти для ремонта лайнера, который совершает перелет по указанному маршруту.

К сожалению, проблемы возникли не сегодня — можно привести много примеров того, как рейсы отечественных компаний задерживали на 10 и более часов, а то и вовсе отменяли. Многие соотечественники знают об этом не понаслышке.

Власти постоянно заявляют о стремлении развивать туристический сектор и бизнес в государстве. Однако большинство иностранцев по-прежнему добираются в Кыргызстан "окольными" путями, а наши граждане не могут напрямую летать во многие страны.

Страна без самолетов

Положа руку на сердце надо признать, что в КР нет не то что самолетов, а даже государственных авиакомпаний. По документам имеется только "Эйр Кыргызстан", 100 процентов акций которой принадлежат Фонду управления госимуществом. Но единственный самолет этой фирмы неисправен и не поднимается в воздух с ноября 2017 года.

У международного аэропорта "Манас" есть дочерняя компания "Эйр Кей Джи", которая владеет бортом Ту-154. К сожалению, он не используется для перевозки обычных пассажиров, так как основная деятельность компании — перевозка первых лиц государства.

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков прибыл с государственным визитом в Китайскую Народную Республику. 6 июня, 2018 года
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
Борт №1

Невыполненные обещания

В сфере отечественной авиации звучало много обещаний, но они так и остаются невыполненными.

Теперь уже бывший министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов в августе 2018 года заявил, что в первом квартале 2019-го Кыргызстан выйдет из "черного списка" Международной организации гражданской авиации. На дворе уже четвертый квартал, а мы до сих пор не услышали ни о выходе из злополучного списка, ни о подвижках в этом вопросе.

Кстати, еще год назад знакомые авиаторы говорили мне, что заявление министра их рассмешило. По словам специалистов, даже если правительство всерьез возьмется за решение наболевшего вопроса, на то, чтобы завершить процедуру выхода из "черного списка", потребуется несколько лет.

Руководитель компании "Эйр Кыргызстан" Жолдошбек Бектурганов много говорил о поиске инвестора для совместной работы. Он даже сообщал, что китайская China Southern Airlines заинтересована в покупке 49 процентов акций предприятия и что уже ведутся переговоры. Однако довести это дело до конца Бектурганов не смог. Кстати, год назад он же заявлял, что подписан предварительный договор о покупке российских лайнеров Sukhoi Superjet 100 и МС-21 по льготным ценам. С тех пор о сделке ничего не слышно.

В сентябре 2018-го появилась информация, что борт №1 морально устарел, посему президенту и премьер-министру направлено предложение о его замене. Однако и это предложение осталось только словами. Позже завотделом развития гражданской авиации и правовой поддержки Агентства гражданской авиации (АГА) Алымбай Абакиров заявил, что нынешний борт №1 был в свое время подарен и "хорошо если бы кто-нибудь опять подарил такой самолет". На просьбу никто не откликнулся...

В том же году глава АГА Курманбек Акышев говорил о планах сделать "Эйр Кей Джи" основной государственной авиакомпанией. Власти намеревались закупить два Boeing и два Airbus, но воз и ныне там.

Что происходит с Air Manas?

В 2013–2014 годах на рынок Кыргызстана пришла турецкая компания Pegasus, которая стала серьезным конкурентом местным авиаторам. Цены на билеты были такими низкими, что деятельностью лоукостера заинтересовалось Госагентство по антимонопольному регулированию — оно даже провело расследование.

Самолет авиакомпании Air Manas в аэропорту Манас
© Фото / Nikolay Ustinov
Самолет авиакомпании Air Manas

У Pegasus было 49 процентов акций Air Manas, однако недавно выяснилось, что турки продали свою долю компании AviaTrade Corp. LP, зарегистрированной в Белфасте (Великобритания). Пока не ясно, что из этого получится...

Avia Traffic и Tez Jet

В Кыргызстане есть еще два частных авиаперевозчика — Avia Traffic и Tez Jet. Первая компания выполняет как внутренние, так и зарубежные рейсы; вторая работает только в пределах страны.

Из открытых источников известно, что обе фирмы принадлежат отечественным авиаторам Кариму Дамину и Алику Аскарову. По данным Министерства юстиции, среди учредителей, кроме них, числятся Аскаров Максим Аликович и Мамытов Эсен Сыргакович.

Учитывая, что наша авиация находится в глубоком кризисе, нельзя не отдать им должное за работу. Но и в этой работе тоже есть недостатки. К примеру, самолеты Avia Traffic несколько раз возвращались в аэропорт из-за поломок — рейсы либо полностью отменяли, либо выполняли с задержкой до 15 часов.

Тем временем у соседей…

Для сравнения по традиции узнаем, как обстоят дела у стран-соседей.

В Казахстане работают более 10 авиаперевозчиков, которые выполняют рейсы во Франкфурт, Бангкок, Гонконг, Куала-Лумпур и другие города дальнего зарубежья. Узбекская национальная компания Uzbekistan Airways осуществляет рейсы в Нью-Йорк, а из Таджикистана летают лайнеры в Дели, Пекин и Дубай.

Компания Air Astana, например, создана при участии иностранных инвесторов: 49 процентов ее акций принадлежат британской корпорации BAE Systems plc, а 51 процент — АО "Самрук-Казына", которым владеет правительство Казахстана. Сейчас у Air Astana 35 самолетов ведущих авиапроизводителей, в ней работают более 5 тысяч сотрудников. В прошлом году на базе Air Astana открыли компанию FlyArystan, которая осуществляет пассажирские перевозки по сниженным ценам.

Почему мы не можем работать так же? Что мешает? Почему нам приходится летать в дышащих на ладан развалюхах, моля Бога о благополучной посадке в пункте назначения? Я каждый раз с тревогой жду возвращения родственников и друзей из поездок, и сердце екает, когда слышу о непредвиденной задержке рейса. Я не хочу наблюдать ухмылку на лицах иностранцев, которые входят в салон видавшего виды самолета, и надеяться на "авось пронесет". Неужели для того, чтобы власти всерьез занялись решением проблемы, должна произойти очередная трагедия?

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

7578
Теги:
самолет, авиация, Кыргызстан
По теме
Air Manas снова отменила авиарейсы Бишкек — Ош и Ош — Бишкек
Кого в КР могут не пустить в самолет? Как перевозят людей с проблемами здоровья
Более 50 сотрудников аэропорта "Манас" уволят? Ответ компании
Мальчик проезжает на велосипеде мимо сферического изображения Земли в Нью-Йорке. Архивное фото

Граждан России лишат счастья, "чтобы помочь планете"

179
Триумф перестройки конца 1980-х — начала 1990-х годов и готовность нашего общества с восторгом принимать западные ценности в немалой степени были обязаны противопоставлению "советское потребительское убожество — западный потребительский рай", считает эксперт.

Потом выяснилось, что вопрос более сложен и, выигрывая в одном, можно потерять в другом, что даже в Западной Европе есть райские потребительские места, а есть и менее райские, но все это было позже. А тогда, 30 лет назад, душу грело изречение Черчилля: "Социализм — равное распределение убожества, капитализм — неравное распределение блаженства", которое вроде бы подтверждалось рядом неоспоримых примеров, пишет обозреватель РИА Новости.

Мясо-молочная гастрономия в позднем (да и не только в позднем) СССР сильно хромала. Даже в относительно сытой догорбачевской Москве (о провинции нет и речи) ассортимент мяса, колбас, сыров был весьма скуден по сравнению с западными супермаркетами. Впервые попадая в них, советский человек испытывал шок: 50 сортов колбас и 100 сортов сыра впечатляли любого. А ведь были еще и неведомые яства в виде морских гадов и прочего.

Автопром тоже оставлял желать лучшего. "Жигули" — от "копейки" до "девятки" (о "Москвичах" и "Запорожцах" и говорить не будем) — были недостаточно комфортабельны, часто ломались, имели неустранимые годами конструктивные дефекты. На их фоне изделия западного автопрома казались чудом техники. И как только стало возможным, из-за границы начали ввозить иномарки. Даже подержанные. Первый признак успеха в начале 1990-х — пересадка на иномарку. "Жизнь состоялась".

Такая же картина с жильем. Даже отдельные квартиры в массе своей выглядели некузяво, да и, как правило, были перенаселены. А ведь были еще коммуналки, которые и сегодня в не самом бедном Петербурге до конца не расселены. Хотелось в бунгало.

И отталкивание от родимого убожества было столь сильным, что призыв отринуть его оказался всепобеждающим. Представители народно-патриотических сил если и пытались перекричать пение сирен, то весьма неуспешно, и ведущий программы "Намедни" Леонид Парфенов победно провозглашал: "Все человеческое — нам!".

Но все это было и прошло. Образ западного потребительского рая (даже с черчиллевской оговоркой о "неравном распределении блаженства") сильно потускнел. Отчасти это связано с печальной мудростью "Радио есть, а счастья нет". Есть иномарки, есть квартиры с евроремонтом, есть колбасы и ананасы, есть даже устрицы, а жизнь по-прежнему сложна и не сказать, чтобы очень радостна.

Но есть еще одна причина. Образ парадиза убила Грета Тунберг.

Конечно, малолетней злобной дурочке это вряд ли было по силам. Грета Тунберг лишь икона (к тому же в последнее время изрядно позабытая) мощного движения, уже обходящегося и без нее. Когда в сентябре в Германии — не в какой-нибудь Швеции, а в мощнейшей стране Европы — не исключено пришествие "зеленого" канцлера, когда Билл Гейтс — кто угодно, но только не дурак, — призывает извести под нож весь крупный рогатый скот в мировом масштабе, тут поневоле призадумаешься.

А еще больше призадумаешься, читая сообщение, что Европейский постоянный комитет по растениям, животным, продовольствию и корму (PAFF Committee) одобрил продажу сушеного желтого мучного червя (Tenebrio molitor) для употребления в пищу. Согласно заявлению Еврокомиссии, "сушеных мучных червей можно будет использовать в пищу как целиком, в виде закусок, так и в качестве пищевого ингредиента в некоторых продуктах, например, в виде муки". Теперь, после того как комитет одобрил продажу мучного червя, его смогут реализовывать все 27 стран ЕС.

Если бы мучной червь был всего лишь экзотической пищей, о которой говорил Собакевич ("Мне лягушку хоть сахаром облепи — в рот не возьму"), можно было бы спокойно отнестись к такому изыску. Но в сочетании с намерениями извести крупный рогатый скот, который испускает ветры и губит климат, это уже будет не изыск, а замена привычной нам мясо-молочной пищи. В блокадном Ленинграде умирающие от голода и вшей с себя ели, но тогда это не было прогрессивным "зеленым" начинанием. А ведь еще и тараканов собираются предлагать в пищу.

Может быть, иначе нельзя — "Надо, Федя, надо!". Но от образа гастрономического рая с 50 сортами колбас и 100 сортами сыра придется отказаться.

То же и с иномарками. Они губят климат, надо ездить на электрических "Теслах" Илона Маска, а еще лучше на самокатах. Символом свободы автомобиль быть перестает.

А в области ЖКХ велением времени объявляется коливинг. Коммуналка, по-нашему говоря.

То есть "Все человеческое — нам!" оказывается каким-то совсем нечеловеческим, привлекательность которого для людей, не являющихся сверхмодными хипстерами, откровенно невелика. Какой-то ашрам в джунглях, куда не всякого влечет. И на фоне устойчивого "зеленого" мира Россия покажется оазисом потребительской свободы. Запад и Восток меняются местами.

Вряд ли зеленая идиллия, как она видится Биллу Гейтсу и Грете Тунберг, будет реализована в полной мере и в скором времени. Для этого нужно так ломать об колено и хозяйство, и весь уклад жизни, что великий перелом 1929–1933 годов покажется святочным рассказом. Впрочем, "зеленые" — люди упорные. "Если я чего решил, то выпью обязательно". В любом случае, отсталый, "незеленый" мир будет только разводить руками: "Вольно же им, взбесяся, бегать".

179
Теги:
Запад, Россия, экология, питание
По теме
Будет плохо или очень плохо — почему Пентагону нет места в Центральной Азии
"В Европе хаос": западные СМИ раскрывают хитрость России
Байден не получит мандат единого Запада на переговоры с Путиным
Президент США Джо Байден

Американская нация в опасности: военные пишут открытые письма

404
За акцией 124 генералов и адмиралов очень многое стоит, если коротко — продолжающийся внутренний переворот, гибридная гражданская война одной половины страны против другой, считает эксперт.

Вслед за Францией — США: одни американские военные пишут открытые декларации о том, что страна дошла до опасной точки, а другие отвечают, что так, как они, делать тоже не надо.

В чем особенность "письма 124-х": не только в том, что оно высказывает очевидные для всех сомнения в умственной полноценности главнокомандующего, президента Джозефа Байдена. И даже не в том, что оно почти прямо говорит, что в стране произошел незаконный захват власти, с фальсификацией итогов выборов, пишет обозреватель РИА Новости. Главное — военные полагают, что переворот продолжается, вся неустанная деятельность демократов "уничтожает республику", то есть демократию, то есть саму Америку как таковую.

Но еще главнее — кто это пишет. Это практически все, кто в последние пару десятилетий был наверху военной касты самого сильного государства мира, точнее, самого мускулистого (выигрывать войны мускулы не всегда помогали). Перед нами список имен, вызывающих уважение, — ведь и противников надо уважать.

Свежий факт состоит в том, что несколько действующих высших американских военнослужащих, которым задавали вопросы журналисты, обеспокоены резким тоном письма своих старших товарищей — отставников и тем, что те "распространяют дезинформацию". Но эти ответные высказывания пентагоновцев заранее находятся в тени очевидного факта, что человек на действительной службе, если уж ему надо что-то говорить, иначе и не может: он не так свободен в выражениях, как отставник, которого уже не уволить.

Хотя появившееся несколько недель назад похожее письмо отставников во Франции спровоцировало тамошние власти на порядочную мерзость и глупость: угрозу лишить множество подписавших его генералов и адмиралов званий, наград и пенсий. Неужели они это сделают?

Однако наш разговор — о США. Дело в том, что за акцией 124 генералов и адмиралов очень многое стоит, если коротко — продолжающийся внутренний переворот, гибридная гражданская война одной половины страны против другой. Отставники перечисляют: контроль над населением, цензура... Этой ли Америке они служили десятилетиями?

Вообще-то таких публикаций в стране сейчас много. Самая, возможно, эффектная — в издании The American Thinker — рассказывает о том, как сначала (несколько лет назад) путчисты, то есть демократы, подмяли под себя разведывательное сообщество. Что мы и видим — по постоянно всплывавшим в нужный момент документам разведки о российском засилье во внутренней американской жизни.

Что касается вооруженных сил, то их несколько раз чистил еще Барак Обама, и в итоге некоторые опросы показывают, что среди военных поддержка демократов удовлетворительная. Это плохо согласуется с общеизвестной истиной: в США вооруженные люди чаще склоняются на сторону республиканцев.

Теперь на очереди другая силовая структура — полиция. Точнее, полная ее перестройка, прямое подчинение полиции нынешней администрации и будущим демократическим администрациям, чтобы никакие республиканцы уже никогда не пришли к власти. А раз так, надо задавить сопротивление демократам в американской глубинке. Автор напоминает: если считать выборные успехи Дональда Трампа даже не по штатам, а по графствам (районам), получается, что он завоевал 83 процента всех районов. Демократы надеются задавить глубинную Америку с помощью голосов громадных демократических избирательных баз типа Калифорнии или Чикаго — с их толпами неработающих и сидящих на пособиях.

Дело в том, что полиция в США вся местная, подчиняется даже не столько штатам, сколько местным властям, в том числе с помощью института шерифов. Когда власть в стране в 1930-х годах начали захватывать мафиозные банды, воспользовавшиеся катастрофой под названием "сухой закон", пришлось сформировать единую федеральную структуру — ФБР, но и сегодня существует тщательное разделение труда между федералами и местными.

И вот сейчас на повестке дня стоят безумные идеи лишить полицию ассигнований, одновременно отобрав личное оружие у привыкших к нему граждан, и создать совершенно новую полицию, целиком управляемую из центра, который обречен всегда быть в руках реформаторов-путчистов-демократов.

Еще более актуальной эта задача становится в ситуации, когда республиканские штаты (та самая трамповская, глубинная Америка) вовсе не сидят и не ждут разгрома — они активно и организованно сопротивляются, принимая скоординированно (между штатами) законы о патриотическом образовании и о многом другом. Кстати, нынешние пентагоновские деятели, критикующие старших товарищей, собственно, и намекают, что тех использует трамповская Америка в этой кампании сопротивления.

Здесь уместно упомянуть еще одну свежую американскую публикацию — о том, что Джо Байден был бы самым счастливым президентом в истории, если бы догадался просто ничего не делать, придя к власти. Наследие Трампа давало ему прочный экономический фундамент и население, более всего боявшееся продолжения погромов, скандалов, расправ с несогласными. Ему бы снять эти страхи и сидеть тихо — а он (точнее, те, кто за ним стоит) начал "поджигать страну со всех концов", в том числе намеренно разрушая, где это возможно, полицию на фоне невиданной волны преступности.

Возвращаясь к разговору о Франции: там повод для знаменитого письма отставников вроде бы и другой — речь прежде всего о поглощении культуры страны мигрантами и теми, кто их поддерживает. Хотя общее есть: ползучий глобалистский переворот по всему Западу попросту разрушает общества, любыми способами, и тут вдруг выясняется, что "человек с ружьем" может выступить и против этого разрушения: в конце концов, что он всю жизнь защищал — свою страну или что-то иное?

Наконец, в относительно похожих процессах в России в 1980–1990-х годах за позицией тех или иных военных мы тоже следили внимательно. И они тоже писали открытые письма, хотя не так массово. Общий урок из того нашего прошлого, видимо, такой: к военным — своим и чужим, отставным и на действительной службе — надо относиться с уважением.

404
Теги:
военный, письмо, психическое здоровье, Джо Байден, генерал, Франция, США
По теме
Более 120 экс-генералов США усомнились в психическом здоровье Джо Байдена
Зачем встречаться с Байденом
Крупный пожар на пересечении улиц Жумабека и Турусбекова в Бишкеке

Крупный пожар в бишкекском отеле тушили почти четыре часа

0
(обновлено 10:07 17.05.2021)
Общая площадь возгорания составила 500 квадратных метров. На месте работали три расчета, автолестница и техника других служб.

БИШКЕК, 17 мая — Sputnik. Пожар в бишкекском отеле Gold Hotel тушили почти четыре часа, сообщила пресс-служба МЧС.

Ранее стало известно, что возгорание произошло в 21:06 в многоэтажном доме на пересечении улиц Жумабека и Турусбекова. В МЧС уточнили, что это был отель, но временно не функционирующий.

Общая площадь возгорания составила 500 квадратных метров. Сгорели кровля, внутренняя отделка и мебель.

На месте работали три пожарных расчета, автолестница, водовоз, машины газовой службы, скорой медицинской помощи и милиция.

В 22:41 пожар локализовали, а полностью ликвидировали в 00:54. Причины возгорания уточняются, как и размер материального ущерба.

0
Теги:
МЧС, тушение, пожар, отель, Бишкек
По теме
Под Бишкеком произошел крупный пожар — видео