В 1978 году после Апрельской революции к власти в Афганистане пришла Народная демократическая партия. Из-за различных противоречий в стране началась гражданская война. Правительство республики обратилось к СССР с просьбой о помощи, и 12 декабря 1979 года советское руководство приняло решение о вводе армии в Афганистан. Так начался еще один этап "Большой игры" (англ. Great (Grand) game — геополитическое соперничество между Британской и Российской империями за господство в Южной и Центральной Азии, в частности, в Афганистане).
Сорок один год назад одной из первых в ДРА на военно-транспортных самолетах прибыла 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. 25 декабря 1979-го в Афганистан вошли несколько частей 40-й армии СССР. 24 декабря Псковский Краснознаменный 860-отдельный мотострелковый полк, дислоцированный в Оше, получил приказ выйти на марш-бросок Ош — Хорог — Файзабад. За три дня полк в условиях нехватки кислорода и страшных морозов преодолел десять перевалов высотой более 3000 метров и достиг центра Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана — города Хорога. 10 января 1980 года полк продолжил путь и вошел в афганскую провинцию Бадахшан. Ни одна армия в мире не смогла повторить этот марш в зимний период.
К сожалению, героизму солдат, прапорщиков и офицеров полка, проявленному во время перехода, до сих пор не уделили должного внимания. Мы побеседовали ветераном войны в Афганистане, полковником в отставке, офицером 860-го полка Азаматом Шамыркановым. Он награжден медалью СССР "За отличие в воинской службе" II степени.
— Как вы попали в Псковский 860-й отдельный мотострелковый полк?
— В 1979 году я окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, а затем был направлен в этот полк, дислоцированный в Оше. Там со мной служили кыргызстанские офицеры Жумалы Кубатов, Таалайбек Садыров, Александр Болотин, Александр Рубанов, Насипбек Абдыбеков. Были в полку и другие соотечественники.
— Когда вы узнали о переводе в Афганистан?
— 23 декабря пришел приказ о подготовке к маршу. В тот же день в подразделения полка начал прибывать приписной состав для доукомплектования до штата военного времени. На следующее утро полк был поднят по боевой тревоге и начал марш на штатной технике через Памир в сторону Афганистана.
Первый небольшой привал был в поселке Сары-Таш Алайского района Ошской области... В общей сложности наш полк совершил переход через десять высокогорных перевалов Восточного Памира, где были ужасные морозы и снежные бури. Иногда было очень страшно смотреть вниз с высоты.
На перевале Талдык из-за большого количества серпантинов "хвост" колонны временами терялся из виду. Очень трудным оказался переход через Ак-Байтал на высоте 4655 метров. На некоторых перевалах были сильный гололед и плохая видимость — тогда офицеры шли впереди машин с фонариками или флажками, указывая путь механикам-водителям. Временами мы сами высовывались из командирских люков БТР и БМП, чтобы посмотреть, куда ведет дорога, а затем клали руки на головы механиков-водителей и поворачивали их, направляя по маршруту. Тогда многие однополчане обморозили лица, руки и ноги.
— Чем вы питались все это время?
— Консервами из сухпайка, а во время коротких привалов тыловое хозяйство организовывало полевую кухню с горячей пищей.
— Когда лично для вас началась война?
— В тот же день, как мы вошли в Афганистан. Наша рота разведчиков наткнулась на засаду моджахедов, и в бою некоторые однополчане были ранены, еще несколько погибли. Ночью 20 января рота первый раз вступила в бой с повстанцами — несколько солдат получили ранения, погиб командир Александр Шварцман. Он был единственным сыном в семье влиятельного офицера Туркестанского военного округа, незадолго до Памирского марша женился, родилась дочь...Отец не хотел, чтобы Александр воевал в Афганистане, но Шварцман его ослушался. В начале боевых действий в Афганистане среди резервистов, призванных в Оше, были раненые, некоторые из них пали смертью храбрых. На родину они смогли вернуться только в марте — это малоизвестный, но важный факт из истории нашей воинской части.
От советско-афганской границы мы совершили переход на расстояние более 300 километров до центра провинции Бадахшан — города Файзабада. Во время этого марша моджахеды устраивали нам засады, взрывали узкие дороги в ущельях. Полк, отразив атаки, расчищал завалы, собирал камни и ремонтировал дорогу. До Файзабада мы дошли только 28 января, наш батальон простоял там три месяца.
— Затем батальон, насколько я знаю, перевели в Бахарак?
— Да, командование приказало взять его под контроль. Кишлак Бахарак — центр одноименного уезда, его называют "перекрестком девяти дорог". Там мы разместились в старой крепости и быстро нашли общий язык с местными жителями, особенно с учителями, активистами и членами Народно-демократической партии Афганистана. У нас был приказ оказывать местному населению посильную помощь, мы раздавали простым афганцам излишки продуктов и одежду.
Во время одного из рейдов в горах я чуть не погиб — дважды терял сознание, останавливалось сердце. Врач батальона Сергей Остаповский буквально вытащил меня из лап смерти. Он по рации вызвал вертолет — прилетел экипаж Героя Советского Союза майора Вячеслава Гайнутдинова. Площадки для посадки не было — "вертушка" кое-как прилепилась к скале, и меня с трудом подняли на борт. Неделю пролечился в госпитале, а потом вернулся в батальон...
В июне 1981 года меня заменил лейтенант Сергей Шлыков, с которым мы вместе учились в Новосибирском военном училище. К сожалению, через два месяца он погиб в бою. В общей сложности 8 лет 6 месяцев войны 860-й полк потерял 350 человек.
До сих пор у меня перед глазами стоит картина того перехода через Памир... Кстати, хочу отметить, что "Большая игра" еще не закончилась — после вывода советских войск из Афганистана мой однополчанин полковник Жумалы Кубатов, стал непосредственным участником этого геополитического противостояния, защищая интересы уже суверенного Кыргызстана.
Сегодня, просматривая свои старые фото с места преступления, я невольно содрогаюсь от увиденного. Во времянке посреди небольшой комнаты лежал парень с перерезанным горлом. Кровь была везде: на полу, стенах и даже на потолке. Над телом склонились районные судмедэксперты. Несмотря на весь ужас происходящего, милиционеры спокойно делали рутинную работу. Требовалось не только установить причину смерти, но и найти следы, оставленные преступниками.
Один из знакомых криминалистов при моем появлении кивнул и сообщил, что это не единственная страшная находка в доме. На ближайшем подоконнике лежали отрезанные и аккуратно разложенные убийцей ухо и детородный орган. Чуть позже, разговаривая с начальником уголовного розыска Свердловского РОВД Саматом Курманкуловым, я узнал еще много подробностей. Выяснилось, что хозяина времянки убили не сразу, сначала он получил множественные ножевые ранения. Преступник вырубил жертву несколькими ударами в голову. Сделать это оказалось достаточно просто: молодой человек был пьян и едва держался на ногах. Причем злоумышленник сознательно не стал убивать его сразу, а разорвал на парне одежду и острым клинком долго и мучительно кромсал тело. Сотрудники угрозыска тогда предположили, что это доставляло убийце удовольствие. Между собой милиционеры говорили, что расправу мог совершить душевнобольной или маньяк."В процессе расследования мы склонились к третьему варианту — убийство совершено на почве мести. Душегубом вполне мог быть ревнивый муж-"рогоносец", — сообщил мне первый замначальника Свердловского РОВД Рысбек Кулманбетов.
Единственным человеком, способным пролить свет на эту криминальную историю, была мать убитого. Она жила в добротном доме в одном дворе с сыном. Ее сыщики допросили в первую очередь. Из показаний женщины выяснилось, что в тот вечер у сына были гости. Началось все с того, что после обеда Дмитрий ушел в магазин за хлебом. Вернулся он через пару часов не один, а с двумя приятелями. Парни принесли водку и расположились во времянке, где жил сын. Часы показывали за полночь, когда женщина собралась спать. Однако сначала она вышла во двор и, подойдя к приоткрытому окну, заглянула в комнату: веселье было в самом разгаре. Хозяин и гости громко разговаривали в изрядном подпитии. На небольшом столике лежала нехитрая закуска и стояла последняя початая бутылка водки. На вопрос, по какому поводу они веселятся и долго ли еще планируют это делать, один из молодых людей ответил, что у него родился ребенок. Пообещал, что они разойдутся, как только допьют спиртное.
Как призналась правоохранителям хозяйка дома, все это время ее материнское сердце было не на месте. Она долго ворочалась в постели, но так и не смогла уснуть. Около пяти часов утра женщина снова вышла во двор и заглянула в окно. Сын лежал на диване и смотрел телевизор, приятелей уже не было. Мать успокоилась и отправилась отдыхать. Через несколько минут она крепко уснула. Растерзанное тело Дмитрия женщина обнаружила позднее.
Приятелей еще раз допросили под протокол, попросив буквально по минутам вспомнить события того вечера. Молодые люди в один голос утверждали, что ночные посиделки закончились мирно. Около трех ночи они выпили "на посошок", и хозяин проводил гостей до ворот. Повода убивать Дмитрия у них не было. Взяв с парней подписку о невыезде, их отпустили домой.
Как мне потом признались сотрудники уголовного розыска, не сомневались они в одном — искать душегуба надо среди местных жителей. От ухода гостей до расправы прошло немного времени, чужаки вряд ли могли подгадать и провернуть такое. Разбив все близлежащие улицы на квадраты, сыщики пошли "в народ". После разговоров с соседями у них появилась любопытная информация. Один человек сообщил, что утром, как обычно, отправился на работу и столкнулся с парнем по прозвищу Фан — он шел как раз от Димкиного дома. Очевидец вспомнил, что, поравнявшись с молодым человеком, заметил на его лице большую свежую царапину. На вопрос, что случилось, тот не ответил — только отмахнулся. Потом приостановился и, не поворачивая головы, сказал, что вечером боролся с другом и поранился.
Стражам порядка понадобилось всего двое суток, чтобы раскрыть это страшное преступление. На изъятой одежде Фана обнаружили следы крови Дмитрия. Припертый к стенке уликами, он дал признательные показания...
Вечером Фан задержался в гостях и возвращался домой уже под утро. Проходя мимо окон времянки Дмитрия, заметил в них свет и решил зайти (молодые люди были знакомы еще со школы). Они выпили водки, а потом… Парень проявил завидное хладнокровие — заявил, что больше ему сказать нечего. Когда правоохранители начали спрашивать Фана о причинах жестокой расправы, он окончательно замкнулся. Напрасно милиционеры пытались уговорить задержанного "облегчить душу" — он так и не сообщил, что толкнуло его на ужасное преступление.
Углубляющийся внутриполитический кризис сделает США еще более опасными для внешнего мира — глобалистски настроенный истеблишмент, взявший реванш у националиста Трампа, будет наверстывать упущенное на мировой арене, попытается переключить внимание американцев с внутренних проблем на внешние, да и вообще раненый зверь будет непредсказуем.
Подобные прогнозы, как пишет обозреватель РИА Новости, в последнее время все чаще можно слышать в России. Все они исходят из того, что Соединенные Штаты — это не просто сверхдержава, а мировой гегемон, у которого пока нет конкурентов, и любые проблемы в Америке аукаются всему миру так, что мало не покажется. Поэтому, хотя нам и на руку кризис в США, радоваться тут особо нечему, а нужно готовиться к новым испытаниям — вплоть до того, что перейдут в наступление на нас на всех фронтах.
В чем-то эта позиция близка (хотя и с противоположным знаком) тем паническим настроениям, которые начала раздувать часть атлантических элит сначала после победы Трампа, а потом и после "штурма Капитолия": о ужас, Америка сначала отказывается от бремени глобального лидера и защитника демократии во всем мире, а потом и сама погружается в хаос! Кто же теперь будет поддерживать мир во всем мире и продвигать человечество по пути глобализации? Кто остановит набирающие силу Китай, Россию и прочие страны, угрожающие демократическим завоеваниям и всему построенному Западом миропорядку?
Представления о том, что Америка всегда была если не мировым лидером, то мессианским и очень влиятельным государством, не выдерживают проверку историей. Это очень молодое государство — через пять лет ему исполнится четверть тысячелетия. И ровно половину своей короткой истории оно занималось собственными проблемами. Будучи взбунтовавшимся дитя Европы, США занимались своим Новым светом и только в конце XIX века решились отобрать у самой слабой на тот момент из европейских колониальных держав, Испании, ее карибские и азиатские владения (Кубу и Филиппины). С началом XX века Соединенные Штаты вышли на мировой простор — и благодаря участию в двух европейских и мировых войнах превратились в гегемона сначала западного мира, а потом замахнулись и на глобальное господство.
В последние полвека происходило постепенное перерождение США из национального государства в базу для осуществления проекта глобального господства атлантической (что шире англосаксонской) наднациональной элиты. Хотя многое играло на руку глобализаторам (включая и внезапный, исторически не предрешенный развал СССР), их проект не сработал. При этом на пути строительства нового Вавилона США (точнее, то, что приняло их форму) добились впечатляющих успехов на мировой арене — в военной мощи, финансовом, идеологическом и кадровом влиянии, причем за очень короткое по историческим меркам время (меньше века). Но теперь они точно так же — и гораздо быстрее — все потеряют. Да, сейчас многим это трудно представить: нужно быть русским или китайцем, чтобы понять, как быстро все может измениться.
Если бы полторы сотни лет назад кому-нибудь рассказали, что в 2021 году главой правительства единой Европы будет немка, а Киев будет находиться не в России, то вывод был бы однозначный — только что созданный Второй германский рейх (а он был провозглашен 18 января 1871 года) был настолько успешен, что не просто объединил всю Европу, но и разгромил Россию, отторгнув от нее не только Польшу, но и Малороссию. А если бы такому наблюдателю еще и показали нынешнюю политическую карту мира, то ему бы и в голову не пришло назвать США мировым гегемоном — ведь их территория за прошедшие полтора столетия почти не увеличилась, понятно же, кто в итоге правит миром. Немцы! И он был бы очень удивлен, узнав, что Германия хотя и правит Европой, но проиграла две мировые войны и находится в геополитической и военной зависимости от США.А тот же Китай не менялся территориально — но из разделенной внутри и полувассальной страны превратился в сильнейшую экономику мира. То есть вернул себе положение, в котором находился тысячелетиями. Однако в условиях глобализирующегося (благодаря все тем же атлантистам) мира Китай уже не будет замкнут в себе и самодостаточен — он вышел на мировой простор, и его не остановить.
Соединенные Штаты теоретически могли бы сохраниться и после нынешнего кризиса. Нужно было просто признать невозможность односторонне управляемой глобализации, отказаться от роли гегемона и перейти к концерту мировых держав, одновременно занявшись восстановлением собственной инфраструктуры и экономики, то есть укреплением национального государства. Именно к этому и вел Трамп — во многом интуитивно, но верно.
Однако глобалистски настроенным американским элитам нет дела до США как государства — точнее, они готовы легко поменять его внутреннюю начинку с белым протестантским ядром на многонациональную и бесформенную массу, прообраз единого человечества без рас и пола. Но построить такое общество — еще более утопичная идея, чем подчинить все многообразие мировых цивилизаций единому центру управления и единой модели развития. Поэтому исторически Штаты даже как государство обречены — если, конечно, у националистов не хватит сил на реванш. В отличие от Китая, России, Германии и других государств, у США нет не только корней, но и цементирующего их государствообразующего народа — и даже его имитацию они сейчас уничтожают. А без стержня не может быть никакого устойчивого государства, не говоря уже о мировом гегемоне.
Гегемона, впрочем, и так уже нет — как и сил на поддержание претензий на мировое господство. И вернувшиеся к власти в Вашингтоне глобалисты это хорошо понимают. Еще при Обаме они начали попытки распределить ответственность за глобализацию — разделив "лидерство" с союзниками и партнерами. Желающих оплачивать банкет, впрочем, не нашлось. Какой резон нести расходы, не только не будучи выгодополучателем, но и не имея влияния на принятие стратегических решений? Сейчас администрация Байдена будет очень аккуратна на внешней арене — никаких обострений, никаких конфликтов, не только потому, что это лишь ухудшит положение США, но и потому, что новой власти действительно придется много внимания и сил уделять обостряющимся внутренним проблемам. К тому же нужно будет показать, что новая власть принципиально отличается от "безумной трамповской" — хотя именно "безумец" не развязал ни одной новой войны и даже обязался к концу этой весны полностью вывести войска из Афганистана.При этом на словах администрация Байдена, конечно, будет демонстрировать оптимизм и мессианство — проведет "саммит демократий", будет укреплять "атлантическую солидарность", собирать единый фронт против Китая, давить на Россию (одновременно заигрывая). Но результативность всех этих мер будет очень низкой, а отношение к Соединенным Штатам в мире — все более спокойным. Мир окончательно убедился в том, что "американский век" заканчивается, причем не только на мировой арене, но и в самих США.
Самыми популярными машинами у кыргызстанцев оказались:
В инфографике указаны цены на автомобили самых популярных годов выпуска. Мониторинг цен проводился 27 ноября 2020 года и 15 января 2021-го на основании данных сайтов autobaza.kg, cars.kg и mashina.kg. Стоимость каждой машины указана в долларах (по курсу Нацбанка КР на 15 января доллар стоил 84,5 сома).
Больше всего за это время изменилась стоимость Toyota Camry 2017 года — она подешевела на 500 долларов. Однако цены на большинство авто, наоборот, выросли. К примеру, Mercedes-Benz E-класса и BMW 5-й серии в среднем подорожали на 100-350 долларов.