Александр Хроленко, военный обозреватель
Министерство обороны США в очередной раз отменило начало серийного производства F-35 Lightning II. Истребитель не готов к боевым испытаниям, которые должен был преодолеть еще четыре года назад. Соединенные Штаты явно переоценили свои технологические возможности, и в январе 2021-го "самая масштабная оружейная программа в мировой истории с оценочной стоимостью более $ 1,6 трлн" зависла на отметке 615 мелкосерийных модификаций F-35 "пятого поколения" с большим количеством "генетических косяков".
Заместитель министра обороны США по закупкам и обеспечению Эллен Лорд отменила запланированное на март 2021 года начало серийного производства F-35 Lightning II. Главная причина — технические проблемы. Истребитель имеет ряд серьезных недостатков и не доказал свою эффективность в борьбе против современных систем ПВО.
Различные модификации F-35 выпускаются с 2011 года, истребитель официально поступил на вооружение в 2014-м. На сегодня построено более 600 из плановых 3 200 "невидимок", но официальное решение Пентагона о серийном производстве F-35 — это гарантия боевой готовности истребителя, предназначенного для решения серьезных задач, "знак качества" для иностранных заказчиков и американских налогоплательщиков, а также подтверждение эффективности производства и послепродажного технического обслуживания. Нет решения Минобороны США — нет высокой боеготовности, истинного качества и спроса за рубежом.
Перспективы F-35 непрозрачны, положительное решение Пентагона сдвигается во времени несколько лет подряд. Пройдут месяцы до того, как назначенная администрацией избранного президента Джо Байдена новая команда специалистов получит всю информацию для независимой технической экспертизы и принятия решения о серийном производстве F-35 — до 2046 года. Вывод "невидимок" из эксплуатации намечен с 2070-го. Планы фантастические, а практическая эксплуатация разочаровывает специалистов. F-35 Lightning II по многим параметрам недотягивает до пятого поколения: дозвуковая крейсерская скорость, видимость на радарах, высокая аварийность. Сертификация самолета-носителя ядерного оружия запланирована на январь 2023 года, но после всех неудач F-35 и этот рубеж могут сдвинуть.Эксплуатационные расходы F-35 Lightning II намного выше, чем у истребителей четвертого поколения, что заставляет государственных чиновников усомниться в целесообразности приобретения большого количества "невидимок". Однако инвестиции в программу F-35 настолько значительны, что отменить ее невозможно. Кроме США, вложили деньги Бельгия, Великобритания, Польша, Италия и другие страны, но не в коня корм. Американский журнал Military Watch 3 января сообщил: единственный в западном мире истребитель пятого поколения F-35 "очень далек от полной боевой готовности и может оказаться непригодным для боевых действий высокой интенсивности до 2025 года".
Официальные лица, отвечающие за программу производства F-35, уже четвертый год не могут точно определить дату готовности истребителя к боевым испытаниям. Не готов даже симуляционный центр для проверки сложных систем вооружения "Молнии". Из-за нехватки запасных частей в 2020 году подрядчик снизил темпы производства. Ранее Министерство обороны США неоднократно отказывалось принимать новые F-35 из-за технологического брака (от коррозии корпуса до программного обеспечения), обнаруженного в двух сотнях машин "пятого поколения". В отчете Пентагон отмечал, что срок службы F-35 "может составлять всего 2 100 летных часов". Изначально истребитель разрабатывался с расчетом на 8 000 летных часов (до сорока лет службы).
При таком букете недостатков десятки истребителей F-35 разных модификаций парадоксальным образом продаются зарубежным партнерам и эксплуатируются в восьми странах (включая США). Своих "невидимок" ожидают сегодня военно-воздушные силы Великобритании, Греции, Дании, Израиля, ОАЭ, Катара и Японии. К примеру, только ВВС Израиля заказали 50 истребителей F-35 и желали бы приобрести еще два десятка "невидимок". Пилотированию "молний" обучены более 1 200 летчиков, а 10 тысяч техников — обслуживанию F-35. На этом фоне фирме Lockheed Martin даже удалось снизить цену для модификации F-35A с первоначальных 250 миллионов долларов до 80 миллионов. Американский маркетинг заметно превосходит уровень технологий в США. Крылатой мечте или "Молнии" не обязательно хорошо летать, если она успешно продается.Серия катастроф F-35 Lightning II позволяет прогнозировать непростую судьбу машины в предстоящие годы. И если новейший американский истребитель технологически уязвим в условиях мирной эксплуатации, для него заведомо плохо закончится встреча в боевой обстановке, к примеру, с российским истребителем пятого поколения Су-57, зенитной ракетной системой С-400 или средствами радиоэлектронной борьбы. "Невидимке" приходится приспосабливаться к суровой реальности.
Количество ключевых недостатков американского истребителя "пятого поколения" удалось снизить до пяти, хотя и это очень много для машины ценой от 80 миллионов долларов (модификация для ВВС) до 30 миллионов (модификация для ВМС). Сверхзвук угрожает разрушением планеру, стелс-покрытию и антеннам в хвостовой части самолета. Однако Пентагон не враг Lockheed Martin и лояльно подкорректировал эксплуатационные характеристики F-35, который сегодня считается дозвуковым истребителем, способным на короткие ускорения. Специальная инструкция определяет количество секунд, разрешенных для ускорения до 1,2 Маха модификациям для ВМС (F-35B) и морской пехоты (F-35C). Оказывается, можно устранять недостатки конструкции и таким образом.
Напомню, ранее было признано неудачным создание американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Ненадежное радиопоглощающее покрытие, видимость F-22 на радарах метрового диапазона, радиус действия до 750 километров, космическая цена серийной машины в 350 миллионов долларов привели к сворачиванию в 2009 году программы на отметке 25 процентов от плана, и было выпущено всего 187 истребителей. Жизнеспособность всей программы F-22 в значительной степени подорвало и дорогостоящее техническое обслуживание. По данным Счетной палаты правительства США (GAO) от 29 ноября 2020 года, главный истребитель ВВС США пятого поколения F-22 Raptor неизменно оставался худшим самолетом с точки зрения боевой готовности из-за чрезвычайно высоких требований к техническому обслуживанию и эксплуатационных расходов. Если в мирное время в рабочем состоянии находится примерно половина парка этих машин, что будет на войне?В случае с новейшим истребителем F-35 Lightning II история развивается в том же русле. Счетная палата правительства США ранее отметила, что техническое обслуживание F-35 оставляет желать лучшего, а возможности Пентагона по ремонту F-35 отстают от графика на шесть лет. По мнению заместителя министра обороны Эллен Лорд, военные не могут позволить себе расходы на содержание F-35: "Поддержка новейшего и самого сложного истребителя вооруженных сил станет серьезной проблемой в последующие годы… и, вероятно, будет продолжать подрывать боевую готовность".
Александр Хроленко, военный обозреватель
Прямая материальная выгода заставляет отдельных союзников по НАТО пренебрегать извилистыми "европейскими ценностями". Военно-воздушные силы Болгарии в феврале примут последние из восьми модернизированных в Беларуси штурмовиков Су-25. Получат и оплатят услуги страны, "придавленной" тремя свежими пакетами санкций Евросоюза. Этот парадокс заслуживает самого пристального внимания.
По расчетам командования ВВС Болгарии, после белорусского капремонта "советские" штурмовики Су-25 будут эксплуатироваться до 2028 года, то есть до очередного ремонта с продлением службы, или до закупки новых "исконно натовских" истребителей F-16V Block70. А с последними не все хорошо.
Ранее болгарский президент Румен Радев запретил выполнение контракта стоимостью 1,256 миллиарда долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72 якобы из-за нечетких сервисных гарантий в договоре. Полагаю, опытный военный летчик и экс-главком ВВС страны просто засомневался, стоит ли отдавать 157 миллионов долларов за каждый из восьми самолетов четвертого поколения, если истребитель F-35 пятого поколения продается некоторым союзникам почти в два раза дешевле? Примерно в это же время США уступили Тайваню (не союзнику по НАТО) истребители F-16 Block 70 новой постройки значительно дешевле — по 121 миллиону долларов за единицу. Болгария — страна небогатая, и очевидно, что в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации штурмовикам Су-25 болгарских ВВС придется служить еще много-много лет, а Беларусь сегодня очень выручает боевую авиацию балканского члена Североатлантического альянса.
Болгарское правительство еще в ноябре 2018 года одобрило финансирование модернизации восьми штурмовиков Су-25 в сумме 43 миллиона евро, однако 558-й авиазавод в Барановичах длительное время не мог приступить к ремонту болгарских Су-25 из-за "старых" санкций Евросоюза в отношении Беларуси. И все же капремонт болгарских штурмовиков советского производства в РБ состоялся. Чтобы обойти санкции, запрещающие членам ЕС торговать с Беларусью военным имуществом (которое может быть использовано для внутренних "репрессий"), парламент Болгарии внес поправки в национальное законодательство. Деньги важнее принципов европейской солидарности.
Барановичский 558-й авиаремонтный завод принял из Болгарии первый Су-25 (на борту белорусского Ил-76) 28 августа 2019 года, а восьмой самолет — 7 октября 2019-го. Все работы по планеру, двигателю, авионике выполнены оперативно и с высоким качеством. Три обновленные машины вернулись на авиабазу "Безмер" в октябре и еще три — в декабре 2020 года. Стоимость ремонта партии из 14 самолетов Су-25 (весь парк болгарских штурмовиков) составит 73,665 миллиона евро, то есть в разы дешевле покупки одного нового истребителя F-16 Block 70. Причем затраченные средства обеспечивают впечатляющий результат.Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов и главком ВВС генерал-майор Димитар Петров на исходе 2020 года ознакомились с возможностями модернизированного Су-25 на авиабазе "Безмер" и пришли в восторг. На белорусском предприятии полностью обновлена навигационная система Су-25 (появилась спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS), расширены возможности применения ракетного вооружения, повышена точность поражения наземных целей при увеличении дальности, новая система связи позволяет обмениваться данными с наземными войсками и морскими силами. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а турбореактивных двигателей Р-95Ш — на 500. Модернизированный Су-25 значительно повысил боеспособность и эффективность в решении задач по предназначению. Не случайно на брифинге командир авиабазы "Безмер" полковник Милен Димитров заявил: "После ремонта Су-25 стал совершенно другим, новым и современным самолетом".
Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов в свою очередь отметил, что это обновление — "наглядный пример консенсуса между политическим и военным руководством страны относительно того, куда вкладывать средства, когда после тщательного анализа, доказательства необходимости, определения перспективы делается правильный инвестиционный выбор и достигаются необходимые результаты".
Подрядчик для модернизации болгарских штурмовиков выбран не случайно — белорусский 558-й авиаремонтный завод широко известен качеством услуг, превосходящим аналогичные на предприятиях ОПК Грузии или Украины. По понятным причинам оборонные заводы России в списке потенциальных исполнителей не рассматривались (главный оппонент альянса). И специалисты белорусского предприятия в очередной раз подтвердили высокую репутацию, совершили технологическое чудо.
Реализована программа повышения боевых возможностей самолета Су-25, которая включает расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения (включая управляемые ракеты Р-73 "воздух-воздух" и Х-29Т "воздух-поверхность"), формирование информационно-управляющего поля кабины, введение режима "навигационное бомбометание" (всепогодно на высотах до 7000 метров, без входа в зону поражения войсковой ПВО), установку аппаратуры радиотехнической защиты.К примеру, комплекс РЭБ "Сателлит" (разработка 558-го завода) обеспечивает индивидуальную радиотехническую защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника. Самолет защищает дезинформационная "картинка" в головках наведения управляемых ракет, на экранах радаров станций сопровождения и атакующих истребителей. При этом радиоэлектронные средства управления оружием противника не "видят" признаков помех и "работают" по ложной маневрирующей цели. Комплекс "Сателлит-М2" способен действовать автоматически, не отвлекая летчика.
На фоне неизменно корректного выполнения РБ всех своих обязательств и международного законодательства главы МИД стран ЕС договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко". Ограничения коснулись и белорусских оборонных предприятий: МЗКТ (колесные базы для тяжелых комплексов вооружений), 140-й ремонтный завод (ремонт танков), электромеханический завод "Агат" (разработка автоматизированных систем управления), "Белтехэкспорт" (продажа военной техники за рубеж). Крупнейшие предприятия страны — государственные, поэтому санкции всех "пакетов" направлены против РБ как гибридное оружие на поле боя.
Сегодня, просматривая свои старые фото с места преступления, я невольно содрогаюсь от увиденного. Во времянке посреди небольшой комнаты лежал парень с перерезанным горлом. Кровь была везде: на полу, стенах и даже на потолке. Над телом склонились районные судмедэксперты. Несмотря на весь ужас происходящего, милиционеры спокойно делали рутинную работу. Требовалось не только установить причину смерти, но и найти следы, оставленные преступниками.
Один из знакомых криминалистов при моем появлении кивнул и сообщил, что это не единственная страшная находка в доме. На ближайшем подоконнике лежали отрезанные и аккуратно разложенные убийцей ухо и детородный орган. Чуть позже, разговаривая с начальником уголовного розыска Свердловского РОВД Саматом Курманкуловым, я узнал еще много подробностей. Выяснилось, что хозяина времянки убили не сразу, сначала он получил множественные ножевые ранения. Преступник вырубил жертву несколькими ударами в голову. Сделать это оказалось достаточно просто: молодой человек был пьян и едва держался на ногах. Причем злоумышленник сознательно не стал убивать его сразу, а разорвал на парне одежду и острым клинком долго и мучительно кромсал тело. Сотрудники угрозыска тогда предположили, что это доставляло убийце удовольствие. Между собой милиционеры говорили, что расправу мог совершить душевнобольной или маньяк."В процессе расследования мы склонились к третьему варианту — убийство совершено на почве мести. Душегубом вполне мог быть ревнивый муж-"рогоносец", — сообщил мне первый замначальника Свердловского РОВД Рысбек Кулманбетов.
Единственным человеком, способным пролить свет на эту криминальную историю, была мать убитого. Она жила в добротном доме в одном дворе с сыном. Ее сыщики допросили в первую очередь. Из показаний женщины выяснилось, что в тот вечер у сына были гости. Началось все с того, что после обеда Дмитрий ушел в магазин за хлебом. Вернулся он через пару часов не один, а с двумя приятелями. Парни принесли водку и расположились во времянке, где жил сын. Часы показывали за полночь, когда женщина собралась спать. Однако сначала она вышла во двор и, подойдя к приоткрытому окну, заглянула в комнату: веселье было в самом разгаре. Хозяин и гости громко разговаривали в изрядном подпитии. На небольшом столике лежала нехитрая закуска и стояла последняя початая бутылка водки. На вопрос, по какому поводу они веселятся и долго ли еще планируют это делать, один из молодых людей ответил, что у него родился ребенок. Пообещал, что они разойдутся, как только допьют спиртное.
Как призналась правоохранителям хозяйка дома, все это время ее материнское сердце было не на месте. Она долго ворочалась в постели, но так и не смогла уснуть. Около пяти часов утра женщина снова вышла во двор и заглянула в окно. Сын лежал на диване и смотрел телевизор, приятелей уже не было. Мать успокоилась и отправилась отдыхать. Через несколько минут она крепко уснула. Растерзанное тело Дмитрия женщина обнаружила позднее.
Приятелей еще раз допросили под протокол, попросив буквально по минутам вспомнить события того вечера. Молодые люди в один голос утверждали, что ночные посиделки закончились мирно. Около трех ночи они выпили "на посошок", и хозяин проводил гостей до ворот. Повода убивать Дмитрия у них не было. Взяв с парней подписку о невыезде, их отпустили домой.
Как мне потом признались сотрудники уголовного розыска, не сомневались они в одном — искать душегуба надо среди местных жителей. От ухода гостей до расправы прошло немного времени, чужаки вряд ли могли подгадать и провернуть такое. Разбив все близлежащие улицы на квадраты, сыщики пошли "в народ". После разговоров с соседями у них появилась любопытная информация. Один человек сообщил, что утром, как обычно, отправился на работу и столкнулся с парнем по прозвищу Фан — он шел как раз от Димкиного дома. Очевидец вспомнил, что, поравнявшись с молодым человеком, заметил на его лице большую свежую царапину. На вопрос, что случилось, тот не ответил — только отмахнулся. Потом приостановился и, не поворачивая головы, сказал, что вечером боролся с другом и поранился.
Стражам порядка понадобилось всего двое суток, чтобы раскрыть это страшное преступление. На изъятой одежде Фана обнаружили следы крови Дмитрия. Припертый к стенке уликами, он дал признательные показания...
Вечером Фан задержался в гостях и возвращался домой уже под утро. Проходя мимо окон времянки Дмитрия, заметил в них свет и решил зайти (молодые люди были знакомы еще со школы). Они выпили водки, а потом… Парень проявил завидное хладнокровие — заявил, что больше ему сказать нечего. Когда правоохранители начали спрашивать Фана о причинах жестокой расправы, он окончательно замкнулся. Напрасно милиционеры пытались уговорить задержанного "облегчить душу" — он так и не сообщил, что толкнуло его на ужасное преступление.
Водители бусов объясняют, что на все растут цены, а тариф последний раз повышался в 2012 году. Из-за курса доллара подорожали запчасти. У многих кредиты, в том числе взятые на покупку машин.
В ходе опроса бишкекчане рассказали, что понимают требования водителей, но большинство выступает против повышения. Одной из причин называют тяжелую ситуацию из-за пандемии.
Ситуацию еще в пятницу, 15 января, прокомментировал временно исполняющий обязанности начальника Управления городского транспорта мэрии Улан Бейшенбаев на брифинге в пресс-центре Sputnik Кыргызстан. По его словам, в случае забастовки маршруточников городские власти обратятся в Министерство транспорта и дорог для отзыва лицензий у компаний-перевозчиков.
В милиции добавили, что в случае провокационных действий и нарушения правопорядка, влекущих угрозу безопасности граждан и детей в общественном транспорте и на улицах города, а также повреждения частного и государственного имущества будут приняты строгие меры в соответствии с законодательством Кыргызстана.
С полным видео можно ознакомиться по ссылке.