Водитель маршрутного такси. Архивное фото

После моих слов в салоне повисла гробовая тишина водитель маршрутки

Сотни микроавтобусов колесят по стране. Случаются в жизни их водителей конфликты с пассажирами, схватки за клиентов с владельцами легковушек... Об этом и многом другом рассказал водитель, курсирующий по маршруту Каракол — Бишкек — Каракол.

Рассказ водителя маршрутки выслушала и записала наш колумнист. История приводится от первого лица.

…Мне 57 лет, 20 из них я за рулем маршрутки. Всего за эти годы навидался, на многое привык не реагировать, чтобы не получить инфаркт раньше времени. Но есть вещи, которые могут вывести из себя даже такого терпеливого человека, как я.

Очень сложно работать не в сезон. Людей мало, за каждого клиента приходится биться, как на передовой. Пока заполню салон, у пассажиров лопается терпение, начинается галдеж: дескать, обещал, что тронемся через 20 минут, а уже час прошел, когда уже поедем, обманщик и мошенник?! Им трудно объяснить, что невыгодно ехать с полупустым салоном, что таким образом я уйду в минус, не говоря уже о прибыли. Или, бывает, остается добрать трех человек, я бегаю в поисках, возвращаюсь, а там трое других уже сбежали. Владельцы попутных легковушек легко могут увести моих людей, соблазнив их меньшей ценой. Это бесит! Сколько ушлых вытаскивал за шкирку из салона!

Недавно собирался выезжать в рейс, салон почти полный, ждали только двоих моих знакомых, которые забронировали места по телефону. Они уверяли меня, что подъезжают, но при этом прилично опаздывали. Я же пытался усидеть на двух стульях, стараясь и знакомых забрать, и пассажиров не растерять. Тут в салоне нарисовалась "революционерка". Женщина организовала маленький бунт и вовлекла в него всех пассажиров. Те стали требовать или отъезда, или возврата денег, я же умолял потерпеть еще десять минут. Эта напряженная ситуация вывела меня из себя, я почувствовал себя ничтожеством и в сердцах выплеснул все, что накипело на душе. Буквально пять предложений сказал, но таких резких и глубоких по смыслу, что в салоне сразу воцарилась гробовая тишина. А после одна девушка принялась успокаивать: "Да ладно вам, байке. Простите нас, все мы люди, все понимаем".

Вот мне под 60. Думаете, у меня есть желание садиться за руль?! Я морально и физически выгорел на своей работе. Хочется покоя, нянчиться с внуками, а я ругаюсь со склочными женщинами. Иногда злюсь на свою жизнь, был бы достаток, завязал бы с этой работой, здоровье не мешало бы подправить. У водителей куча болезней. Мало того, что мы все время сидим, так еще и находимся под постоянной вибрацией от двигателя — машины же старые. Вот откуда у нас грыжи, радикулиты и деформация суставов. Спина и шея у меня постоянно болят, никогда томографию не делал, боюсь даже предположить, что там. Мне после рейса отлежаться надо, отдохнуть несколько дней, а я, бывает, ночь посплю, наутро снова в путь. С молодыми водителями всегда делюсь опытом, советую осваивать стоящие профессии, учить иностранные языки, развиваться, повидать мир. Не дело это — всю жизнь баранку крутить.

Что касается пассажиров, то среди них встречаются крайне противоположные люди. Сядут, например, две незнакомые женщины рядом. Одной жарко — надо открыть люк, другой холодно — люк нужно закрыть. И не знаешь, как разрулить ситуацию, чью сторону поддержать. Я однажды взял и закрутил люк проволокой намертво.

Я не всегда езжу строго по расписанию, и когда у меня, например, спрашивают, когда доедем до Бостери, отвечаю: "Когда бог даст". Часто случается, что торопят, дескать, едем на той или похороны. Тогда я говорю: "Давайте я довезу вас живыми, для меня это важнее".

Однажды семья ехала на свадьбу в Каракол. В Боомском ущелье лопнуло колесо. Вытаскиваю абсолютно новую запаску, которая пролежала в багажнике целый год, но и она, оказывается, спустилась. Застряли на дороге больше, чем на час. Что тут было! Семья начала эмоционально возмущаться, почему у меня нет запасного колеса. Я им объясняю, что запаска есть, о том, что с ней случилось, я и сам не знал. Не угомонятся. Одну из женщин отозвал в сторону и говорю: "Вот представьте, вы бы сейчас в аварию попали. А если бы жертвы были? А это всего лишь колесо. Мелочи же! Войдите в мое положение, ну! Сейчас коллега, который за мной идет, подъедет, все решим".

Какое облегчение я испытываю, когда слышу в ответ, что ничего страшного не произошло. В тот раз я не ошибся с выбором "миротворца": женщина сердито шикнула на главную паникершу — пожилую мать, и все успокоились. Насчет аварии я ничего не придумал. В ДТП с трагическим исходом угодил когда-то мой коллега. Его точно так торопили пассажиры, которые опаздывали на мероприятие. В Балыкчи из-за высокой скорости он не справился с управлением, выехал на встречную полосу и столкнулся с легковушкой. Пассажиры маршрутки отделались ушибами, а в легковушке погиб водитель. Коллега много лет работал на износ, чтобы рассчитаться с долгами. Мы помогли ему по мере возможностей. Таких проблем я не хочу, поэтому любителей экстремальной езды сразу ставлю на место.

Что еще возмущает? Когда пассажиры пользуются салоном микроавтобуса, как мусорным баком. После некоторых такой хлам остается, словно они всю дорогу ели и пили. Пассажиры с детьми пакеты с рвотными массами оставляют, бутылки с мочой.

Помните водителя из нашумевшего фильма "Белгисиз маршрут" ("Неизвестный маршрут")? Хамовитого мужика без каких-либо понятий о чести и совести играл ныне покойный Дуйшонбек Байдоботов. Так вот, люди думают, что все водители такие, как этот герой. Что нам лишь бы карманы набить и мы не гнушаемся ничем ради этого. На самом деле работа за рулем — одна из тяжелых и неблагодарных, поэтому водителям приходится проявлять не только терпение и выдержку, но и иногда хитрость. Но это не для толстого кошелька, а для того, чтобы заработать на жизнь.

Теги:
недовольство, пассажир, водитель, маршрутка, Кыргызстан
По теме
Как девушка поплатилась за скандал на дороге — история с добрым концом
Уволилась из-за своей статьи об убийстве подруги — история Махабат
Мужчина держит сомы в руке. Иллюстративное фото

Что, если кыргызстанцы станут еще беднее. К чему готовиться и что делать

(обновлено 20:01 22.04.2021)
Этот текст написан не для того, чтобы вызвать у вас страх и другие негативные эмоции. Здесь нет громоздких цифр и аналитики всяческих экспертов. Автор просто рассказывает о своем видении ситуации и пытается вам помочь.

На самом деле, неизвестно, будет ли кризис, и никто вам точно не скажет, когда это произойдет. Есть много прогнозов о падении мировых финансовых рынков, но вы же знаете, что прогнозы — дело неблагодарное.

Неизвестно и то, как это отразится на кыргызстанцах. Мы едва ли не с 1990-х живем в кризисе или где-то "рядом" с ним. Как конкретно кризис может повлиять на вас, какие отрасли пострадают, сказать тоже невозможно.

Однако к худшему варианту развития событий все-таки следует подготовиться на случай, если прилетит "черный лебедь" (событие, приводящее к значительным последствиям). Надо быть готовым к росту цен, к потере заработка, но при этом остаться жизнеспособным и содержать иждивенцев.

Долги

Худшее, что может быть, — встретить кризис с долгами, кредитами или ипотекой. Нужно всеми способами постараться избавиться от этого бремени. Следует проанализировать расходы (если не ведете учет, то начать) и сократить их, например, отказавшись от развлечений. Важно найти дополнительные источники дохода. Если вы снимаете жилье, возможно, есть смысл временно переехать к родителям.

Если хотите сэкономить на питании, хорошо подумайте о рисках. Снижение качества питания может быть опасно в среднесрочном и долгосрочном планах. Не исключено, что последствия обойдутся вам дороже.

Что будет, если вы встретите кризис с кредитом или ипотекой? В таком случае придется идти в банк и постараться реструктуризировать заем либо искать варианты рефинансирования. Банку тоже выгодно, чтобы вы закрыли долг, а в кризис он может пойти навстречу.

Мужчина передает сомовые купюры
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Худшее, что может быть, — встретить кризис с долгами, кредитами или ипотекой. Нужно всеми способами постараться избавиться от этого бремени

Накопления

Накопления — это основа. Если у вас нет долгов, но нет и капитала, пора начать копить "кризисный фонд". Рассчитайте, какая сумма вам понадобится, если вы лишитесь источников дохода. Хорошо, если обеспечите запас, позволяющий вам и семье спокойно жить хотя бы 3-4 месяца. За это время вы можете найти другие варианты заработка.

Если есть сверхприбыль (премии, подработка, неучтенная прибыль), следует пополнять ею сбережения.

Не получается откладывать? Попробуйте выработать привычку делать накопления сразу после получения денег. Это называется "заплатить сначала себе".

Без накоплений в трудной ситуации придется погружаться в долги, брать кредиты, ждать помощи правительства... Оно вам надо? Лучше обеспокоиться этим сейчас, чем потом страдать.

Важно помнить, что накопление капитала — это постоянная работа над собой, над своими "хотелками". Даже откладывая 2-3 тысячи сомов в месяц, можно собрать довольно ощутимую сумму к концу года.

Сто долларовая и пяти тысячная сомовая купюра в конверте. Иллюстративное фото
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Без накоплений в трудной ситуации придется погружаться в долги, брать кредиты, ждать помощи правительства... Оно вам надо? Лучше обеспокоиться этим сейчас, чем потом страдать

Тем, у кого и так все хорошо

Если у вас уже есть накопления и нет долгов, начните собирать капитал для развития. Какие сферы экономики пострадают — неизвестно, но если одни двери закроются, другие откроются.

Возможно, вам удастся подешевле купить недвижимость, акции иностранных компаний, выгодные облигации, долю в бизнесе или еще как-то выгодно вложиться. Однако не забывайте про диверсификацию — не стоит складывать все яйца в одну корзину.

Кризис — это не только упадок, но и время возможностей. Главное — увидеть такие возможности и быть готовым воспользоваться ими.

В какой валюте хранить?

Многие полагают, что можно запастись долларами и подзаработать либо, как минимум, сохранить средства. Но учтите риски. Никто не даст гарантии, что доллар удержится или подорожает. Вполне возможно и падение.

Если ваши траты в сомах, менять все деньги на доллары бессмысленно. Да, трудно оставаться равнодушным, когда сом обваливается, но пережить это гораздо легче, если изначально определить приоритеты, составить план и придерживаться его — избавиться от долгов, создать кризисный фонд и делать накопления для развития.

Сто долларовая купюра на фоне одно тысячных сомовых купюр. Иллюстративное фото
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Если ваши траты в сомах, менять все деньги на доллары бессмысленно

Восприятие кризиса

История показывает, что кризис — нормальное явление. Рано или поздно рынок должен пойти в рост, так как экономика циклична. Сейчас ваши действия могут определить будущее.

Вероятно, вам придется пережить стрессовые ситуации. Попытайтесь получить опыт и стать сильнее. Из каждой ситуации можно извлечь урок, если уметь наблюдать.

Ну и не забывайте жить. Не нужно иметь много денег, чтобы наслаждаться жизнью. Счастье — это ваше восприятие мира.

Теги:
финансовая грамотность, бедность, кризис, деньги, Кыргызстан
По теме
Живешь от зарплаты до зарплаты? Советы кыргызстанцам по накоплению заначки
Как правильно управлять своими деньгами — "Будь в курсе"
С какого возраста ребенку нужны карманные деньги, рассказали эксперты
Сотрудники милиции на месте эксгумации тела убитого Ивана Чаповского в Бишкеке. 2008 год

Тело парня нашли через 3 года как раскрыли тайну страшной зоновской разборки

Три года Иван Чаповский считался без вести пропавшим. Парень с непростой судьбой был жестоко убит во время разборки на зоне...

В марте 2008 года мне вместе с оперативниками ГУВД Бишкека довелось поучаствовать в эксгумации останков Чаповского.

"Поехали с нами в Ала–Арчу "труп копать". Через полчаса ждем тебя на объездной возле Маевки, — позвонил мне начальник уголовного розыска ГУВД Жаныш Джоробеков. — Сам ты это место не найдешь, там дебри. Поэтому поторопись, долго ждать не будем".

В условленном месте собралась целая кавалькада автомобилей. Возле них я заметил много знакомых лиц: следователи, оперативники, эксперты. Сыщикам пришлось брать понятых с собой — в той глуши, куда мы собирались, найти их было бы трудно. Минут через 15 вся наша команда, растянувшись в цепочку, рванула в сторону Ала-Арчинского водохранилища. Через какие-то 500 метров кончился асфальт, потом пришлось съехать и с грунтовой дороги. Скорость машин заметно снизилась, передвигались по бездорожью. Поваленные ветром деревья и буераки встречались на каждом шагу. Всем, кто был за рулем, пришлось продемонстрировать чудеса вождения.

Наши мучения закончились, когда головное авто выехало на берег водохранилища. Впереди были водная гладь и непролазные заросли кустарника. Из салонов машин стали выходить люди. Из одной под конвоем вывели парня, одна его рука была пристегнута наручником к запястью оперативника.

Сотрудники милиции на месте эксгумации тела убитого Ивана Чаповского в Бишкеке. 2008 год
© Фото / Юрий Кузьминых
Из салонов машин стали выходить люди. Из одной под конвоем вывели парня, одна его рука была пристегнута наручником к запястью оперативника.

Места были действительно дикие, несмотря на то, что до города рукой подать. Убийца закопал тело на достаточно большой глубине, поэтому вероятность, что яму раскопают дикие животные или человеческие останки найдут случайные отдыхающие, была равна нулю. В этой безымянной могиле Ивану, казалось, суждено было пролежать не одну сотню лет. Но как иногда бывает, в дело вмешался его величество случай.

…В рамках уголовного дела следователь стал первым допрашивать под протокол виновника происходящего. На все вопросы подозреваемый в тяжком преступлении отвечал вяло, изредка качая головой. Ему, похоже, было уже все равно, он смирился со своим положением. Вскоре 26-летний Алмаз уверенно шагнул вперед и указал место, где три года назад спрятал тело. С тех пор здесь все заросло кустарником. Трем операм пришлось взяться за лопаты.

Пока сыщики откапывали тело, мне удалось поговорить с начальником угрозыска Жанышем Джоробековым. По его словам, пару месяцев назад была получена оперативная информация об убийстве молодого человека. Источник сообщил, что в пригороде столицы произошли криминальные разборки. Душегуб, лишивший жизни человека, не страдал муками совести — в уголовной среде это не принято. Его больше волновало, как надежно избавиться от тела. Поздно вечером, загрузив убитого в машину, преступник вывез его в безлюдное место. Через пару дней все забыли об инциденте... Нетрудно предположить, что было бы, если бы не наш надежный источник.

Жертва преступления явно не попадала в категорию добропорядочных граждан, но это не значит, что следствие надо было спустить на тормозах. Выяснилось, что на 23-летнего парня даже не завели разыскное дело, — никто по поводу его пропажи в милицию не обращался.

Когда сыщики "копнули глубже", стали выясняться любопытные подробности о непростой судьбе Ивана Чаповского — она испытывала его с детства. Рано лишившись родителей, мальчишка оказался в детском доме. В первых кражах был уличен еще в подростковом возрасте, а повзрослев, сделал пагубные привычки смыслом жизни. Первый срок получил за воровство, едва отметив совершеннолетие. Отсидев от звонка до звонка, Иван погулял на свободе всего неделю, а потом вдруг пропал. Последний раз его видели в пригороде Бишкека у бывших дружков по колонии. Именно они первыми попали в оперативную разработку.

Сотрудники милиции на месте эксгумации тела убитого Ивана Чаповского в Бишкеке. 2008 год
© Фото / Юрий Кузьминых
Убийца закопал тело на достаточно большой глубине, поэтому вероятность, что яму раскопают дикие животные или человеческие останки найдут случайные отдыхающие, была равна нулю.

Многие из фигурантов дела были неоднократно судимы. Среди подозреваемых оказался и 26-летний Алмаз. Он тоже имел судимость и, по оперативной информации, был тогда "смотрящим" в одном из сел Чуйской области.

Во время допроса матерый уголовник пытался убедить следствие, что он не преступник, а жертва: все свои действия совершал в рамках самообороны — дескать, Иван первый напал с ножом. В подтверждение этих слов Алмаз продемонстрировал едва заметный шрам на ноге. Чуть позже он признался, что после отсидки у парня вообще крышу снесло.

"В той драке я только защищался. Если бы я его не убил, в могиле пришлось бы лежать мне. А то, что в милицию не позвонил... Ну кто поверит судимому, что только оборонялся? Тело я вывез на машине друзей, в багажнике", — заявил подозреваемый.

Позже в разговоре со мной сотрудник уголовного розыска Мыктыбек уулу Алмаз подчеркнул, что все эти показания были попыткой смягчить приговор.

"Нам доподлинно известно, что это были зоновские разборки, но причины, скорее всего, так и останутся невыясненными. В криминальной среде не принято откровенничать, тем более с работниками правоохранительных органов. На Алмаза мы давно "имели зуб", но подступиться к нему не могли. И тут представился удобный случай: нам стало известно о грабеже с его участием. Парня задержали и стали "колоть". Потом всплыла информация об этом убийстве. Пока он сидел в СИЗО, я лично выезжал на место, где подозреваемый спрятал тело. Даже пришлось в нескольких местах лопатой помахать, но тело так и не нашли. Вся надежда была на то, что Алмаз сам покажет, где его спрятал".

Как оперативникам удалось уговорить подозреваемого показать это место, тоже осталось тайной. У сыщиков есть свои профессиональные секреты.

Теги:
милиция, тело, убийство, криминал, Кыргызстан
По теме
Пенсионерка положила конец похождениям двух киллеров в КР
"Такие криминальные самородки появляются раз в 100 лет" — история Нуржана
Лавина в Иссык-Кульской области

В Иссык-Кульской области сошли две лавины фото

(обновлено 00:25 23.04.2021)
Первый случай произошел на 40-м километре автодороги Барскоон — Ак-Шыйрак, второй на магистрали Каракол — Энильчек.

БИШКЕК, 23-апр. — Sputnik. В Иссык-Кульской области на двух участках сошли снежные лавины, сообщила пресс-служба МЧС КР на странице в Facebook.

На двух участках в Иссык-Кульской области сошли снежные лавины. 23 апреля 2021 года
© Фото / пресс-служба МЧС КР
В Иссык-Кульской области на двух участках сошли снежные лавины

По ее данным, первый сход снежной массы произошел 22 апреля примерно в 15:30 на 40-м километре автодороги Барскоон — Ак-Шыйрак Джеты-Огузского района. Данных об объеме лавины пока нет.

Автодорога между двумя селами оказалась заблокированной. Для расчистки дороги задействовали погрузчики и грейдер.

Вторая лавина сошла примерно в 15:00 на 48-м километре автодороги Каракол — Энильчек. Объем снежной массы составил 40 тысяч кубометров. Проезд по дорогам закрыт, отмечается в сообщении МЧС.

Теги:
снег, лавина, Джети-Огуз, Иссык-Куль
По теме
Найдено тело подростка, оставшегося под лавиной в Алайском районе
Огромные глыбы льда "выползли" на набережную, сломав ограждение. Видео из РФ