Вечный Ромео Рустам Сагдуллаев

© Sputnik / Осипов / Перейти в фотобанкКадр из художественного фильма "В бой идут одни "старики". Архивное фото
Кадр из художественного фильма В бой идут одни старики. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Несмотря на достаточно весомый послужной список, узбекского актера и режиссера Рустама Сагдуллаева, сыгравшего более 50 различных ролей, все до сих пор называют Ромео. Фильм "В бой идут одни "старики" вышел на экраны 42 года назад.

Узбекский актер признался корреспонденту Sputnik Узбекистан, что иногда ему приходится напоминать людям, что его зовут Рустам, а не Ромео.

Фильм "Под небесами" покажут на кинофестивале в Шри-Ланке
Забавный случай с очередной путаницей произошел в позапрошлом году в Санкт-Петербурге. Приступая к съемкам сериала "Григорий Р", режиссер Андрей Малюков попросил ассистентов, чтобы "Ромео Сагдуллаев выслал свое фото". Ребята, приняв просьбу режиссера в буквальном смысле, позвонили в Ташкент и попросили позвать к телефону Ромео Сагдуллаева, будучи уверенными, что речь идет о сыне актера. Разговор шел с женой Сагдуллаева — Мариной, которая оказалась в полном недоумении. В итоге, конечно, разобрались, кого имел в виду режиссер, который по той же всесоюзной любви называет Сагдуллаева Ромео.

— Роль Петра Бадмаева — царского лекаря, которого вы сыграли в этом сериале, несколько выбивается из вашего привычного амплуа. Вы ведь впервые играли врача?

— Я впервые играл не только врача, но и исторического персонажа. Бадмаев — великий дипломат и тибетский лекарь. Мало того, что он лечил царскую семью, он еще и царя свел с Далай-ламой, к которому никакого подхода не было в те времена.

В чем прелесть и сложность таких ролей? Историческую персону переделать невозможно, да и нельзя. Собрать ее в один сюжет — мастерство режиссера. Думаю, что Андрею это удалось. Сейчас мне говорят о некотором внешнем сходстве с Бадмаевым, значит, попал в точку.

Сотрудница кинотеатра заправляет бабину в кинопроектор. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Фильм режиссера из КР покажут на российском фестивале "Артдокфест"
Вообще, надо сказать, что тема целительства сейчас как никогда актуальна, уж на постсоветском пространстве точно. Куда ни приедешь, везде есть свои народные лекари. В Узбекистане действует Ассоциация народной медицины. Конечно, нельзя говорить, что все они на 100 процентов помогают, есть ведь и мошенники среди них. Но люди сейчас отчаянно верят в нетрадиционную медицину. А почему? Куда ни глянь, повсюду аптеки, предлагающие огромное количество лекарств, подкупающие нас всевозможными рекламными приемами. А потом выясняется, что лекарство дорогое и неэффективное и у него есть более дешевый аналог.

Люди во все времена хотели получать результат от врачей по принципу "здесь и сейчас": проглотил пилюлю и здоров. На мой взгляд, хотя лечение у травников, безусловно, не заменить полностью традиционную медицину, но помочь может.

У меня рядом такой пример. Теща долгое время страдала сезонной аллергией, каждую весну принимала выписанные доктором лекарства. А потом посоветовали одного целителя в Ташкенте, и мы с его помощью совсем забыли про эту напасть. Кстати, у тещи моей фамилия Горбачева.

— Родственница Михаилу Горбачеву?

— Нет, что вы, просто однофамилица. Люблю наблюдать за реакцией людей, когда сообщаю им этот факт. Вот у вас тоже было изумление.

— Еще бы. А вы ностальгируете по тому времени, ведь многие ваши роли были сыграны именно в советскую эпоху?

Фильм "Очкарик" — пресс-секретарь президента и советская реклама
— Мне нравилось советское кино. Главная его заслуга была в том, что оно нас объединяло, учило слышать других. В советских фильмах против зла и несправедливости всегда боролся целый коллектив, там, чтобы наказать плохого человека, собирали советы. Главное — выслушивали мнение других.

А у западного кинематографа всегда был один главный герой, который всех расстреливал, и побеждало зло. Но с какими потерями, сколько жертв в одной картине! И не всегда оправданных. Пока главный герой выйдет на того самого злодея, по сюжету он очень много людей убьет.

Сейчас, к сожалению, многое копируется с западного кинематографа. Когда мои что-то смотрят по телевизору, я заранее им проговариваю весь сюжет. Почему?

Мы видели все это. В начале 90-х, когда рухнул "занавес" и образовались независимые государства, на нас вылился такой поток зарубежных фильмов, что на какой-то момент совсем позабыли про свои киностудии. А сейчас многие, недолго думая, просто перекладывают те идеи на современное звучание. Сколько снимается сериалов с такой тематикой!.. Я даже перестал уважать некоторые российские телеканалы, которые готовы сутками транслировать насилие.

— Но ведь есть и хорошие киноработы, авторские фильмы. Вы, к примеру, только недавно приехали с очередного кинофестиваля…

— Да, посчастливилось в этом году побывать в Казани на Международном кинофестивале мусульманского кино. Очень понравились фильмы, привезенные из Ирана, Афганистана, Ирака. Участвовали и ленты из Узбекистана, и это тоже радует, значит, наши молодые режиссеры пытаются сказать свое слово в кинематографе.

Совсем скоро поеду в российский Волоколамск на фестиваль военно-патриотического кино.

Чем хороши такие фестивали? Отношениями. Здесь встречаются кинематографисты из разных стран мира, общаются, налаживают контакты. Именно здесь появляются новые идеи, проекты, совместные работы.

— Каковы, по вашему мнению, перспективы сотрудничества российского и узбекского кино, планируются ли у вас совместные проекты, фильмы об Узбекистане?

Окееву — 80 лет. Кыргызское чудо, или Строчка фильмов длиной в эпоху
— Сейчас будут. Но прежде хочу сказать, что недаром говорят, что у культуры нет границ — ни географических, ни религиозных, ни иных. Очень много хороших примеров совместных работ кинематографистов разных стран, в том числе российских и узбекских. Те отношения в кино, которые у нас были еще до распада Советского Союза, надо развивать, потому что у нас очень много осталось общего в культуре. А это всегда притягивает как магнит.

Здесь, в Узбекистане, как и в России, живет много смешанных семей: кто-то оставался в России после распределения вузов; помните, наших специалистов отправляли в разные постсоветские страны работать, набираться опыта. Кто-то, наоборот, из России приехал сюда по такому распределению, а также после ташкентского землетрясения, и связал свою жизнь с нашей солнечной страной. В этих семьях сменилось уже не одно поколение, и они не разделяют людей на "наших" и "чужих".

Есть родина — Узбекистан или Россия, но человек живет много лет в другой стране. Почему бы не снимать такие фильмы, которые были бы интересны и российским, и узбекским зрителям? 

Теперь о совместных проектах. Совсем скоро начнутся съемки 25-серийного сериала "Восточные легенды". Мы вместе с моим давним другом и автором сценария к моей первой режиссерской работе — сериалу "Слепые" Ковалевским заканчиваем писать сценарий к этому новому российско-узбекскому сериалу. Интерес к проекту выразили Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, телеканал "Россия 1", а также один из российских продюсерских центров.

Вы, конечно же, спросите, о чем этот сериал. Мы хотим через легендарного восточного героя, который проходит через сердце Великого Шелкового пути — Узбекистан, рассказать о тех далеких временах и о том, как жили тогда люди. Все это через призму легенд. Это, скажем так, сказка для взрослых в восточной колористике.

Первые кинокадры города Фрунзе — 40 лет Красному яблоку - Sputnik Кыргызстан
Первые кинокадры города Фрунзе — 40 лет "Красному яблоку"
Такие фильмы надо снимать, тем более сейчас огромный интерес к Шелковому пути. Я выступаю здесь как сопродюсер и режиссер, может, сыграю одну из главных ролей, это станет известно позже, после утверждения сценария.

Кстати, планируется, что актерский состав будет интернациональным: вы сможете увидеть не только узбекских и российских актеров, но и наших коллег из других стран.

Второй совместный проект — это полнометражный художественный фильм о восточном принце и бедной девушке, о красивой и сказочной любви на Востоке. Мы так и определили жанр фильма — "сказка". К сожалению, сейчас мало снимают в этом жанре, а ведь это отдельная составляющая кинематографии. Фильм планируется снимать в древней Бухаре.

— Оба проекта посвящены Узбекистану. Российские кинокомпании сами выходят таким образом на узбекский кинорынок. А вот как открыть все-таки национальное кино для российского зрителя, то, что снимает "Узбеккино"?

— Пока это можно сделать только через фестивали. К сожалению, попытки отечественных режиссеров сделать интересное кино для российского зрителя и показать его в кинотеатре особым успехом не увенчались. Я не хочу ни в коем разе преуменьшать или, наоборот, преувеличивать чьи-то творческие достоинства, но это реалии.

Во-первых, нет, наверное, достойных сценариев. Во-вторых, в Узбекистане большая часть картин сейчас производится со звуком в стереокачестве, а почти все российские кинотеатры оснащены системой многоканального звука Dolby. Перевести отснятую картину в этот формат требует значительных затрат. 

© Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкДраматург Виктор Мережко и актер Рустам Сагдуллаев на церемонии закрытия XIX Открытого фестиваля "Киношок—2010".
Драматург Виктор Мережко и актер Рустам Сагдуллаев на церемонии закрытия XIX Открытого фестиваля Киношок—2010. - Sputnik Кыргызстан
Драматург Виктор Мережко и актер Рустам Сагдуллаев на церемонии закрытия XIX Открытого фестиваля "Киношок—2010".

А чисто по-человечески советую тем, кто действительно хочет открыть для себя узбекское кино, открыть для этого, извиняюсь за тавтологию, Интернет, там есть все.

— Какие узбекские фильмы вы бы могли посоветовать россиянам, чтобы они побольше узнали об Узбекистане, и соответственно какие российские киноработы рекомендовали бы соотечественникам?

— Думаю, зритель и без моих рекомендаций может посмотреть узбекские фильмы или, наоборот, российские. Это дело вкуса. А выбор тут огромный.

– А у вас самого есть время смотреть фильмы по ТВ, в кинотеатрах, вне фестивалей?

— Если честно — нет. Да и я в последние годы намеренно не смотрю ничего. Чтобы подготовиться к своим фильмам, снимать их, вариться в этой каше, стараюсь меньше смотреть то, что делают другие. Не хочу машинально что-то отрицательное или положительное вытаскивать на экран, чтобы никто не сказал потом, что где-то уже видел подобное…

– Какая роль самая запоминающаяся в вашей карьере?

— У меня более 50 фильмов, в которых я сыграл те или иные роли, многие, наверное, были проходными. Но самыми заметными для зрителей остались работы в двух фильмах — "Влюбленные" и "В бой идут одни "старики". Я, к сожалению, стал актером одной роли. Все актеры заложники этого. Есть единицы, такие, как мой кумир Евгений Евстигнеев, о котором нельзя сказать, что он актер одной роли. Он везде разный, актер всех ролей. Не буду приводить сейчас в пример актеров, которые, как и я, стали заложниками одной роли. Мы все о себе знаем прекрасно. Так сложилась наша актерская судьба. Но я благодарен ей за то, что она дала шанс сыграть узбека на войне. Меня часто спрашивают, горжусь ли я этой ролью? Конечно, ведь там была трогательная и удивительная история любви.

– Какую роль вы мечтаете сыграть?

– Больной вопрос для всех актеров. Хочу сыграть все роли. Но прежде всего хорошую, тот образ, который бы по крайней мере дал удовлетворение мне и зрителю.

– А у вас ведь практически нет отрицательных героев…

– Нет, вы ошибаетесь, они есть. Вот в "Спецназе" я сыграл полковника Акабирова. На меня потом такой шквал зрительской критики вылился. Хотя, когда принимался за эту киноработу, я не искал там отрицательные моменты. Сценарий был написан так, что сам вывел зрителей к выводу, что Акабиров — предатель. 

Кинопремия Оскар. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Кинолента "Сутак" выдвинута на премию "Оскар"
В общем, попробовал сыграть предателя, зрителю не понравилось. А мы все-таки очень сильно зависим от него. Больше на отрицательную роль не пойду. Зачем?

Всем будущим актерам хочу передать, чтобы работали не на славу, а для себя. Если для себя более-менее сыграл какой-то образ, значит, что-то получится. Но никогда не довольствуйтесь отснятой работой. Можете заканчивать с актерством, если довольны тем, что делаете. Профессия актера подразумевает и ожидания. Сегодня есть роль, 2-3 года нет. Когда наступает забвение, это очень тяжело. Всегда нужно верить и к чему-то стремиться. А на трудные моменты жизни нужно запастить мощным тылом — поддержкой близких.

— А у вас есть любимое блюдо национальной узбекской кухни? Сами готовите? 

— Нет, зачем мне это делать, если отлично готовит жена? С детства люблю наше национальное блюдо козон-ачучук. Это зажаренные в казане на хорошем растительном масле лук, помидоры… — в общем, "зажаренный салат". Плюс ко всему сверху раскладываются ломтики лепешки. Все это накрывается крышкой и томится. Ммм… непередаваемый аромат и вкус. Пальчики оближешь! Люблю также нон-жаркоп — это узбекский вариант жаркого, но тоже с лепешкой.

— Не могу не спросить о ваших детях? Кто-нибудь пошел по стопам отца?

— Нет, и я этому очень рад. Дочь Навруза учится на последнем курсе факультета международной журналистики, а сын унаследовал от матери математический склад ума и поступил в филиал Российской экономической академии имени Плеханова в Узбекистане.

Я, кстати, недавно стал наконец-то дедушкой: у дочери родилась замечательная дочка Сафия. Сейчас заново открываю диалог с маленькими детьми, это что-то невероятное. Вот где действительно понимаешь, что жизнь удалась!

Лента новостей
0