Графический дизайнер Кыргызстана Алексей Лысогоров.

Бишкекский дизайнер: времена стиля "дорого-бохато" проходят

2541
(обновлено 14:07 07.01.2016)
О пристрастиях кыргызстанских бизнесменов, которые уродуют город, и музыке, воплощенной в буквах, рассказал графический дизайнер Алексей Лысогоров корреспонденту Sputnik Кыргызстан Асель Минбаевой.

Мы видим их работы регулярно: на рекламных щитах, упаковках тортов и туалетной бумаги, в буклетах и по телевизору. Какие они, бойцы невидимого фронта? Один из лучших графических дизайнеров Кыргызстана Алексей Лысогоров согласился раскрыть портфолио и душу. 

— Почему графический дизайн? Как обычный мальчик может в один день проснуться и решить, что он всю жизнь проведет за подбором цветов для упаковки какого-нибудь детского пюре? 

— У меня и выбора-то особого не было. Это передалось по наследству. Папа и мама — графические дизайнеры, получившие лучшее образование в СССР. Кстати, мой отец Дмитрий Лысогоров был одним из авторов дизайна кыргызской национальной валюты. И вид паспорта — тоже его рук дело. 

Графический дизайнер Алексей Лысогоров
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
У меня и выбора-то особого не было. Это передалось по наследству. Папа и мама — графические дизайнеры, получившие лучшее образование в СССР.

Все мое детство было в этом. Кстати, можете себе представить, как делались визитки в 80-х? Это сейчас на изготовление одной требуется пара минут: ввел имена, должность, подобрал кнопкой мыши дизайн, и готово.

Тогда, скажем, создавать дизайн визитки было намного сложнее. Буковки отдельно вырезались, и надписи из них клеились вручную, потом весь большой макет переснимался в фотолаборатории. Шрифты с алфавитами у нас в особых папках хранились. Правда, иногда оказывалось, что букв нужного шрифта не хватает. Непростая трудоемкая работа. 

— У вас сейчас вес не тот — какие-то визитки делать. Зачем размениваться?..

— Даже самая рутинная работа может быть интересной. Как-то раз меня попросили сделать навигацию для нового корпуса АУЦА. Обычные такие таблички на дверях с надписями "Бухгалтерия" или "212 каб.". Короче, я отказался. Отказываться пришлось долго и упорно. До тех пор, пока мне не предложили просто попробовать. Условия были следующими: я мог творить все что угодно, и мне за эту попытку заплатят. 

Я приехал в корпус и обалдел: как все там красиво и продуманно. Конечно, тут что-то посредственное не пойдет. И я создал свой особый шрифт — угловатый, по форме здания, подчеркивающий его характер и геометрическую стилистику. Я отдал свою работу, и оказалось, что таким образом меня привлекли к участию в тендере. Я его выиграл.

За время работы смог многое воплотить в жизнь. Например, вместо скучной надписи "Спортзал" красуется бессмертное "We are the champions", а актовый зал люди находят по надписи "Come together". Как вы поняли, я люблю такую музыку.

  • Открытка из дизайн-проекта Card Rock Алексея Лысогорова, сочетающая графический минимализм и игру с материалом
    Открытка из дизайн-проекта "Card Rock" Алексея Лысогорова, сочетающая графический минимализм и игру с материалом
    © Sputnik / Табылды Кадырбеков
  • Открытка из дизайн-проекта Card Rock Алексея Лысогорова, сочетающая графический минимализм и игру с материалом
    Открытка из дизайн-проекта "Card Rock" Алексея Лысогорова, сочетающая графический минимализм и игру с материалом
    © Sputnik / Табылды Кадырбеков
  • Открытка из дизайн-проекта Card Rock Алексея Лысогорова, сочетающая графический минимализм и игру с материалом
    Открытка из дизайн-проекта "Card Rock" Алексея Лысогорова, сочетающая графический минимализм и игру с материалом
    © Sputnik / Табылды Кадырбеков
1 / 3
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Открытка из дизайн-проекта "Card Rock" Алексея Лысогорова, сочетающая графический минимализм и игру с материалом

— У дизайнеров, журналистов и профессиональных футболистов есть одна общая черта: каждый думает, что разбирается в этой работе лучше тех, кто там трудится. Вы сталкивались с указанием добавить в какую-нибудь упаковку минералки непонятных аляповатых фиалок только потому, что так хочет начальник?

— Конечно, бывает, что руководитель не может обойтись без ценных указаний. Но я его за это не виню. Наши бизнесмены помешаны на том, чтобы контролировать все. 

Графический дизайнер Алексей Лысогоров
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Сейчас, когда мне звонят заказчики, я сразу их отговариваю работать со мной. Говорю, что у меня долго и дорого. Это своего рода барьер. Если человек действительно хочет со мной работать, то он соглашается на мои "страшные" условия.

Сейчас, когда мне звонят заказчики, я сразу их отговариваю работать со мной. Говорю, что у меня долго и дорого. Это своего рода барьер. Если человек действительно хочет со мной работать, то он соглашается на мои "страшные" условия. 

— А было ли так, что ваша работа не нравилась?

— Было конечно. Например, разрабатывал упаковку для сока. Вроде, сделал хорошую. Но директор покачал головой и сказал, что это не то, что он хотел видеть.

— А чего в принципе жаждут кыргызстанские бизнесмены? 

Графический дизайнер Алексей Лысогоров
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Большинство билбордов на улице делают не дизайнеры, а технари, которые решили, что они могут быть дизайнерами.

— Раньше ставка делалась на "дорого-бохато": побольше красного, золотого. Чтобы "вырви-глаз". Им казалось, что яркость цепляет. Оно и понятно. К сожалению, многие графические дизайнеры пришли в профессию так: вау, да я программе обучусь в ютубе за неделю и буду рубить легкие деньги!

Таким образом, большинство билбордов на улице делают не дизайнеры, а технари, которые решили, что они могут быть дизайнерами.

И вот бизнесмен идет по "украшенному" ярким безобразием городу и понимает, что без каких-нибудь неоновых красок о его новом ресторане никто не узнает. Просто не заметит "скромную" рекламу. Но это ошибочное мнение.

— Ситуация меняется? Дождемся ли мы эстетичного Бишкека?

— Потихоньку пристрастия предпринимателей становятся более искушенными. Этому поспособствовал Интернет. Они видят, как должны выглядеть качественные упаковки. 

О своих желаниях мне говорят емким "хочу по-европейски". 

— Бывает так, что вы идете на поводу у заказчика и делаете то, за что бывает мучительно стыдно потом?

— Мучительно — нет. Я всегда стараюсь делать качественно. В дизайнерской среде отмазка типа "я не виноват, заказчик меня заставил" не проходит. Но есть работы, которые я никогда бы не выставил на конкурс. 

— Было ли так, что у вас внаглую "заимствовали" идеи? Воруют, короче говоря?

— Это у нас, дизайнеров, настоящий бич. Пару лет назад, например, знакомый нашел на улице Краснодара компьютерный клуб с логотипом нашего АУЦА. Его я сделал еще в 1998 году. Действительно, один в один "орел с логотипа". Возможно, дизайнером был соотечественник. Он и подумать не мог, что плагиат раскроется. 

— У меня тоже есть знакомый, который делал логотип для сайта. Обычный такой логотип. Но потом кто-то обнаружил, что лого одного французского супермаркета практически идентичное. И в Интернете началась очередная истерия: "Украли, гады!". А я знаю точно, что он сам.

— Видите ли, логотип должен быть простым. Чаще всего он состоит из простых геометрических фигур. Конечно, совпадения бывают постоянно. 

Как-то я попросил своих учеников нарисовать чашку с кофе. И все изобразили одно и то же. У всех ручка располагалась справа, а над кофе клубился дымок. Это примерно то, что они могут предложить заказчику — прямолинейное решение. Так, к сожалению, мыслит большинство дизайнеров.

Я предложил им взглянуть на кружку, но сверху, что привело к совершенно другому визуальному образу. 

Графический дизайнер Алексей Лысогоров
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Сейчас выросло новое поколение дизайнеров, которые делают хорошие вещи и наступают на пятки. И это хорошо. Благодаря им я совершенствуюсь.

— А вам не скучно? Вы практически на голову опережаете ближайших конкурентов…

— Лет семь назад я умирал со скуки. Тогда действительно не было конкуренции. А сейчас выросло новое поколение дизайнеров, которые делают хорошие вещи и наступают на пятки. И это хорошо. Благодаря им я совершенствуюсь.

2541
Теги:
графический дизайнер, творчество, логотип, дизайн, конкуренция, Алексей Лысогоров
По теме
Телеведущая: я не знала, что в Бишкеке на квартиру зарабатывают за месяц
Необычные новогодние елки от дизайнеров Кыргызстана
Турнир Design Cup-2015: лучшие дизайнерские решения в начальных турах
Танцоры выступают на сцене. Архивное фото

Топ-6 мероприятий, которые пройдут в Бишкеке в эти выходные

1719
Пеший тур по столице, благотворительный концерт, мастер-класс и спектакль по произведению Чингиза Айтматова… Какие еще мероприятия порадуют жителей и гостей Бишкека, узнайте из еженедельной афиши Sputnik Кыргызстан. 

Пятница, 14 мая

Спектакль по рассказу Айтматова. Молодые актеры Бишкекского городского драматического театра имени А. Умуралиева перевоплотятся в героев ранней новеллы Чингиза Айтматова "Кызыл алма" ("Красное яблоко") — именно это произведение легко в основу лирической драмы, которую представят на сцене. Режиссером-постановщиком, автором инсценировки и музыкального оформления является заслуженный деятель культуры КР Нурлан Асанбеков.

Начало в 18:00, детский билет стоит 100 сомов, взрослый — 200. Телефоны для справок: (0312) 53-04-42, (0500) 20-10-67. Спектакль также можно посмотреть 15 и 16 мая.

Сити-тур. Вечер пятницы может быть познавательным: Adygene Travel организует городской тур "По улочкам Пишпека", который охватит 36 мест. Вместе с эксурсоводом-историком вы пройдете по исторической части столицы: увидите старейшее здание, первую улицу и первый банк, узнаете тайны заброшенной дачи первого старосты Пишпека, выясните, кто поет по ночам в здании оперного театра, и многое другое. Длина маршрута — 4 километра. 

Время проведения тура: 17:00–20:00. Стоимость участия — 350 сомов, количество мест ограничено. С дополнительными вопросами можно обращаться по WhatsApp-номеру (0559) 86-45-15. 

Стендап-шоу. Бишкекские комики поборются за деньги на сцене бара "Подвалъ Трактир". Плата за вход символическая — любая денежная купюра. Забронировать столик можно по номеру (0999) 02-00-33. Начало в 20:00. 

Суббота, 15 мая

Мастер-класс по кураку. В эту субботу жители и гости столицы смогут освоить национальную технику лоскутного и мозаичного шитья "курак". Мероприятие также рассчитано на иностранных туристов, поэтому мастер-класс проводится на английском и русском языках. 

Время проведения: 10:00–13:00. Стоимость участия — 1 000 сомов, в эту сумму включены все необходимые материалы. Место проведения — кофейня Sierra (на проспекте Манаса). По вопросам регистрации и за получением дополнительной информации можно обращаться по номеру (0559) 33-60-01. 

Воскресенье, 16 мая

Теннисный турнир. В Бишкеке пройдет благотворительный турнир по настольному теннису. Участников ожидают вкусный кофе-брейк, сертификаты, кубки и медали для победителей. Возрастных ограничений нет, количество мест ограничено. Зарегистрироваться можно по номеру (0776) 58-54-99. Начало в 12:00, стоимость участия — 350 сомов. Организаторы отмечают, что все полученные средства будут направлены в помощь малоимущим семьям.

Вторник, 18 мая 

Благотворительный концерт. Зажигательное танго, чувственный вальс и льющийся романс прозвучат со сцены Кыргызской национальной филармонии имени Т. Сатылганова: заслуженный артист КР Игорь Воронцов, квинтет SOL'TADOS и шоу-балет Elegant представят особенную программу. 

Организатор концерта — Фонд гуманитарных и культурных инициатив. В числе партнеров мероприятия представительство Россотрудничества в КР. Часть средств, собранных от концерта, будет передана общественному благотворительному фонду "Help the Children — SKD", который оказывает помощь детям с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. 

Начало в 18:30. Билеты стоят от 300 до 500 сомов, их можно приобрести в кассах филармонии (0312 61-40-15) и Русского драмтеатра (0312 66-20-32), а также на сайте ticket.kg. По вопросам брони и доставки билетов следует звонить по номеру (0555) 91-40-28.

1719
Теги:
спектакль, выходные, мероприятия, афиша, Бишкек
Темы:
Афиша выходных в Бишкеке
По теме
В Бишкеке включили фонтаны — сезон открыт. Фото
Романс как мост дружбы между народами — "Городская среда"
Вид с дрона на Токтогульское водохранилище. Архивное фото

Токтогулка обмелела, и туда ринулись "черные копатели" интервью с археологом

2943
(обновлено 15:21 13.05.2021)
Какое открытие совершила международная группа ученых, работавшая в Кыргызстане, и какие тайны хранят древние курганы, рассказала археолог Аида Абдыканова.

Ученые доказали, что уже 8 тысяч лет назад люди, проживающие на территории современного Кыргызстана, занимались скотоводством. Корреспондент Sputnik побеседовала с археологом, доцентом Американского университета в Центральной Азии Аидой Абдыкановой, которая является одним из участников исследования раннеголоценовых объектов в местности Обишир-5 недалеко от Айдаркена. 

Историк-археолог, доцент Американского университета в Центральной Азии Аида Абдыканова
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Археолог, доцент Американского университета в Центральной Азии Аида Абдыканова

— Когда началось исследование?

— Археологи изучают пещеру Обишир в Баткенской области уже семь лет. С 2014 года там были найдены кости разных животных, но, к сожалению, анализ и установление возраста находок — очень долгий и дорогой процесс. Возможности провести такой анализ в Кыргызстане нет, поэтому нам помогли старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, кандидат исторических наук Светлана Шнайдер, американский зооархеолог Уильям Тейлор и другие иностранные ученые.

Порядка 90 процентов костей, обнаруженных в Обишире-5, принадлежат овцам и козам, они умерли примерно 8 тысяч лет назад. Ранее считалось, что заводить домашних животных люди, населяющие Центральную Азию, начали только 4 тысячи лет назад; теперь доказано, что в эпоху неолита они уже занимались скотоводством.

С помощью анализа коллагена была установлена принадлежность костей, а в результате изучения зубов животных установили период их гибели. Все они были убиты в возрасте одного-двух лет поздней осенью или ранней зимой. То есть сезон и возраст смерти животных совпадают с теми, которые характерны для кочевых традиций.

Кроме того, в Институт человеческого развития Общества Макса Планка (Германия) отправили образцы для анализа ДНК, но пока удалось расшифровать только данные по овцам. Они принадлежали к гаплогруппе А и были одними из древнейших овец на земле. На Ближнем Востоке одомашненные овцы появились 10 тысяч лет назад, а в Центральной Азии, как считалось ранее, — около 4 тысяч лет. Наше исследование доказало, что одомашненные овцы были в Обишире уже 8 тысяч лет назад.

Вообще, переход к земледелию и скотоводству стал одним из значительных событий человеческой истории, и теперь ясно, что Обишир-5 на юге Кыргызстана — это новый центр неолитической революции в Центральной Азии. Но пока неизвестно, как одомашненные животные попали в Ферганскую долину.

Скотоводство зародилось на Ближнем Востоке — на территории современных Ирана и Ирака. В Центральной Азии овцы, возможно, распространились как хозяйственная инновация, но также возможно, что они пришли с людьми, которые мигрировали с Ближнего Востока, а затем эти овцы попали в Китай через горные коридоры, которые позже назвали Великим шелковым путем.

  • Один их археологических находок доцента АУЦА Аиды Абдыкановой
    Аида Абдыканова: Порядка 90 процентов костей, обнаруженных в Обишире-5, принадлежат овцам и козам, они умерли примерно 8 тысяч лет назад
    © Фото / Светлана Шнайдер
  • Один их археологических находок доцента АУЦА Аиды Абдыкановой
    Аида Абдыканова: Ранее считалось, что заводить домашних животных люди, населяющие Центральную Азию, начали только 4 тысячи лет назад; теперь доказано, что в эпоху неолита они уже занимались скотоводством.
    © Фото / Светлана Шнайдер
1 / 2
© Фото / Светлана Шнайдер
Аида Абдыканова: Порядка 90 процентов костей, обнаруженных в Обишире-5, принадлежат овцам и козам, они умерли примерно 8 тысяч лет назад

Кыргызы считают себя кочевым народом, и ученые придерживаются мнения, что в горах не было такой цивилизации, как, например, в долинах современных Узбекистана или Казахстана. Однако есть определенные данные и гипотезы, что в кыргызских горах люди занимались не только скотоводством, но и земледелием. Так, в памятниках времен начала бронзового века наши археологи находили остатки ячменя и пшеницы... Но эта гипотеза требует тщательного изучения.

Кроме того, у нас в горах землю, как в Китае, делили на террасовидные участки и выращивали там разные культуры. Например, жители иссык-кульского села Тосор до сих пор используют для орошения очень древние арыки.

— Как на такие известия реагирует ученое сообщество?

— Мы презентовали результаты своего исследования в Институте истории, археологии и этнологии Национальной академии наук КР. Специалисты были очень удивлены, и сейчас идет бурное обсуждение. Иностранные ученые теперь думают о том, чтобы перепроверить датировки в Китае, — возможно, и там одомашненные овцы появились раньше.

Историк-археолог, доцент Американского университета в Центральной Азии Аида Абдыканова с членами команды
© Фото / Аида Абдыканова
Аида Абдыканова: Мы презентовали результаты своего исследования в Институте истории, археологии и этнологии Национальной академии наук КР. Специалисты были очень удивлены, и сейчас идет бурное обсуждение. Иностранные ученые теперь думают о том, чтобы перепроверить датировки в Китае, — возможно, и там одомашненные овцы появились раньше.

— А реально выяснить, каких пород были древние овцы и козы? Скажем, таджикистанцы утверждают, что гиссарская порода появилась именно у них...

— Овцы, найденные в Баткене, относятся к Ovis aries — млекопитающим из рода баранов семейства полорогих. То есть эти древние животные, как и современные, были обычными белыми овцами. Что касается гиссарской породы, то нужно провести генетические исследования. Думаю, весь сыр-бор вокруг ее происхождения из-за того, что не было научных изысканий.

— Почему статья о таком значительном открытии была опубликована в научном журнале Nature Human Behavior, а не в отечественных СМИ?

— Раньше наша Академия наук выпускала научный журнал, но из-за недостатка финансирования его пришлось закрыть. Публиковать научные статьи в обычных средствах массовой информации затруднительно и не очень целесообразно, так как объем материалов большой, и их просто сократят, причем сами статьи не рассчитаны на массовую аудиторию. Поэтому мы решили опубликовать материалы своего исследования на английском языке в Nature Human Behavior.

Историк-археолог, доцент Американского университета в Центральной Азии Аида Абдыканова
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Аида Абдыканова: В Кыргызстане археологов очень мало, а финансирование крайне скудное. Исследования в Обишире-5 финансировали коллеги из Новосибирска. Все дорогостоящие анализы провели специалисты из разных стран в рамках своих проектов. То есть в нынешних условиях, чтобы проводить исследования, нужно иметь тесные связи с иностранными учеными.

— Кто финансировал исследование?

— В Кыргызстане археологов очень мало, а финансирование крайне скудное. Исследования в Обишире-5 финансировали коллеги из Новосибирска. Все дорогостоящие анализы провели специалисты из разных стран в рамках своих проектов. То есть в нынешних условиях, чтобы проводить исследования, нужно иметь тесные связи с иностранными учеными.

— Вы получали зарплату?

— Исследования проводятся на голом энтузиазме, а все отечественные археологи, которые участвовали в экспедиции, работают преподавателями в вузах. Наш университет помогает в организации исследований, а мы получаем зарплату только как преподаватели.  

— Кто дает разрешение на экспедиции?

— Все разрешения мы получаем в Национальной академии наук, и ни один участок земли не обследуется незаконно. К сожалению, многие исторические объекты разграбляют "черные копатели" или местные жители. Например, после обмеления Токтогульского водохранилища многие устремились туда в поисках сокровищ. Это варварство нужно остановить — там нет богатств, реально найти максимум какое-то украшение, а урон может быть непоправимым. Так же поступают и с другими объектами культурного, исторического наследия. Люди ищут сокровища с давних времен по сегодняшний день. Скажем, найденный недавно в селе Беловодском курган ранее был разграблен.

 — Кстати, что сейчас с этим курганом? Раскопки, вроде бы, приостановили из-за холодов.

— Сегодня курган открыт, желающие могут приехать и посмотреть на него. Но при осмотре следует быть очень осторожным и вообще бережно относиться к историческим местам. Предприниматель, который будет строить там завод, обязался огородить наземную конструкцию кургана и обеспечить доступ для экскурсий.

Это четвертый или пятый курган такого рода в республике, где проводятся большие раскопки. Но он отличается монументальностью погребального сооружения, а также восемью огромными каменными кольцами, выложенными вокруг погребальной камеры. При раскопках были найдены человеческие останки, кости животных, домашняя утварь и предметы обихода. Все органические останки отправлены на ДНК-анализ.

Историк-археолог, доцент Американского университета в Центральной Азии Аида Абдыканова
© Sputnik / Жоомарт Ураимов
Аида Абдыканова: Исследования проводятся на голом энтузиазме, а все отечественные археологи, которые участвовали в экспедиции, работают преподавателями в вузах. Наш университет помогает в организации исследований, а мы получаем зарплату только как преподаватели.  

— Какие у вас планы на этот год?

— Продолжим работу в Обишире-5, планируем отправить на анализ кости других животных, обнаруженных там. Работы еще непочатый край, мы только в начале пути.

Кроме того, летом планируем вместе со Светланой Шнайдер и Уильямом Тейлором побывать в горах Алая. Там много ледников, а в холодном климате отлично сохраняются остатки древней органики, мы надеемся на хорошие результаты.

Также есть планы продолжить раскопки в Нарыне, на памятнике эпохи мезолита Айгыржал-2. Около 14 тысяч лет назад там было тепло, и в этом месте жили люди. Затем стало холоднее, и они, видимо, перебрались в другие места.

2943
Теги:
ученый, исследование, раскопки, скотоводство, археология, Кыргызстан
По теме
Кости каких доисторических животных находили в Кыргызстане
В Кыргызстане скотоводство было уже свыше 8 тыс лет назад — ученые

Благодарен кыргызскому народу редкое архивное видео Рахмона в Бишкеке

0
(обновлено 22:39 14.05.2021)
24 года назад президент Таджикистана Эмомали Рахмон (в то время Рахмонов) и глава Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури провели переговоры в Бишкеке. Они поставили подписи под документами о прекращении гражданской войны в республике.

Рахмон и Нури вместе со своими командами прибыли в столицу Кыргызстана 13 мая 1997 года. Гражданская война в Таджикистане к тому времени длилась уже пять лет, ее жертвами стали более 100 тысяч человек, а свыше миллиона были вынуждены бежать.

Перемирию содействовали первый президент КР Аскар Акаев, кыргызские военные, дипломаты, политики и специальный батальон по установлению мира.

Переговоры начались 14 мая в государственной резиденции "Ала-Арча" и продолжались три дня. В результате были подписаны меморандум и протокол.

Президент РТ поблагодарил кыргызскую сторону и отметил ее вклад в прекращение гражданской войны. Рахмон выразил признательность Акаеву и братскому народу Кыргызстана за возможность провести встречу в Бишкеке.

"Наши народы связывают не только общие границы, но и исчисляемые столетиями исторические и культурные отношения. Возможно, это и является объяснением того, что руководство Кыргызстана еще в 1992 году проявило заинтересованность в политическом разрешении наших проблем и первым направило в Таджикистан свою миротворческую делегацию... Мы прибыли в Бишкек с твердым намерением преодолеть разногласия ради интересов народа Таджикистана, его стремления к консолидации, возрождению и процветанию родины. Сегодня благодаря нашей воле и активному содействию нашего брата Аскара Акаева, а также большим посредническим усилиям спецпредставителя ООН, господина Герда Меррема, нам удалось подписать два важных документа — бишкекский меморандум и протокол по политическим вопросам", — сказал тогда Рахмон.

Ранее в интервью Sputnik Кыргызстан Акаев рассказал о трудностях в ходе переговоров и о том, как спорили Рахмон и Нури.

0
Теги:
видео, архив, переговоры, Эмомали Рахмон, Кыргызстан
По теме
Путин и Рахмон встретились в Москве