Младенец в колыбели. Архивное фото

Суйунчу, судьба сделала подарок! об обычаях, касающихся детей

2038
(обновлено 10:12 30.06.2018)
Каждый кыргыз, где бы он ни находился, придерживается традиций и обычаев предков. Их косвенное и прямое влияние на рост и развитие ребенка не отрицают и ученые. Эту статью мы вам предлагаем с пожеланием, чтобы наши обычаи и традиции приносили в каждую кыргызстанскую семью только добро.

У кыргызов, как и у других народов, много обычаев и традиций, которые сопровождают человека с рождения до самой смерти. Они отражают национальные особенности, верования, менталитет и условия жизни. На этот раз Sputnik Кыргызстан расскажет об обычаях, посвященных детям, от рождения до взрослой поры. Помогал нам кандидат исторических наук этнограф Абдымиталип Мурзакметов.

1. Суйунчу — радостная весть. Сразу после рождения ребенка радостью первым делом делились с бабушками и дедушками с обеих сторон. Это действо сопровождалось словом "суйунчу!". В ответ отвечали: "Болсун!" ("Да будет так!") и вознаграждали. Родственники по материнской линии говорили: "За радостную весть вам жеребенок" или "За радостную весть вам ягненок". Сейчас в основном одаривают деньгами. Нельзя, чтобы принесший радостную весть, уходил ни с чем, надо подарить какую-нибудь вещь или деньги, а когда появится возможность, дать то, что обещано. Если рождался мальчик, тот, кто принес весть, говорил: "Бөрү" (волк), если девочка: "Түлкү"(лиса). Это, с одной стороны, связано со схожестью характеров (волка с мальчиком, лисы с девочкой); во-вторых, чтобы обезопасить от джинов и бесов. Бывало, при рождении девочки говорили: "Кырк жылкы" (сорок скакунов), потому что, когда она выйдет замуж, отец получал калым. Этот обычай описывался в словаре Махмуда Кашгари, жившего в XI веке, значит, ему минимум 1 000 лет.

2. Оозантуу — обмазывание губ топленым маслом. Новорожденному обмазывали губы топленым маслом, желая ему хорошего будущего. Обычно это делали бабушки. В основе традиции пожелание, чтобы у ребенка была хорошая судьба, чтобы у него всего было вдоволь, чтобы его обходили напасти. Если в дом с матерью заходил маленький ребенок, ему давали попробовать топленое масло, чтобы он рос честным. Сейчас малышу, впервые пришедшему в чей-либо дом, дают деньги или дарят что-то из одежды. Смысл обычая в том, чтобы оградить ребенка от сглаза, якобы хозяева дали ему напутствие.

3. Наречение. Сразу после рождения ребенка ему дают имя. Процесс сопровождается азаном и кооматом — призывом к молитве. У кыргызов на этот счет много поверий. Например, имя новорожденного не должно быть слишком "тяжелым", в противном случае говорят, что он может его не вынести. Например, имя Манас считается тяжелым — так звали героя одноименного кыргызского эпоса. Кроме этого, если в семье рождаются только мальчики или только девочки, дают имена Бурул, Жаныл, Кайрылса, Токтобубу ("остановиться", "повернуться", "обновиться"), чтобы в дальнейшем рождались дети противоположного пола. Такие имена, как Токтосун, Токтогон, Токтогул (корень — "остановиться") даются неспроста. Их дают новорожденным в семьях, где часто случаются выкидыши или дети умирают после рождения.

4. Жентек — мини-той по случаю рождения ребенка. Родители зовут близких, бабушек и дедушек, сватов и друзей на угощение, то есть устраивают жентек в честь новорожденного, предлагают угощения, мясо. Раньше (сегодня очень редко) для этого за день вперед в курдюк закладывали топленое масло. Перед началом застолья обмазывали губы новорожденному этим маслом (оозантуу), а потом давали попробовать старшему аксакалу.

5. Отмечают сорок дней после рождения ребенка. Первые сорок дней жизни младенца считаются особо опасными. В этот период к ребенку относятся особо бережно, а по истечении сорока дней отмечают эту дату. Кыргызы в этот день делали сорок лепешек и угощали ими соседей и друзей. Женщины говорили хорошие пожелания, наливали в корыто сорок ложек воды и купали в ней младенца.

До сорока дней мать младенца не моет руки холодной водой, не трогает холодные железные или каменные изделия. Это делалось в первую очередь для того, чтобы она не заболела, ведь в это время организм ее ослаблен; а во-вторых, чтобы ребенок не стал жестоким и безнравственным человеком. До сорока дней младенца не называли по имени, использовали ласкательные имена или названия детенышей животных.

6. Стрижка волос новорожденному. Также до сих пор бытует традиция подстригания волос и ногтей. Это делают для того, чтобы в жизни ребенка не было проблем. Через сорок дней после рождения младенцу стригут волосы. Якобы грязь с новорожденного не сойдет, пока это не сделают. Состриженные волосы и ногти прячут там, где не ходят люди.

Первые волосы подстригает человек уважаемый, благородный. Для этого даже специально ходили к нему с ребенком. Ребенка мужского пола не дают стричь женщине, считается, что в таком случае он не станет храбрым и мужественным. Также раньше, если у ребенка не росли волосы, его головной убор давали понюхать ослу.

7. Корундук — подарок за смотрины. Когда устраивают той в честь новорожденного, у прибывших просят корундук. Обычно гости дают за смотрины деньги. Корундук получает или бабушка младенца, или держащая ребенка девочка-подросток. Есть поверье, что если корундук не дать, ребенок может вырасти некрасивым. Поэтому, если вдруг при случайной встрече у кого-то при себе нет денег, нужно произнести: "Пусть растет здоровым и будет вместе со своим народом", ущипнуть за нос и поцеловать ребенка. Затем следует пообещать, что корундук дадут после. Конечно, корундук дарят в зависимости от возможностей, от отношений с родителями и родственниками ребенка.

8. Бешик-той. С давних времен кыргызы укладывают младенцев в бешик — колыбель. И сейчас во многих семьях, особенно в сельской местности, ребенка до одного-двух лет кладут в бешик. А вот при укладывании в колыбель в первый раз устраивают для получения благословения большой той, на который приглашают родственников, соседей и друзей. В конце застолья все дают благословение младенцу и желают ему счастливого будущего. Сейчас бешик-тои проводят в основном в кафе и ресторанах.

9. Тушоо кесүү — разрезание пут. Этот обряд проводят, когда ребенок начинает ходить, обычно, когда ему исполняется годик. Малышу перевязывают ноги черно-белой веревкой. Поддерживают его родители или братья. В 20-30 метрах от ребенка стартуют дети и подростки, первый прибежавший должен ножом перерезать путы. За это ему вручают подарок и в придачу нож, которым он перерезал путы. Других участников забега также одаривают.

После этого ребенка ведут за руки, окружающие говорят ему лучшие свои пожелания. Затем разбрасывают конфеты, которые присутствующие должны собрать.

Забеги устраивают и среди взрослых по возрастным категориям. Смысл обряда в том, что перед ребенком откроются все дороги, он не будет спотыкаться на них.

10. Сүннот — обрезание крайней плоти. Проведение этого обряда — священный долг каждого мусульманина. Обрезание делают, когда мальчику исполняется 3, 5 или 7 лет.

Почему кыргызы придают большое значение возрасту мальчика при исполнении обряда этнограф Абдымиталип Мурзакметов объясняет так: "Мальчику не делают обрезание в 2 года или в 4, 6 и 8 лет. Считается, что проведение обряда в четные годы может стать причиной бесплодия. Также бытует поверье, что, если провести обрезание в летние месяцы, в жару, в будущем у мужчины будут рождаться только сыновья. И наоборот, если весной или поздней осенью — только дочери". Если раньше процедуру обрезания проводили опытные аксакалы или специально обученные люди, то сейчас это делают в медицинских учреждениях. После этого родители устраивают той, чтобы мальчик получил благословение. Эта традиция не потеряла значимости и в наши дни.

11. Мучол той. Проводится, когда мальчику исполняется 12 лет. Считается, что он прожил один цикл, поэтому устраивают той. Люди дают благословение, а на голову мальчику, который становится джигитом, повязывают красный платок. Это символ того, что он готовится к взрослой жизни.

12. Следующая обязанность родителей — по достижении совершеннолетия женить сына или выдать замуж дочь. Тогда тоже проводятся свои обряды и ритуалы.

Во сколько обойдется свадебный той, читайте в другом нашем материале. Вы также можете узнать, как провести такое празднество и не заработать инсульт.

А еще в инфографике посмотрите, как правильно подготовить приданое для кыргызской невесты.

2038
Теги:
той, культура, традиции, дети, Кыргызстан
По теме
Кыргызские имена на букву "Б" — значения и перевод
Что едят кыргызы — все национальные блюда из мяса
Топ-9 кыргызских обрядов от бесплодия женщин

Казахстанка шокировала всех в финале America's Got Talent видео

499
(обновлено 18:37 23.09.2020)
Данэлия Тулешова стала единственным участником проекта из Центральной Азии. Сейчас идет голосование, имя победителя станет известно завтра.

В Лос-Анджелесе состоялся финал 15-го сезона популярного шоу America's Got Talent, где выступила юная казахстанка Данэлия Тулешова.

Видео выступления четырнадцатилетней певицы опубликовано на YouTube-канале проекта.

"Данелия Тулешова шокировала Америку ошеломительным выступлением", — подписали видео организаторы шоу.

Как пишет Sputnik Казахстан, всего в финале шоу выступили десять артистов, шесть из которых — вокалисты разного возраста.

Тулешова исполнила хит певицы Сиа "Alive".

"Это непростая композиция, но мы решили остановиться на ней, несмотря на очень короткий срок для подготовки. Спасибо всем, кто отправлял слова поддержки, это важно", — сказала участница.

Выступление кыргызстанки на шоу "Ты супер!" — видео

Голосование за финалистов продлится сутки. Имя победителя проекта станет известно уже завтра, 24 сентября.

Очередной сезон шоу America's Got Talent стартовал в конце мая, Тулешова стала единственным участником из Центральной Азии.

499
Теги:
песня, участие, финал, конкурс, Казахстан
По теме
Кыргызстанка Карина Амринова не прошла в следующий тур шоу "Ты супер!" — видео
Дизайнер Миррахим Опош с супругой во время свадебного торжества в онлайн формате

Свадьба по интернету, или Как пандемия меняет кыргызские тои

483
(обновлено 15:50 22.09.2020)
Какие плюсы и минусы есть у свадьбы по интернету, нужно ли резать скот и почему мама молодоженов не пришла на той, рассказал жених.

Пандемия изменила в жизни людей многое, в том числе и формат торжеств, проводившихся ранее с размахом. Трудно представить свадьбу в одной комнате с десятком гостей, но именно так провели той в Бишкеке. Sputnik Кыргызстан побеседовал с женихом Миррахимом Опошем.

— Вы провели свадьбу в онлайн-формате. Как это было?

— Той проходил в нашей студии, которую оформили в национальном стиле. Если не считать техническую группу, вживую присутствовали всего 5-6 близких родственников. Нам очень понравилось — все было живо, интересно, гости чувствовали себя свободно. Кстати, свадьба проходила на трех языках (кыргызском, русском и английском). Конечно, были и веселые моменты — моя мама думала, что ZOOM работает как WhatsApp, и разговаривала, будто она одна в чате, чем очень всех рассмешила.

Дизайнер Миррахим Опош с супругой во время свадебного торжества в онлайн формате
© Фото / Айбек Байымбетов
Миррахим Опош: Той проходил в нашей студии, которую оформили в национальном стиле. Если не считать техническую группу, вживую присутствовали всего 5-6 близких родственников. Нам очень понравилось — все было живо, интересно, гости чувствовали себя свободно.

— Вы провели той в таком формате из-за пандемии или у вас был план?

— Да, время свадьбы пришлось на пандемию, и мы поставили на первое место здоровье и безопасность близких. Не хотелось, чтобы на нашем первом в совместной жизни торжестве кто-нибудь заболел. Очень важно было, чтобы свадьба оставила только положительные эмоции.

Шесть "нельзя" в обряде бракосочетания по кыргызским традициям

— Вы соблюли все традиции?

 — В наших семьях кыргызские традиции и ценности играют особую роль. Как положено, моя мама надела серьги невестке в ее доме. К кудалар (сватам) мы ездили небольшим составом, посидели, а потом увезли невесту. Моя мама очень хотела, чтобы мама невесты была довольна, поэтому, согласно обряду, ей вручили "сут акы" (буквально — плата за молоко матери), что имеет сакральный смысл. Калым не платили, так как наши семьи договорились потратить калым и средства на приданое на самое необходимое для молодоженов. Действительно, лучше эти деньги вложить в стартап или начать какое-то дело.

Дизайнер Миррахим Опош с супругой во время свадебного торжества в онлайн формате
© Фото / Айбек Байымбетов
Миррахим Опош: Время свадьбы пришлось на пандемию, и мы поставили на первое место здоровье и безопасность близких. Не хотелось, чтобы на нашем первом в совместной жизни торжестве кто-нибудь заболел.

— Свадьба — торжество недешевое, обе стороны при подготовке тратят большие средства.

— Друзья шутят, что я специально дождался коронавируса, чтобы было меньше трат. Мы не так молоды, чтобы ради одного дня и пресловутой показухи богато разодеться и заказать свадебный кортеж из дорогих автомобилей. Мы к каждой покупке подошли основательно, все хорошенько обдумав. Таким образом, из тех денег, которые планировали потратить на свадьбу, ушло всего 30 процентов.

— А скот забивали?

 — Я и раньше был противником того, чтобы на торжествах резали много скота. Мы должны снижать бессмысленные траты. Специально для онлайн-свадьбы скот не забивали, но вообще были зарезаны три головы скота, так как в гости мы звали близких родственников со стороны матери, чтобы получить их благословение. Кроме этого, на угощение пригласили соседей, ведь, согласно кыргызской поговорке, хороший сосед намного ближе дальнего родственника.

Как правильно встречать молодоженов — о кыргызской традиции "отко киргизүү"

Дизайнер Миррахим Опош во время интервью на радио Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Азамат Тотубаев
Миррахим Опош: Не хочу говорить плохо, но торжества у большинства проходят по шаблону, все делается как под копирку. Даже в благословение мало кто вкладывает душу, нет былой энергетики.

— Как вы пришли к идее свадьбы по интернету?

— Мы планировали пожениться этой осенью, но я давно думал об особой свадьбе. Искали разные варианты. Из-за того что у нас много друзей за границей, хотели для них организовать Live (прямой эфир). Но потом вмешалась пандемия, и выбор пал на онлайн-свадьбу.

Но думаю, это к лучшему. Не хочу говорить плохо, но торжества у большинства проходят по шаблону, все делается как под копирку. Даже в благословение мало кто вкладывает душу, нет былой энергетики. Часто, когда люди произносят тосты, гости шумят и не обращают внимания на поздравления. Вообще, тои во многом потеряли свое первоначальное значение — получить благословение. Поэтому я хотел, чтобы на моей свадьбе такого не было. Главной нашей целью стало провести свадьбу так, чтобы поздравления шли от чистого сердца, пусть это будут 10 или 50 человек, но чтобы благословения были искренними и настоящими. Судя по всему, нам это удалось, пусть даже нас разделял экран.

— Назовите плюсы такого формата. Что запомнилось?

— Во-первых, никто не испортил праздник, как это часто происходит. Не было суматохи и измотанных нервов при подготовке и проведении торжества. Знаете же, как бывает: то забыли, это не привезли, и вообще куча стрессов. Если не считать хлопоты с подготовкой техники, то мы совсем не тратили сил и энергии на этот пункт. Во-вторых, финансовый вопрос — средств потрачено значительно меньше. Не было лишних блюд и излишеств, хотя при этом никто не был стеснен в чем-либо и угощений хватило с лихвой. Все было свободно, весело, без стереотипов и шаблонов. Каждый гость оделся как хочет, ел и пил, что пожелает. В общем, у всех было хорошее настроение, ну и как положено, без песен и танцев не обошлось.

  • Дизайнер Миррахим Опош с супругой во время свадебного торжества в онлайн формате
    Миррахим Опош: Несмотря на дальние расстояния, мы с помощью ZOOM сумели собрать всех близких нам людей
    © Фото / Айбек Байымбетов
  • Участники свадьбы дизайнера Миррахима Опоша который прошел в онлайн формате
    Миррахим Опош: На обычный той пришли бы порядка 50 человек, а тут мы сумели соединить родственников, друзей и знакомых, при том, что многие из них были за границей
    © Фото / Айбек Байымбетов
  • Дизайнер Миррахим Опош с супругой на фотосессии
    Миррахим Опош: На свадьбу по интернету не пришла даже моя мама, — свои пожелания она произнесла с той стороны экрана.
    © Фото / Айбек Байымбетов
1 / 3
© Фото / Айбек Байымбетов
Миррахим Опош: Несмотря на дальние расстояния, мы с помощью ZOOM сумели собрать всех близких нам людей

— А недостатки были?

— Минус всего один. Дело в том, что я очень коммуникабельный, люблю общаться с людьми, обниматься. Даже на работе, когда все кипит и бурлит, мне нравится сделать перерыв и просто поговорить с кем-нибудь. При онлайн-формате это просто недоступно, ведь ничто не может заменить живое общение. В век технологий, очевидно, это очень важно.

Но, несмотря на дальние расстояния, мы с помощью ZOOM сумели собрать всех близких нам людей. На обычный той пришли бы порядка 50 человек, а тут мы сумели соединить родственников, друзей и знакомых, при том, что многие из них были за границей.   

— Были обиженные, что их не пригласили на торжество?

— Конечно, но были и те, кто заявился на свадьбу без приглашения (смеется).  Хочу сказать, что на свадьбу по интернету не пришла даже моя мама, — свои пожелания она произнесла с той стороны экрана.

Окул ата и окул апа — 8 "нельзя" в отношении посаженных родителей у кыргызов

— А невеста не была против онлайн-свадьбы? 

— Свою теперь уже жену я знаю 11 лет. Встретились в 2009-м, но потом наши пути разошлись, а два года назад снова встретились. Она работает в гуманитарной сфере, и так как мы оба интересуемся эпосом "Манас", нас это очень сблизило. Наши взгляды на жизнь схожи.

Супруга очень интересный человек, она выросла на стыке разных культур — родилась в Узбекистане, детство прошло в Казахстане, потом приехала в Кыргызстан. Думаю, наша совместная жизнь будет очень интересной. А формат свадьбы и все остальное мы продумывали с ней вместе.

Дизайнер Миррахим Опош с супругой провели свадьбу в онлайн формате
© Фото / Айбек Байымбетов
Миррахим Опош: Супруга очень интересный человек, она выросла на стыке разных культур — родилась в Узбекистане, детство прошло в Казахстане, потом приехала в Кыргызстан. Думаю, наша совместная жизнь будет очень интересной.

— Я знаю, что вы дизайнер одежды, но по образованию философ.

— Да, я работаю с одеждой, и мои главные инструменты — иголка с ниткой. К дизайнерскому делу пришел после университета, потом пять лет преподавал философию, защитил диссертацию. Могу сказать, что философия стала фундаментом, пополнила мой внутренний мир и создала условия для развития моих природных способностей. Были моменты, когда я переживал, что не получил образование в сфере дизайна. Но, как оказалось, талант у меня от природы — моя бабушка по отцу, оказывается, была искусной швеей, мама тоже мастерица, очень хорошо разбирается в кыргызских традициях. Чтобы осуществить мечту и открыть свою студию, мне потребовалось семь лет. Сегодня люди с удовольствием пользуются нашей коллекцией, а я и дальше буду работать, чтобы популяризировать национальную одежду.

483
Теги:
благословение, гости, пандемия, традиции, Бишкек, торжество, той, интернет, свадьба
По теме
Из ведущего в таксисты — как выживает ивент-индустрия в Кыргызстане
Не кричи на мужа! — 11 кыргызских "нельзя" для супругов
Здание Государственной Думы РФ в Москве. Архивное фото

В России от COVID умер депутат Госдумы

0
(обновлено 00:30 24.09.2020)
Скончавшийся депутат был в коме. Он занимал должность заместителя председателя думского комитета по финансовому рынку.

БИШКЕК, 24 сен — Sputnik. В России от коронавируса скончался депутат Госдумы от КПРФ Ваха Агаев, пишет РИА Новости со ссылкой на коллегу законодателя Сергея Гаврилова.

По словам Гаврилова, 67-летний Агаев был в коме.

"Он умер. Он был мой близкий товарищ, работал у меня в комитете четыре года, сидел рядом со мной. Он был в коме, я надеялся, как и все мы, что он поправится, выздоровеет. Он был удивительный оптимист, очень душевный, гостеприимный человек, поэтому мне очень жаль", — рассказал он.

Агаев избирался в Госдуму VI и VII созывов в составе федерального списка КПРФ. Был заместителем председателя думского комитета по финансовому рынку.

Из открытых источников известно, что Ваха Агаев родился в Кызылорде в 1953 году (Казахская ССР). В 1977-м окончил исторический факультет Чечено-Ингушского государственного университета, а в 1985-м — Московский кооперативный институт. Занимался бизнесом.

0
Теги:
коронавирус, смерть, депутат, Госдума РФ, Россия
Темы:
Распространение нового коронавируса COVID-19 в мире
По теме
Валентина Матвиенко соболезнует в связи со смертью Чыныбая Турсунбекова