Статья в Советской Киргизии о Инкамал Жолоевой, сельской учительницы, которой вдохновлялся Чингиз Айтматов

Ее образом вдохновлялся Айтматов: удивительная история сельской учительницы

1847
Помните учительницу из повести Чингиза Айтматова "Ранние журавли"? В газетных архивах мы нашли историю Инкамал Жолоевой, ставшей прототипом героини, и решили ею поделиться.

Исследуя архивы "Советской Киргизии" за 1985 год, корреспонденты Sputnik Кыргызстан нашли уникальный материал за авторством К. Омуралиева, сотрудника газеты "Ленинчил жаш". Журналист встретился с учительницей Инкамал Жолоевой, образ которой Чингиз Айтматов бережно перенес в свое произведение.

Через 25 лет после публикации мы решили поделиться этой историей, полностью переведя ее в текст.

"Озябшая, закутанная в грубовязаную шерстяную шаль, учительница Инкамал-апай рассказывала на уроке географии о Цейлоне — сказочном острове, что находится в океане близ берегов Индии... — так описывает Чингиз Айтматов в повести "Ранние журавли" одну из героинь. Ее прототипом послужила настоящая Инкамал-апай, учившая писателя в военные годы. Она и ныне живет в его родном селе Шекер, что в Таласской области.

Отправляясь на встречу с ней, невольно представлял, в какой мере эта женщина соответствует литературному образу. А увидел героиню книги, только время прибавило морщин да в кроватке мирно спал ее маленький внук.

— Да, Чингиз был одним из моих учеников, — вспоминает Инкамал-апай. — Тогда на берегу Куркуро-Суу еще виднелись развалины старой мельницы. Народ ее называл мельницей Айтмата, дедушки Чингиза. А школа стояла на бугре. Вокруг нее мы посадили деревья, сейчас они уже большие. Нелегкая доля выпала ребятам. До сих пор сердце ноет, когда вспоминаю своих полуголодных, мерзнувших в классах учеников. Война возложила на их плечи груз недетских забот.

Ажимурат и Атанай тоже учились у меня. Мырзагуль — в жизни это была Асылкан — была самой красивой девочкой в классе. Все мальчишки мечтали сидеть с ней за одной партой.

Не хватало учебников, тетрадей. Писали на обложках старых книг. У Чингиза был красивый почерк, он успешно занимался по всем предметам. Могла ли я тогда подумать, что этот мальчик через годы пронесет все, что было с ним, со всеми нами в ту пору. Даже мою шаль не забыл...

Война была в разгаре, в айыле не осталось мужчин, и школьника Айтматова освободили от занятий, назначив секретарем сельсовета. По должности ему полагалась лошадь, да вот незадача — секретарь не доставал до седла. Его порой подсаживали.

...Разговор заходит о сыне Инкамал-апай, о котором в повести сказано так: "Что-то в последнее время писем нет от ее единственного сына, он командир, артиллерист. Очень она им гордится". Сын ее Махмудбек вернулся с войны невредимым. Но до сих пор не может старая учительница вспоминать о том времени без волнения:

— Больше двух месяцев я не получала писем с фронта. Но вот вижу, что издали машет мне наш почтальон Кенеш: "Инкамал, получай письмо!". Разрываю конверт, а там: "Ваш сын героически погиб...". Дальше не помню, что со мной было, земля ушла из-под ног. А через время пришла телеграмма: "Ваш сын жив". Потом письмо и от него самого.

После этого случая затеплилась надежда у тех, кто получил на близкого человека похоронку или от кого долго не было вестей.

Позже выяснилось, что часть, где служил сын, с тяжелыми боями выходила из окружения. При взрыве его засыпало землей. Товарищи решили, что он погиб, и доложили командиру, а очнувшегося Махмудбека подобрали солдаты из другой части, потом он разыскал свою.

...Рассказ напомнил мне некоторые эпизоды из "Материнского поля". Казалось, сама Толгонай говорила устами Инкамал-апай. Так судьба одной женщины послужила толчком к созданию двух художественных образов. А слова ее сына-солдата стали вечной песней жизни: "Мама, я живой".

Кстати, недавно мы делились исторической фотографией: снимок 1974 года запечатлел Чингиза Айтматова с актерами фильма "Белый пароход".

1847
Теги:
Кыргызстан, Чингиз Айтматов, учитель
По теме
До слез! Российская актриса прочла монолог Толгонай из "Материнского поля". Видео
Болот Минжилкиев и Геннадий Базаров на одной сцене — фото 1974 года
Звезда сериала Великолепный век Мерьем Узерли и дизайнер Айкин Арипова

В ее платьях девушки встречают будущих мужей. Интервью с дизайнером из КР

1
(обновлено 17:54 19.09.2021)
Помните тот яркий наряд, в котором предстала перед кыргызстанцами звезда сериала "Великолепный век" Мерьем Узерли? Его создала наш дизайнер Айкин Арипова, чье имя в отечественном модном сегменте не нуждается в представлении.

В интервью Sputnik Кыргызстан девушка рассказала, в чем секрет ее работ.

— Расскажите о себе, о своем детстве.

— Я родилась в Бишкеке. Папа — профессиональный футболист, мама училась в Ленинграде, ее профессия также связана с искусством. У родителей я была первым ребенком, поэтому получила щедрую порцию внимания с обеих сторон. Дедушка мечтал, чтобы его внучка стала балериной, поэтому в детстве меня отдали в художественную гимнастику. Школу окончила с одной четверкой по химии. Свое детство могу назвать безоблачным и счастливым.

— Когда вы поняли, что хотите стать дизайнером одежды?

— Сколько себя помню, меня всегда притягивала эта профессия. Мама хранит мои детские рисунки, где я изображала себя дизайнером: рисовала подиумы, моделей в безумных платьях… Иногда рассматриваю эти "эскизы" и даже подумываю воплотить в жизнь какой-нибудь из них. 

Дизайнер одежды Айкин Арипова у зеркала
© Фото / Айкин Арипова
Дизайнер одежды Айкин Арипова

— Вы побеждали в конкурсе "Мисс Кыргызстан". У вас не было мысли остаться в модельном бизнесе?

— Впервые я попала на подиум в пять лет: бабушка отвела меня на детский модный показ. В десять лет выиграла первый детский конкурс красоты. В юности тоже участвовала в бьюти-состязаниях, будь то "Мисс Бишкек" или университетские конкурсы. После победы в "Мисс Кыргызстан" представила нашу страну на "Мисс Туризм мира".

Знаете, если бы мне предложили стоящий вариант развития модельной карьеры, возможно, даже за пределами нашей страны, то я бы с удовольствием продолжила этим заниматься. Однако таких предложений не поступало, так что я продолжила выборочно сниматься в клипах и участвовать в фотосессиях, сосредоточившись на получении образования. Впрочем, даже сегодня я порой принимаю приглашения на съемки: могу даже побыть моделью для своих коллег-дизайнеров.

— Как молодому дизайнеру раскрутить свой бренд в Кыргызстане? Со стороны это кажется почти непосильной задачей, требующих много финансовых вложений…

— Начну издалека. Мы живем в уникальное время — эпоху соцсетей, когда проявить и раскрутить свой талант может каждый. Таких прецедентов с каждым днем становится все больше и больше. Например, чего стоит история Иманбека — диджея из Павлодарской области, чей трек взорвал всевозможные чарты и удостоился "Грэмми"! С помощью соцсетей мир покоряют не только музыканты, но и дизайнеры одежды, художники…

Нужно понимать для себя, какую цель вы преследуете. Если вы четко видите будущий результат, то все структурируется само собой. Скажу очевидную вещь, но в основе любого успеха — огромный труд. Этого не нужно бояться, ведь когда любишь свое дело, то работа в радость.

Дизайнерам, которые хотят развить свой бренд в Кыргызстане, необходимо понимать свою аудиторию, то есть четко ответить себе на вопрос: "Какую одежду и для кого я хочу делать?" Главное — помнить, что все более чем реально. Я, например, пришла в эту сферу без инвестиций.

— Сколько стоили ваши первые работы и какова нынешняя стоимость нарядов от Айкин Ариповой?

— Надо понимать, что между массовым производством и отечественными дизайнерскими брендами, выпускающими небольшой объем продукции, есть огромная разница в плане ценообразования. Идея, разработка, поиск нужных тканей и фурнитуры, много ручного труда — все это серьезно усложняет процесс. Дизайнеры меня поймут: бывает, что наряд почти готов, но не хватает какой-нибудь мелочи — шнурка или пуговицы. Эти мелкие, но важные вещи можно искать по всему городу.

Я хочу, чтобы люди понимали, из чего складывается цена на дизайнерскую одежду. У нашего бренда любые ткани проходят обработку, например, стирку для первичной усадки. На готовой вещи работа не заканчивается: после примерки ее нужно продвигать, а это фотографы, фотостудии, модели, макияж… В общем, внутренних затрат очень много. Любой дизайнер, который не учитывает эти расходы, тут же обанкротится.

Конечно, на старте карьеры стоимость одежды была одной, сейчас расценки совсем другие, но конкретных цифр я назвать не могу, потому что мы выпускаем как повседневную одежду, так и наряды для вечера, например, платья для свадеб или кыз-узаттуу. Также мы создаем одежду для звезд. Разные линии — разная стоимость.

— Для кого из отечественных знаменитостей вы создавали образы?

— Мне легче перечислить тех, с кем я не работала, потому что Бишкек достаточно маленький город: многие работали друг с другом, знакомы или дружат. Сложно выделить из знаменитостей кого-то одного. Более того, я не делю своих клиентов на звезд и "не звезд".

— В одном из интервью вы заявили, что все ваши наряды — это оды женщине. Расскажите об этом подробнее.

— Если бы меня спросили, кем бы я хотела стать в следующей жизни, женщиной или мужчиной, я бы выбрала первое. Мне нравится быть женщиной. Я хочу вдохновлять и поддерживать кыргызстанок своим творчеством. Мне важно, чтобы каждая женщина, надев мой наряд, чувствовала гармонию и уверенность. За годы работы мне не раз писали клиентки, что именно в моих нарядах они познакомились с будущими мужьями. Думаю, тут дело даже не в самой одежде, а в том, что она пробуждает в женщинах.

— Есть ли в работе дизайнера сторона, о которой никто подозревает или не задумывается?

— В любой профессии есть свои сложности, о которых никто не догадывается. Работа дизайнера строго связана со сроками, все вертится вокруг дедлайнов. Наша задача — не только придумать наряд к определенной дате, но и подобрать к нему ткани, фурнитуру. Часто случаются задержки в поставках, иногда материалы приходят бракованными.

Без организаторских способностей здесь никуда. Допустим, если речь о костюмах для звезд эстрады или съемок фильма, нужно разработать план, постоянно находиться на связи с сотрудниками и клиентами. Сложностей достаточно, но со временем решение рутинных задач входит в привычку.

— Сколько человек трудится в вашей команде?

— Если не считать тех, с кем мы периодически сотрудничаем, в моей команде 10 человек, включая, например, SMM-специалиста, финансового менеджера, менеджеров по продажам.

— Как ваше дело пережило год пандемии, когда количество торжеств сократилось, многие кыргызстанцы остались без работы?

— На самом деле для нас 2020 год оказался достаточно успешным. Дело в том, что накануне карантина мы планировали открыть новую оффлайн-точку продаж — даже место нашли и договорились с хозяевами помещений. Однако объявили карантин, и планы пришлось изменить, тем более что по этой причине у меня сорвался крупный московский заказ.

Я решила сконцентрировать усилия на онлайн-продажах в Instagram. Продумав размерные сетки, лекала и ткани, вплотную занялась производством готовых вещей. Было понятно, что из-за пандемии у людей возникнут сложности с работой и деньгами, поэтому я постаралась установить максимально доступные цены. Это дало свои плоды! Я не ожидала, что у нас настолько поднимутся продажи, причем как в Кыргызстане, так и за его пределами.

— Именно вы создали два наряда для Мерьем Узерли, в которых она предстала перед кыргызстанцами. Расскажите об этом подробнее.

— 29 августа со мной связалась главный стилист проекта Чолпон Чаргынова. Она рассказала, что к нам приезжает Мерьем Узерли — для нее нужно подготовить наряды на пресс-конференцию и вечернюю часть, которые бы соответствовали светским мероприятиям международного уровня. Я досконально изучила Instagram актрисы, пересмотрела все ее выходы в свет. Создавая наряды, учитывалось все — цвет ее волос, глаз, рост… За двое суток я разработала два образа и отправила эскизы для согласования. Мерьем ответила: "Вау, здорово, давайте приступать!"

Я отметила, что Мерьем по желанию может внести коррективы, но она ответила, что ей и так все очень нравится. Четыре дня мы с командой усиленно готовились к приезду актрисы, отшили наряды в срок. Плюс было решено дополнительно подготовить уже готовые топы и брюки. Один такой топ из итальянской ткани особенно понравился Мерьем, поэтому она надела его вместо предложенного в эскизе.

Безумно приятно, что актриса, фанатом которой я являюсь, забрала все наряды с собой. Счастлива, что звезде мирового уровня пришлись по духу мои идеи. В будущем я бы хотела выйти на международный рынок. Для любого творческого человека здоровое желание, и я стремлюсь его исполнить.

1
Теги:
Кыргызстан, дизайнер, одежда, интервью, мода, бренд

Кыргызстанец прошел в проект "Голос" в Нур-Султане видео выступления

721
(обновлено 12:56 19.09.2021)
Наставники проекта отметили, что у кыргызстанца особые голос и тембр. Одна из них исполнила отрывок кыргызской песни.

Кыргызстанец Нуржигит Субанкулов успешно прошел этап слепых прослушиваний на казахстанском телепроекте "Голос". Он исполнил одну из наиболее популярных американских песен XX века "Stand by me" ("Останься со мной").

Перед выходом на сцену кыргызстанец рассказал, что приехал из Бишкека, чтобы покорить соседнюю республику своим талантом. Во время выступления к Субанкулову обернулись двое наставников, которые отметили, что у него особые голос и тембр. Соотечественник выбрал себе в наставники певца Батырхана Маликова (Alem). Отметим, что одна из наставниц в ходе программы исполнила отрывок песни, автором слов которой является Чингиз Айтматов.

Нуржигиту Субанкулову 34 года, по профессии он экономист, увлекается музыкой и автомобильным тюнингом. Ранее Нуржигит успешно выступил в российском "Голосе" и покорил сердца многих зрителей.

721
Теги:
Шоу 'Голос', проект, кыргызстанец, Нуржигит Субанкулов
По теме
Пелагея и Нуржигит спели на кыргызском языке на шоу "Голос". Видео