Его книги помогут вам разобраться в жизни. Текст к 200-летию классика

© Sputnik / Галина Киселева / Перейти в фотобанкРусский писатель Федор Достоевский
Русский писатель Федор Достоевский - Sputnik Кыргызстан, 1920, 08.11.2021
Подписаться
Кем бы стал Достоевский, если бы родился в наше время? Что связывает писателя с Альбертом Эйнштейном? Какой смысл на самом деле несет в себе "красота, которая спасет мир"? После прочтения этого интервью вам точно захочется перечитать лучшие произведения классика.
11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Федора Достоевского — одного из самых читаемых писателей в мире. В честь этой даты Sputnik Кыргызстан побеседовал с филологом, тренером и автором курсов по сторителлингу Элеонорой Прояевой о творчестве знаменитого автора через призму современных реалий. 
— Как вы думаете, если бы Достоевский жил сейчас, в эпоху интернета и соцсетей, мы бы получили совсем другого писателя, или общество по сути не меняется и даже спустя сотни лет сталкивается с теми же проблемами? 
— Мне кажется, он был бы "в теме", хотя бы уже потому, что имел очень чувствительное сердце и живой, развивающийся ум. Если он что-то замечал в своем окружении, то молниеносно на это реагировал, вспомните его "Дневник писателя". То же "Преступление и наказание" он создал на основе газетной заметки. Есть одно подходящее слово — "чувствилище". Если оно есть у человека, тем более, у писателя, он, конечно, не будет молчать. 
— То есть в наше время Достоевский мог быть журналистом?
— Не исключено! Правда, он все равно писал бы большие тексты, потому что умел выходить из частных явлений на уровень философского обобщения. Однако Достоевский — это больше, чем философ. Живи Федор Михайлович сегодня, то, как мне кажется, он бы участвовал в TEDx, носил какие-нибудь современные вещи, возможно, был бы немного похож на Славоя Жижека… Достоевский обладал необычной внешностью, поэтому он представляется мне стильным человеком.
— Говорят, если Брюсу Уиллису отрастить бороду, из него получится вылитый Достоевский…  
— Сам Федор Михайлович считал, что у него "лицо уголовника", поэтому страшно комплексовал из-за внешности. Достаточно вспомнить, как он разбил китайскую вазу на приеме у Панаева, влюбившись в его жену Авдотью. Этот эпизод показывает нам, что у великого писателя были большие подростковые комплексы. 
— Этот случай донельзя похож на фрагмент из "Идиота", когда Мышкин разбил вазу на светском приеме… Возможно ли, что, рисуя для читателей образ князя, Достоевский описывал сам себя? 
— Да, у князя Мышкина действительно есть манеры, которые сближают его с автором. Мне кажется, в этого персонажа Достоевский вложил намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Например, Сервантес написал своего Дон Кихота как пример человеколюбия, Достоевский же поместил человека с такими убеждениями и душевным строем в Петербург. Князь Мышкин любит всех по-особенному, в каждом человеке он видит ребенка, и, как мне кажется, это здорово. 
Вот перед тобой злой дядька, за которым не счесть плохих дел, но ты видишь в нем мальчика с поломанным детством, который "вывернулся" в монстра. Вопрос в другом: что он сделал, чтобы "изжить" из себя это детство и стать другим человеком? Если он не предпринял ни одной попытки, он так и останется монстром, потому что "среда заела" — это не оправдание. Конечно, можно сколь угодно причитать: дескать, если бы я родился в другой семье, все могло сложиться иначе… В этом есть доля правды, но большая часть зависит от тебя. Я тоже в это верю. 
Писательница и драматург Назира Жуман - Sputnik Кыргызстан, 1920, 04.08.2019
Между строк
Между строк: о романе Федора Достоевского "Идиот" с Назирой Жуман
— Кстати, на вас повлияло творчество Достоевского? Я, например, познакомился с ним, прочитав "Идиота", и остался под впечатлением от того, как Федор Михайлович глубоко видел людей. Это помогло мне на практике… 
— С Достоевским я столкнулась в 16-17 лет. Если в этом возрасте ты попадаешь в руки человека, который любит все упрощать, то и станешь упрощенным существом с кучей проблем. Федор Михайлович же показал, насколько тонко устроена человеческая душа, как осторожно нужно с ней обращаться. Вспомните, как ведет себя "чайник", когда берет в руки новый гаджет: он боится его сломать, нажать не на ту кнопку. Почему мы так трясемся за устройство, которое стоит 100 долларов, но совсем неаккуратны с людьми, которые уж точно сложнее, чем самый дорогой смартфон? Таких гаджетов произведут еще миллионы, а каждый человек — уникален. Один из главных уроков Достоевского для меня — это осторожность в обращении с человеком. 
С другой стороны, есть и "побочное явление" от творчества Федора Михайловича. Женских персонажей он часто изображал как невротических дам с тонкими душевными переживаниями, и я, как и многие другие девочки, на какое-то время попала под обаяние этого типа женщин. Это когда тебе кажется, что круто быть непонятной, загадочной, противоречивой… Потом ты, конечно, понимаешь, что копируешь не изысканный образ, а болезнь. Та же Настасья Филипповна — измученная и несчастная молодая женщина. 
Главное — вовремя освободиться от обаяния этого невротического зла и понять, что не стоит его копировать. Зло тоже может быть привлекательным, и Достоевский это наглядно показал.
— Раз уж мы снова заговорили об "Идиоте"... В романе есть эпизоды, когда в светском обществе ведутся беседы на темы, схожие с современными. Есть мнение, что, грубо говоря, сознание человека не изменилось с того момента, как был обработан первый камень для охоты. Да, вокруг нас технологии, но все это не больше чем просто мебель, а как таковой эволюции не произошло. У нас одни и те же проблемы — что сейчас, что 200 лет назад. 
— Я не психолог, но наблюдатель, как и все мы. Думаю, что человечество все-таки ушло вперед в психологическом плане, а именно в области понимания самого себя. Конечно, в каком-то смысле мы остались все теми же, иначе бы нас, например, не интересовала судьба Гильгамеша. В конце концов, у литературы есть свойство фиксировать общие человеческие проявления и черты.
Если говорить о проблемах, то давайте рассмотрим их в "женском срезе" и перенесемся в русское общество середины XIX века, описанное Достоевским. Да, в этом обществе действительно рождаются новые тенденции и течения. В каком-то смысле мы тоже проходим через это, отстаивая право быть собой, подобно русским женщинам того времени. 
Интервью с бишкекским писателем-фантастом Данияром Каримовым - Sputnik Кыргызстан, 1920, 29.01.2016
Нашей журналистике бы мозгов, или Зачем Данияру Каримову "корочка"
Однако у современных женщин более высокий фундамент — за счет образования и широких возможностей для коммуникации, в том числе через социальные сети. Возвращаясь к Достоевскому, вспомним Катерину Ивановну из "Преступления и наказания". Несчастная Мармеладова! Если бы у нее была возможность поделиться своей бедой в соцсетях…
Такая бедность и нищета встречается у нас, где лепешка и чай на весь день — это не преуменьшение, а реальность. Однако даже в полном отчаянии у людей есть возможность поделиться своей проблемой и обрести шанс на ее решение.
За счет развития коммуникаций люди в XXI веке гораздо быстрее шагают к изменению своей жизни, чем их предки из XIX-го. Речь не только о социальных сетях, а о коммуникациях в широком смысле  от транспорта до психологической образованности населения. Даже фрейдовский психоанализ ушел в массы, а "стокгольмский синдром" для людей — уже не случайное сочетание слов. В этом есть опосредованная заслуга Достоевского, который много дал и Фрейду, и Эйнштейну. У первого даже есть статья "Достоевский и отцеубийство". Эйнштейн тоже многое почерпнул из "Братьев Карамазовых", например, из истории про летающий вокруг Земли топор. 
Мне кажется, что Достоевский — это не про истероидный характер, про бедных, униженных и оскорбленных. Для меня Федор Михайлович — это человек, который показал сложность мира. 
— В свое время меня потрясла идея "рая на земле" из "Братьев Карамазовых". Я всегда думал, что на земле возможен только ад, а жизнь — это постоянный экзамен: чтобы достичь рая, ты должен достойно вынести все страдания. Достоевский же говорит, что рай можно сделать и на земле: достаточно полюбить и принять себя и других.  
— В тех же "Братьях Карамазовых" есть размышления старца Зосимы. Он говорит, что все происходит в нашей душе: насколько она упорядочена, настолько и упорядочен мир вокруг нас. Объективно он может быть разным, но многое зависит и от тебя. Это утверждение мне кажется очень верным. Мир и человек в нем вокруг хрупки, как крыло бабочки, и это ощущение заставляет тебя быть внимательнее к каждому слову или действию. 
— Мне вспомнилась фраза из Булгакова: "Разруха не в клозетах, а в головах". В то же время ловлю себя на мысли, что если вокруг меня беспорядок, то и мысли в голове не складываются. Как только начинаешься прибираться, в голове все сразу раскладывается по полочкам. Это касается не только квартиры, но и города, потому что город — тоже дом. Когда видишь кругом плевки, разбросанный мусор, эта вседозволенность провоцирует тебя. Что уж говорить о детях, которые каждый день видят пример взрослых...
— Жаль, что фраза Достоевского "красота спасет мир" валяется под ногами у кого попало: искаженное и упрощенное, это выражение упоминают при всяком удобном случае. На самом деле эти слова посвящены гармонии и согласию. Любая дисгармония и нарушенные пропорции, несоответствие в наших речах и поступках делают нашу жизнь тяжелой. Когда ты в мире с самим собой, это и есть счастье. 
Подкаст Заговор классиков - Sputnik Кыргызстан, 1920, 29.08.2021
Радио Sputnik Кыргызстан
Белинский. Литературные метания неистового Виссариона
Однако жизнь то и дело подкидывает нам испытания, с людьми случается разное. В этом отношении высшее благо — когда ты понимаешь, что можешь преодолеть все проблемы и оставаться счастливым. Мне нравится выражение, суть которого в том, что человека характеризует не совершенная ошибка, а реакция на нее. 
— Учитывая это определение, можно ли назвать Достоевского счастливым человеком? 
— Он много страдал, но и счастье в его жизни тоже было. Федор Михайлович и в тюрьме сидел, и на каторге побывал, и даже был приговорен к расстрелу… Он потерял многих любимых, да и с женщинами ему повезло не сразу. Казалось бы, на его долю выпало столько несчастий, что пистолет должен лежать где-то рядом, но Достоевский сумел преодолеть эти тяготы и не разувериться в жизни. Даже самый жесткий его персонаж — Иван Карамазов — говорит: "Дороги мне клейкие листочки…". Парадоксальный герой, он не верит во взрослых, но верит в детей. Он знает, что именно от детей зависит, каким будет наш мир.
Лента новостей
0