Кыргызстан может остаться без казахстанского бензина — что предлагает АНК

© Sputnik / Михаил Мордасов / Перейти в фотобанкВодитель заправляет автомобиль. Архивное фото
Водитель заправляет автомобиль. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Директор Ассоциации нефтетрейдеров призывает быстрее подписать договор с Казахстаном по поставкам ГСМ.

БИШКЕК, 22 мая — Sputnik. Кыргызстан может остаться без казахстанского бензина, сообщил исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов.

Он напомнил, что главным и единственным источником поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ) остается Россия, так как было достигнуто соглашение об освобождении от уплаты экспортных пошлин.

В АНК отмечают, что экономия по пошлинам в 2018-м составила 40,1 миллиона долларов, а за 4 месяца этого года — 11,9 миллиона.

В ассоциации считают, что из-за соседства было бы хорошо наладить поставки ГСМ из Казахстана. Отмечается, что на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) с лета прошлого года накопились излишки продукции для экспорта из-за завершения модернизации и увеличения объемов производства.

При этом, по словам Эшатова, переговоры с Казахстаном о беспошлинных поставках ГСМ еще не завершены.

"Стоит отметить, что наш рынок, входящий в ЕЭАС, был в числе первых, куда планировалось направить экспорт казахстанского бензина. Но за время затянувшихся переговоров с нашим правительством казахстанская сторона успела согласовать вопрос об экспорте нефтепродуктов за пределы ЕАЭС — в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и другие страны. Возникает риск, что Кыргызстан может остаться без казахстанского бензина, который направят на другие рынки", — отметил исполнительный директор АНК.

При этом Эшатов подчеркивает, что более успешным на рынке Кыргызстана значится неучтенный импорт топлива из Казахстана.

В Кыргызстане на АЗС бензанол продавали как бензин — видео Финпола - Sputnik Кыргызстан
В Кыргызстане на АЗС бензанол продавали как бензин — видео Финпола
Согласно экспертным оценкам, доля теневого оборота ГСМ в Кыргызстане в 2018 году составила около 25 процентов. Таким образом каждый четвертый литр бензина и дизельного топлива в Кыргызстане реализуется нелегально в обход уплаты налогов в государственный бюджет, сказал директор АНК.

По его словам, от уплаты налогов уклоняются путем продажи продукции без пробития кассового чека, нелегального ввоза нефтепродуктов из Казахстана под видом различных химвеществ, не подпадающих под уплату акцизов и других налогов.

Нелегальный ввоз и продажа ГСМ позволяют недобросовестным нефтетрейдерам уплачивать в госбюджет всего 3,2 сома за литр, тогда как ответственные налогоплательщики перечисляют в бюджет до 7 сомов с литра.

По данным Эшатова, потери бюджета только по двум видам налогов (акциз и НДС) составляют порядка 3 миллиардов сомов.

Решение проблем от АНК

Первое — завершить межправительственные переговоры и подписать соглашение о беспошлинных поставках нефтепродуктов из Казахстана в Кыргызстан. Открытие официального экспорта позволит перевести скрытый импорт в легальное русло. Здесь необходимо снять необоснованные и сдерживающие переговоры требования, к примеру, условия о возможности реэкспорта нефтепродуктов, полученных из казахстанской нефти.

Заправка машины на одной из автозаправочных станций. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Депутат Жогорку Кенеша предлагает ввести сбор на бензин и дизтопливо
Второе предложение касается кардинального преобразования системы администрирования налогов на рынке ГСМ. Для этого нужно внедрить электронную автоматизированную систему учета и контроля продукции на всех АЗС с онлайн-передачей данных на сервер налоговой службы для фискального контроля продажи нефтепродуктов.

Также нужно внедрить маркировку всех ввозимых и производимых нефтепродуктов для защиты потребителей от контрафактной продукции, а также усиления системы учета и контроля за оборотом нефтепродуктов.

Необходимо провести гослотерею, чтобы стимулировать граждан требовать контрольно-кассовые чеки.

Эшатов добавил, что эти предложения основаны на лучшем международном опыте и относятся к наиболее распространенным и эффективным методам борьбы с теневым оборотом на рынке ГСМ.

Лента новостей
0