Здание международного аэропорта Манас в Чуйской области. Архивное фото

Кто будет управлять аэропортами Кыргызстана? Мы попытались разобраться

7620
(обновлено 18:28 30.01.2020)
На днях первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов заявил, что все воздушные гавани страны передадут под внешнее управление. Эксперты рассказали, как такая инициатива скажется на пассажирах.

О том, что все аэропорты страны, в том числе два крупнейших — "Ош" и "Манас" — передадут во внешнее управление, стало известно 27 января. Соответствующее заявление сделал вице-премьер-министр Кубатбек Боронов.

Он рассказал, что в декабре завершилась работа по подготовке проектов передачи аэропортов под внешнее управление. Однако на деле все оказалось не так просто.

Обычно компания переходит под внешнее управление в случае банкротства или кризиса. Например, когда руководство допускает ошибки, нерационально используются денежные средства или квалификация персонала слишком низкая.

Однако тут совсем не тот случай. У ОАО "Международный аэропорт "Манас" (МАМ), которому принадлежат все 11 аэропортов республики, нет никаких финансовых сложностей. Например, в 2019 году его чистая прибыль составила около 2 миллиардов сомов.

Решение кабмина сменить руководство аэропортов связано с другой причиной. Власти мечтают превратить Кыргызстан в транзитный узел, который соединит Юго-Восточную Азию и Европу, рассказал директор Центра государственно-частного партнерства при Минэкономики Данияр Абдылдаев.

Он выступил в рамках пресс-конференции "Все аэропорты КР отдадут под внешнее управление — что это значит" в мультимедийном пресс-центре Sputnik.

Директор Центра государственно-частного партнерства при Минэкономики Данияр Абдылдаев во время пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Директор Центра государственно-частного партнерства при Минэкономики Данияр Абдылдаев
"В Центральноазиатском регионе наблюдается конкуренция среди аэропортов. Сегодня активно развиваются международный аэропорт Алматы и сеть аэропортов Узбекистана. В связи с этим мы не должны отставать от соседей, и международный опыт поможет нам конкурировать с ними", — рассказал он.

Предполагается, что благодаря внешнему управлению улучшатся уровень обслуживания и система безопасности, увеличится количество пассажиров. В качестве примера директор Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Курманбек Акышев привел аэропорт на Иссык-Куле.

Директор Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Курманбек Акышев во время пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Директор Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Курманбек Акышев
"Можно отстроить его до международного стандарта, можно развить с помощью инвестора. Почему бы нет? Такие идеи у нас есть. Сейчас там нет топливозаправочного комплекса, он только строится. Нет терминала пассажирского, терминала карго. Если инвестор придет и построит их за короткое время, то ради Бога!" — отметил он.

Представители госорганов добавили, что благодаря более эффективному руководству можно будет снизить стоимость авиабилетов.

"В международной практике более 60 процентов доходов поступает от неавиационной деятельности (сдача в аренду помещений, торговля. — Прим. ред.). В нашей стране эта сумма составляет 20-25 процентов. Если придет международный оператор, он будет обращать внимание на увеличение неавиационных доходов. Соответственно это перекроет расходы авиакомпаний, что позволит снизить стоимость билетов", — отметил Абдылдаев.

Однако заместитель председателя правления ОАО "Международный аэропорт "Манас" Абдималик Бусурманкулов подчеркнул, что цены на билеты определяются исключительно авиакомпаниями, а не аэропортом.

Заместитель председателя правления ОАО Международный аэропорт Манас Абдималик Бусурманкулов во время пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Заместитель председателя правления ОАО "Международный аэропорт "Манас" Абдималик Бусурманкулов
"Не надо питать иллюзий, что придет инвестор и снизит стоимость авиабилетов. Я еще раз хочу подчеркнуть, что каждая авиакомпания сама определяет свою тарифную политику. В основном стоимость авиабилета зависит от цены на авиакеросин", — отметил он.

Впрочем, слова Кубатбека Боронова, что работа по подготовке проектов передачи аэропортов под внешнее управление уже завершена, по всей видимости, преждевременны. На самом деле нашли только консультанта — помогать властям осуществлять сделку призвана Международная финансовая корпорация (IFC), член группы Всемирного банка.

"За консультацию правительство не заплатит ни сома. Достигнута договоренность, что они будут изыскивать средства из других источников. Это международная практика, когда впоследствии за их услуги заплатит инвестор", — рассказал Абдылдаев.

Впрочем, подобные разговоры об иностранных инвесторах уже были: турецкая компания TAV Airports Holding пыталась несколько раз инвестировать средства в кыргызстанские аэропорты. Те намерения также не были воплощены в жизнь. Не получилось войти на этот рынок и российскому бизнесу.

Представитель ОАО "МАМ" Абдималик Бусурманкулов напомнил, что только воли властей для перевода компании под внешнее управление недостаточно.

"Окончательный вердикт вынесет собрание акционеров. Мы говорим о компании, где 79,1 процента акций принадлежит государству, 8,5 — Соцфонду и 12,4 — физическим и юридическим лицам. Окончательное решение примут акционеры", — отметил он. 

Всего в Кыргызстане функционируют 11 аэропортов. Прибыль приносят только два — это гавани Бишкека и Оша. Остальные девять дотационные.

7620
Теги:
экономика, Аэропорт "Манас", пресс-центр, Кыргызстан
По теме
Из Кыргызстана откроется рейс в Европу? Минтранс о переговорах
Aвиакомпания Air Manas прекратила сотрудничество с Pegasus Airlines
Продавец демонстрирует мёд на ярмарке. Архивное фото

Сингапур, Андорра и какие еще страны покупают кыргызстанский мед

81
(обновлено 10:31 25.05.2020)
С января по март было продано почти 100 тонн меда. Его экспортировали в более полутора десятков стран.

БИШКЕК, 25 мая — Sputnik. За первые три месяца этого года Кыргызстан продал 99,5 тонны меда, сообщает Нацстатком.

Всего лакомства продано на 303 тысячи долларов, в сомах это 21,7 миллиона, отметило ведомство.

Ниже расклад по странам:

  • Андорра — 18,9 тонны;
  • Бахрейн — 0,1;
  • Иордания — 0,1;
  • Казахстан — 0,2;
  • Катар — 7 тонн;
  • Китай — 5;
  • Кувейт — 2,6 тонны;
  • ОАЭ — 15,2;
  • Оман — 2,8;
  • Южная Корея — 10,1;
  • Россия — 0,2;
  • США — 6 тонн;
  • Саудовская Аравия — 18,8 тонны;
  • Сингапур — 0,1;
  • Тайвань — 9,9;
  • Япония — 2,4;
  • страна не указана — 0,1 тонны.
81
Теги:
экспорт, продажа, мед, Кыргызстан
По теме
В Кыргызстане экспортом меда занимаются 49 компаний — эксперт
Реконструкция дороги. Архивное фото

Узбекистан снял запрет на ввоз цемента. Почему это важно для Кыргызстана

706
(обновлено 21:47 24.05.2020)
Узбекистан 23 апреля ввел запрет на ввоз цемента из-за приостановки строительных работ на территории республики и с целью поддержки местных производителей.

БИШКЕК, 24 мая — Sputnik. В Узбекистане сняли ограничение на импорт цементной продукции, сообщает Sputnik Узбекистан.

Отмечено, что запрет на ввоз данного стройматериала был введен 23 апреля из-за приостановки строительных работ на территории республики и с целью поддержки местных производителей.

Теперь же, спустя месяц после введения ограничений на импорт, Узбекистан вновь позволил ввозить цемент в страну.

"Согласно внесенному изменению, установленный запрет на ввоз по импорту цементной продукции (код ТН ВЭД 2523210000 и 2523290000) отменяется с 23 мая 2020 года", — говорится в сообщении Минюста.

В конце апреля специальная комиссия разрешила возобновить строительство, реконструкцию и ремонт крупных объектов республики, но при условии строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Согласно данным Нацстаткома КР, за январь-март этого года в Узбекистан из Кыргызстана было экспортировано 57,8 тысячи тонн цемента на 2,7 миллиона долларов.

706
Теги:
снятие, запрет, цемент, экспорт, импорт, Узбекистан, Кыргызстан
По теме
Сенат одобрил статус Узбекистана как наблюдателя в ЕАЭС — комментарий вице-премьера
Дезинфекция родильного отделения в родильном доме. Архивное фото

От коронавируса выздоровели еще 12 кыргызстанцев. Всего 992

0
(обновлено 10:40 25.05.2020)
Почти тысяча кыргызстанцев смогли побороть коронавирус. За сутки выписаны 12 человек, половина из них лечились в Бишкеке.

БИШКЕК, 25 мая — Sputnik. В Кыргызстане за сутки выписаны 12 пациентов, у которых ранее выявили коронавирус, сообщил на брифинге заместитель министра здравоохранения Нурболот Усенбаев.

Пациенты выписаны:

  • в Бишкеке — 6 человек;
  • Ошской области — 3;
  • Нарынской — 2;
  • Джалал-Абадской — 1.

Всего по стране выписаны 992 человека из 1 433 зарегистрированных, умерли 16.

В части Кыргызстана, в том числе в Бишкеке, 10 мая в 24:00 завершился режим чрезвычайного положения. Вместо него в столице, Оше, Ат-Башинском районе и сельском округе Каныш-Кыя Чаткальского района ввели карантин. 

Все актуальные новости читайте в нашем онлайн-репортаже.

Все последние и важные новости о ситуации с коронавирусом в стране читайте на нашем Telegram-канале.

Куда обращаться за помощью кыргызстанцам во время карантина, читайте в материале Sputnik Кыргызстан.

0
Теги:
выздоровление, пациент, коронавирус, Кыргызстан
Темы:
Сколько всего зараженных коронавирусом в Кыргызстане
По теме
В Кыргызстане скончался еще один пациент с коронавирусом. Всего 16
В Кыргызстане выявлено еще 30 случаев коронавируса. Всего — 1 433