Внеочередное заседание Евразийского Межправительственного совета в режиме видеоконференцсвязи

Каким должно быть будущее ЕАЭС эксперт о заседании премьеров

1466
(обновлено 16:41 24.04.2020)
Интеграция невозможна без общих знаменателей: о чем договорились и не договорились премьеры стран ЕАЭС, рассказал эксперт.

23 апреля в единственно возможном ныне режиме видеоконференции прошло внеочередное заседание Евразийского межправительственного совета. Премьеры стран ЕАЭС решали, как нам дальше жить вместе.

Страхи убивают рациональность

Речь шла не о простом обсуждении, а о согласовании рамочного документа — стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года. Проект состоит из общих (концептуальных) положений и перечня мер и механизмов (330 позиций), сгруппированных в 11 системных блоков по направлениям деятельности интеграционного объединения.

Сами премьер-министры, конечно, излучали оптимизм. Так, глава правительства России Михаил Мишустин уверен, что "наше объединение уже созрело для выхода на более высокий уровень интеграции". На первый взгляд, он прав. Экономики стран региона глубоко взаимосвязаны — хотя бы потому, что "завязаны" на Россию.

Флаги стран ЕАЭС. Архивное фото
© Пресс-служба правительства / Сабыр Аильчиев
Альтернативные привязки на сегодняшний день либо невозможны (разговоры об ориентации на европейский рынок вызывают скептические улыбки у экспертов, знающих, насколько он закрыт для внешних поставщиков), либо рискованны (для примера можно посмотреть на экономическую активность КНР в странах Средней Азии и отношение местного населения к этой деятельности). Поэтому у абсолютного большинства постсоветских стран всего два варианта действий: либо интегрироваться ради совместного экономического развития, либо занять позицию "моя хата с краю" и проигрывать конкурентную борьбу соседям.

Однако, к сожалению, эта очевидная, в общем-то, логика еще недавно разбивалась о ряд фобий и предрассудков. О главном из них недавно говорил российский президент Владимир Путин — страх перед возрождением Советского Союза и советской империи.

Отсюда, например, и определенное непонимание интеграции некоторыми соседями. Скажем, Минск на официальном уровне выступает за максимально глубокую интеграцию и даже критикует коллег за то, что те тормозят процесс.

"Многие действительно амбициозные предложения сторон были усилиями отдельных экспертов исключены, даже не дойдя до обсуждения на высоком уровне", — жаловался на содержание обсуждаемого 23 апреля документа премьер-министр Беларуси Сергей Румас.

При этом есть формула "интеграции без передачи суверенитета", которую озвучил президент РБ Александр Лукашенко.

Отмечу, что все-таки на определенной стадии интеграционные процессы невозможны без делегирования части суверенитета для принятия коллективных решений на наднациональном уровне. 

Спасибо, кризис!

Возможно, это непонимание и разность в подходах существовали бы и дальше, но тут грянул коронавирусный кризис. Он создал не только проблемы, но и новые возможности.

Прежде всего этот кризис наглядно продемонстрировал недостаточную глубину интеграции (не только юридическо-экономической, но и психологической — насколько участники объединения считают друг друга "своими"). Напомним, что страны ЕАЭС не отреагировали на кризис по-настоящему совместной борьбой или единой программой действий. Произошло закрытие границ.

Премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев во время внеочередного заседания Евразийского Межправительственного совета в режиме видеоконференцсвязи
© Фото / пресс-служба правительства/ Алишер Алиев
Этот урок государства-участники должны скрупулезно выучить и не допустить его повторения. Осознать, что без настоящей интеграции, без понимания ее необходимости и желания ею заниматься мы в ходе неизбежных дальнейших кризисов точно так же будем терять нервы, деньги и время. А еще — при определенных обстоятельствах — и те успехи в интеграционных процессах, которых уже достигли (вспомним разговоры из серии "зачем такой союз, если мы закрыли границы друг от друга из-за коронавируса"). 

Речь не идет о том, что сейчас мы должны усиленно интегрироваться и ломать через колено национальные интересы отдельных стран. Как опять же верно сказал Владимир Путин, достигнутые решения — это компромиссы, а значит, кто-то кому-то в чем-то уступает, и идеальной ситуации, на первый взгляд, нет. Но на самом деле она как раз есть — это сложившаяся система отношений, позволяющая достигать компромиссов. Именно ее мы и должны усиленно выстраивать: вырабатывать общие подходы к интеграции, договариваться о принципах делегирования суверенитета и принятия решений. Тогда и поиск компромиссов становится делом времени, а не принципиальным стоппером интеграции.

Так и сейчас — после заседания глав правительств остались нерешенные вопросы. Премьеры договорились о либерализации автомобильных перевозок, механизмах целевого содействия экономическому развитию, сотрудничестве в области здравоохранения, однако не смогли найти общий знаменатель по теме газа. В частности, принять решение по определению тарифов на транспортировку топлива в рамках единого газового рынка ЕАЭС. Но никакого скандала нет, вопрос просто передан на решение главам государств, которые соберутся на саммит 19 мая. Если к тому времени у нас сложится обозначенная Владимиром Путиным система, если лидеры стран осознают ее безальтернативность, то и о газе договорятся, и утвердят все итоговые стратегические направления развития интеграции до 2025 года.  

1466
Теги:
заседание, эксперт, ЕАЭС, Кыргызстан
Темы:
Кыргызстан в ЕАЭС (565)
По теме
Что будет с экономикой Кыргызстана из-за коронавируса. Прогноз ЕАБР
Олег Панкратов стал министром ЕЭК от Кыргызстана
Подложка рубрики на радио Тема дня

Почему в Кыргызстане дорожает мясо тема дня

72
(обновлено 18:16 23.09.2020)
В Кыргызстане дорожает мясо, и Министерство экономики даже заявило о необходимости запретить его экспорт для сдерживания цен на рынке. При этом фермеры предпочитают отправлять за границу живой скот.
Почему в Кыргызстане дорожает мясо — тема дня

Складывается парадоксальная ситуация: поголовье скота в КР растет каждый год, однако страна не обеспечивает себя мясом, и некоторым перерабатывающим предприятиям приходится закупать сырье в Беларуси и России.

Советник премьер-министра по вопросам сельского хозяйства Азамат Мукашев в эфире радио Sputhik Кыргызстан сообщил, что Казахстан и Узбекистан еще пять лет назад приняли программы развития животноводства. 

Советник премьер-министра КР Азамат Мукашев
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Советник премьер-министра КР по вопросам сельского хозяйства Азамат Мукашев
"В рамках этого проекта, например, в Узбекистане должны разводить племенной скот. Перекупщиков интересуют матки, которые потом будут давать приплод уже на территории другой страны и формировать маточное поголовье... Параллельно с этим, так как мы поддерживаем животноводство у соседей, наши производители кукурузы экспортируют 70 процентов продукта в соседние страны. Естественно, эта кукуруза идет на корм скоту — так мы развиваем и кормовую базу в других государствах", — рассказал Мукашев.

Он заявил, что такая практика является потребительской по отношению к природе и пастбищному фонду Кыргызстана, которые страдают от неразумного экстенсивного производства.

Председатель Ассоциации экспортеров и импортеров "Кыргызлэнд" Ленара Ниязбекова отметила, что снижения цен на мясо ожидать не стоит. 

Председатель ассоциации экспортеров и импортеров Кыргызлэнд Ленара Ниязбекова во время беседы на радио Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Председатель Ассоциации экспортеров и импортеров "Кыргызлэнд" Ленара Ниязбекова
"Это связано и с сезонным фактором, и с избыточной долларизацией экономики страны. Фермеры, которые разводят скот, вкладываются в автомобили и недвижимость, а их продают за доллары. Доллар растет, а вместе с ним растет и необходимость в валюте для животноводов. Кроме того, цены на мясо редко возвращаются к прежним позициям", — подчеркнула Ниязбекова.

По ее словам, для снижения цен на мясо необходимы четкая система цивилизованного экспорта и "работающая" программа развития животноводства в стране.

72
Теги:
кукуруза, производство, фермеры, скот, поголовье, мясо, сельское хозяйство, Кыргызстан
По теме
Тема дня: как отучить кыргызстанцев загрязнять природу
Советник премьер-министра КР Азамат Мукашев. Архивное фото

Мукашев: в КР рассматривается вопрос о введении ограничений на экспорт мяса

120
(обновлено 10:55 23.09.2020)
Советник премьер-министра КР по вопросам сельского хозяйства Азамат Мукашев рассказал, почему дорожает мясо в стране.

Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии

Мукашев: в КР рассматривается вопрос о введении ограничений на экспорт мяса

В беседе на радио Sputnik Кыргызстан он отметил, что из-за подорожания мяса страдает прежде всего городское население.

"Перед правительством стоит дилемма — помочь фермерам, у которых нет другого дохода, или горожанам, большинство которых в связи с пандемией остались без доходов. Поэтому в данный момент рассматривается вопрос и просчитываются риски от полного до частичного закрытия экспорта живого скота и мяса. Также есть вариант сортировки скота — это вывоз исключительно особей мужского пола и запрет на экспорт маточного поголовья животных", — пояснил Мукашев.

Он добавил, что развитые государства в подобных случаях формируют резервы мяса, скупая его у населения, а потом замораживают и частями отправляют на рынки сбыта.

120
Теги:
Баранина, Говядина, фермер, скот, экспорт, мясо, Кыргызстан
По теме
Минэкономики КР предлагает запретить вывоз скота в Узбекистан
Знак фото-видео контроль на одном из дорог Бишкека. Архивное фото

Что будет, если не платить штрафы за нарушение ПДД в Кыргызстане

132
(обновлено 21:21 23.09.2020)
Каков максимальный размер пени и как суд может принудить вас уплатить просроченный штраф, читайте в материале рубрики "ПДД в Кыргызстане — самое важное".

За восемь месяцев текущего года в Кыргызстане произошло почти 3 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 385 человек. Хотя по сравнению с прошлым годом показатели снизились, статистика по-прежнему пугающая.

Почему водители стараются избежать приезда сотрудников УОБДД на место ДТП

Для снижения смертности и количества аварий на дорогах в 2019 году был внедрен проект "Безопасный город". Однако многие граждане не спешат платить штрафы — к середине сентября было уплачено только 55 процентов.  

На этой неделе в рамках рубрики "ПДД в Кыргызстане — самое важное" мы рассказываем, какие меры принимают госорганы в случае неуплаты штрафов за нарушение Правил дорожного движения.

Сколько времени отводится на уплату штрафа

Штраф должен быть уплачен не позднее одного месяца со дня получения постановления о его наложении, а в случае обжалования этого постановления — не позднее 15 дней после получения уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. В течение полумесяца со дня получения постановления действует скидка в 50 процентов. То есть, если вас оштрафовали на тысячу сомов, в первые 15 дней вы можете погасить штраф, уплатив 500. Однако скидка касается не всех нарушений: к примеру, за выезд на встречную полосу или управление транспортным средством в пьяном виде придется уплатить всю сумму штрафа. Если вы не погасите его в течение месяца, будет начисляться пеня. 

Цифровизированный командный центр, который ведет онлайн-видеонаблюдение за столицей
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Цифровизированный командный центр Главного управления внутренних дел города Бишкек

Каков максимальный размер пени

Пеня начисляется за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы штрафа. То есть, если вас оштрафовали на 5 500 сомов, после просрочки сумма ежедневно будет увеличиваться на 55 сомов. При этом максимальный размер пени не может превышать размер самого штрафа. Это значит, что при штрафе в 5 500 сомов общая сумма (вместе с пеней) будет равна 11 000. 

Сотрудник патрульной милиции регулирует движение на месте крупного пожара в точке быстрого питания и находящейся рядом аптеке по улице Сухэ-Батора в Бишкеке
© Sputnik / Табылды Кадырбеков
Сотрудник патрульной милиции регулирует движение

О мерах к нарушителям

Патрульная милиция имеет право проверить любой автомобиль на наличие нарушений. Они ежедневно проверяют авто на наличие штрафов при помощи планшетов во время патрулирования улиц. В случае выявления просроченного штрафа машину могут поставить на штрафстоянку. Водителю позволят ее забрать только после уплаты штрафа, пени, оплаты услуг эвакуатора и стоянки. Ранее в УПСМ отмечали, что количество просроченных штрафов значения не имеет — даже из-за одного авто могут водворить на штрафстоянку.

Вез камни — оштрафовали. За что вас могут наказать на дорогах Кыргызстана

По окончании срока уплаты штрафа и начисления пени ГУОБДД направляет постановление судебному исполнителю для принудительного взыскания средств.

По словам пресс-секретаря ведомства Тилека Исаева, предусмотрены разные меры воздействия на нарушителей.

"Суд может вынести решение о водворении автомобиля на стоянку. Вопрос об аресте имущества может быть поднят в случае злостных нарушений. Также суд может заморозить банковские счета нарушителя либо запретить ему выезд за границу. Кроме того, возникнут проблемы при получении справок или паспорта в ГРС. Также авто нельзя переоформить, не погасив задолженность", — объяснил Исаев.

Кроме того, следует помнить: если нарушитель работает на госслужбе, суд отправит уведомление о его долге работодателю.

132
Теги:
пеня, штраф, нарушение, ПДД, автомобиль, Кыргызстан
Темы:
ПДД в Кыргызстане — самое важное
По теме
Нужно ли уступать дорогу ГБР — правила по спецмашинам с мигалками
Как правильно выполнять обгон — правила и советы для автолюбителей КР
"Аварийка" на дороге — что нужно знать о правилах и водительском этикете