Тысяча сомовая купюра и монеты. Иллюстративное фото

Демонстрирует первые позитивные сигналы Нацбанк об экономике КР

301
(обновлено 10:57 01.06.2021)
Отмечается восстановление экономической активности в мире и странах-партнерах. Это позволит постепенно активизировать внешнеэкономическую деятельность.

БИШКЕК, 1 июн — Sputnik. Экономика Кыргызстана демонстрирует первые позитивные сигналы на фоне постепенного оживления экономический активности, сообщила пресс-служба Национального банка.

Отмечается, что восстановление экономической активности в мире и странах-партнерах позволит постепенно возобновить торгово-логистические пути и активизировать внешнеэкономическую деятельность КР. Однако медленные темпы вакцинации против коронавируса как в мире, так и в регионе вместе с нарастающим количеством новых случаев инфицирования ограничивают полномасштабное восстановление экономической активности.

"Экономика Кыргызстана демонстрирует первые позитивные сигналы на фоне постепенного оживления активности. Так за январь–апрель 2021 года прирост реального ВВП без учета "Кумтора" составил 1,1 процента", — говорится в релизе.

Согласно прогнозу Евразийского банка развития, в этом году ожидается рост объемов экспорта из Кыргызстана.

301
Теги:
рост, экономика, Кыргызстан
По теме
Риски и перспективы мировой экономики в 2021 году — об экономике и не только
В этом году ожидается рост экспорта товаров из Кыргызстана
Продажа дизельного топлива. Архивное фото

В РФ рекордно взлетела стоимость "дизеля". Вырастут ли цены в Кыргызстане?

28
(обновлено 22:41 17.06.2021)
По итогам вчерашней торговой сессии стоимость дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 52 615 рублей за тонну.

Это максимальное значение за всю историю наблюдений. С начала месяца цена выросла на 2,21 процента, а с мая — примерно на 5 процентов. Чем объясняется такое увеличение и следует ли странам ЕАЭС опасаться роста цен, Sputnik узнал у экспертов.

— С чем связан рост стоимости дизтоплива, если, по данным Минэнерго РФ, объем предложения на внутреннем рынке сегодня в два раза превышает объем потребления?

Дмитрий Коптев, член экспертного совета Института развития технологий топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК):

— Начнем с того, что начало лета каждый год знаменуется ростом цен на топливо, поэтому сейчас ничего неожиданного не происходит. Набор факторов всегда один и тот же. Весенние полевые работы, дачный сезон, сезон отпусков — тем более за границу не полетишь, а выехать куда-то хочется. На все это накладываются профилактические ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, которые тоже проводят летом. Хотя на данный период компании всегда создают резерв топлива, боязнь локальных дефицитов у трейдеров сохраняется, и они стараются купить на всякий случай побольше. Все это приводит к росту спроса, а, значит, и оптовых цен.

В марте Совет федерации выдвинул дельное предложение — сделать план-график ремонтов на НПЗ общедоступным. Сейчас это документ для служебного пользования, и те же трейдеры не имеют возможности планировать собственные закупки с открытыми глазами. Инициатива интересная.

В то же время 2021 год имеет свою специфику. Прежде всего это очень быстрый рост нефтяных цен. Напомню, с начала года сорт Brent подорожал с 50 почти до 75 долларов за баррель, то есть в полтора раза. В сочетании со слабым рублем это повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком.

Что касается двукратного превышения предложения над спросом... Поправлю — не предложения, а производства над внутренним спросом. Это не означает кризиса перепроизводства — невостребованное внутренним рынком топливо просто экспортируется. Сейчас экспортировать стало выгоднее. Правительство пытается с этим бороться: например, только что снова повышен норматив биржевой продажи (правда, всего на один процент), привлекательность экспортной альтернативы снижается с помощью демпферного механизма. Но с полуторакратным подорожанием эти инструменты явно не справляются.

— Грозит ли такой рост стоимости топлива очередным повышением цен на другие товары, ведь стоимость их доставки теперь, кажется, неизбежно возрастет? Как скажется рост цен на конечных покупателях?

Дмитрий Коптев, член экспертного совета ИРТТЭК:

— Разумеется, любые издержки бизнеса, в том числе логистические, в итоге ложатся на потребителя. Рост будет. Чтобы сказать, насколько именно, нужно смотреть на контракты транспортных компаний со своими клиентами. Обычно там заложен коридор цен на топливо. Если цена остается внутри этого коридора, тарифы транспортников не меняются. Если выходит за границы — пересматриваются в ту или иную сторону.

Правительство РФ уже дало понять, что готово пойти на крайние меры ради сохранения стабильности топливного рынка. В числе предложенных мер — запрет на экспорт и даже заморозка цен, чего мы не видели с 2018 года. Пока дело ограничивается словесными интервенциями, если они не помогут, дойдет и до реальных ограничений.

— Что ждет страны ЕАЭС, топливный рынок которых традиционно зависит от цен в России? Стоит ли государствам союза готовиться к росту цен на топливо?

Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина:

Флаги стран участниц ЕАЭС. Архивное фото
© Фото / Пресс-служба правительства / Алишер Алиев
— Что касается состояния рынков стран ЕАЭС, то здесь, наверное, ситуация немного проще, чем в России. В странах союза достаточно широко применяются такие протекционистские меры, как запрет на экспорт, регулирование цен… Конечно, рост стоимости нефти и моторного топлива будет влиять на производство в странах ЕАЭС.

Но, по большому счету, только российский рынок находится под серьезным давлением, поскольку у нас чистый netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства. — Ред.), то есть экспортный паритет. Цена, которая действительно имеет существенное влияние от международного рынка на внутренний. В странах ЕАЭС такого нет.

Поэтому каких-то серьезных катаклизмов для государств ЕАЭС — даже с высокими ценами на нефть и нефтепродукты — я не вижу, поскольку там достаточно много сдерживающих механизмов и регулирование цен.

28
Теги:
автомобиль, дизельное топливо, цена, нефть, бензин
По теме
Эти пять приемов помогут водителям сэкономить топливо

Тарифы на свет и зарплаты в КР по сравнению с другими странами инфографика

538
(обновлено 17:49 17.06.2021)
Как сильно отличаются тарифы на электроэнергию и средние зарплаты в Кыргызстане в сравнении с другими странами, узнайте из этой инфографики.
Тарифы на электроэнергию в Кыргызстане и других странах

Как выглядят действующие тарифы на электроэнергию и средняя зарплата в Кыргызстане в сравнении с другими странами, выяснили корреспонденты Sputnik, изучив открытые данные и отчеты статистических органов Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана.

Важно: в инфографике представлены примерные тарифы, актуальные на конец 2020 года. В ряде стран за это время стоимость электроэнергии повысилась. В большинстве случаев тарифы в одной стране разнятся в зависимости от множества факторов — от территории до уровня потребления, поэтому представленные цифры приблизительные.

Напомним, на днях Министерство энергетики и промышленности КР предложило сделать тариф на электроэнергию для населения единым (1,09 сома за киловатт-час), но каждый год его повышать. Новая тарифная программа вынесена на общественное обсуждение. Сейчас стоимость одного киловатт-часа для всех категорий населения при потреблении в рамках лимита составляет 77 тыйынов, при превышении лимита — 2,16 сома.

Кстати, мы подготовили удобный калькулятор, который позволит рассчитать, сколько надо платить за свет по предложению Минэнерго.

Как собирались данные

Для Беларуси указаны средние тарифы для населения, не использующего электроплиты, представленные Нацстаткомом РБ. Для Армении указаны ночной и дневной тарифы для обычных абонентов, источник — открытые данные. Для России указаны средние потребительские тарифы за минимальный объем потребления электроэнергии по всей территории РФ, представленные Росстатом. Для Казахстана указан диапазон оплаты между 1-м и 3-м уровнями потребления электроэнергии для населения, не использующего электроплиты (источник — Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК). Данные по тарифам в Узбекистане и Таджикистане собраны из сообщений местных СМИ. Далее все эти тарифы мы перевели в сомы по курсу Нацбанка КР на конец декабря 2020 года.

Данные о среднемесячной номинальной зарплате за 2020 год собраны на основе информации статистического органа каждой из стран. Отметим, что средняя зарплата для Таджикистана указана не за весь год, а только за декабрь 2020-го. Полученные цифры мы перевели в сомы по среднегодовому курсу Нацбанка КР.

538
Теги:
сравнение, зарплата, электроэнергия, тарифы, Кыргызстан
По теме
Цены на продукты в Бишкеке по сравнению с Москвой и другими столицами — наглядно