Часть вывески банка. Архивное фото

Сколько денег кыргызстанцы взяли у банков. Сумма рекордная

326
Объем займов растет непрерывно с мая прошлого года. Показатели ежемесячно увеличиваются и бьют рекорды. Например, прошлый рекорд зафиксировали в конце мая, но уже в июне показатели были превзойдены.

БИШКЕК, 4 авг — Sputnik. На конец июня объем кредитов в кыргызстанских банках составляет почти 173,5 миллиарда сомов, сообщается в данных Нацбанка. Из этого объема примерно 121,2 миллиарда приходится на кредиты в национальной валюте, а почти 52,3 миллиарда — в иностранной.

Объем кредитов значительно растет. Так, например, в мае 2015 года он был в два раза ниже — 895,8 миллиарда сомов.

Если рассматривать последнее время, то объем займов растет непрерывно с мая прошлого года. Показатели ежемесячно растут и бьют рекорды. Так, на конец октября они превысили отметку 160 миллиардов сомов, а на конец мая уже этого года превысили 171,4 миллиарда. Это был предыдущий рекорд.

326
Теги:
Кыргызстан, банк, кредит, объем, рекорд
По теме
В КР рекордный объем денег — не приведет ли это к росту цен? Разбор
Золотой запас Нацбанка КР с мая уменьшился на 62,6 млрд сомов — почти в 3 раза
Инженер проверяет давление в трубопроводе. Архивное фото

"Газпром" не хочет спасать Европу от холода бесплатно

178
У "Газпрома" в приоритете подготовка к российской зиме. Москва не готова неопределенно долго гарантировать значительные избыточные объемы экспорта газа. Это может быть добрая воля или готовность рискнуть, но никак не обязанность.

Цены на газ в Европе вновь подбираются к отметке в тысячу долларов за тысячу кубометров. Отопительный сезон еще не начался, поэтому оттенок у мини-кризиса скорее экономический, чем энергетический. К примеру, уже закрываются заводы по производству удобрений — при текущих ценах на газ им просто невыгодно продолжать работу, пишет обозреватель РИА Новости.

Нужно сказать, что энергетические кризисы разной степени случаются в мире регулярно. Из последних на слуху рекордные и неожиданные морозы в Техасе в феврале текущего года и дефицит газа прошлой зимой в Азии (тоже на фоне холодного фронта). После каждого такого кризиса следует разбор полетов. Причин много, традиционно достается и возобновляемой энергетике — и действительно, в обоих сюжетах есть влияние этого фактора: выработка возобновляемой энергии в упомянутые периоды сильно падала или оказывалась ниже ожидаемого. Однако фактор ВИЭ не был главной причиной сложностей ни в США, ни в Азии, ни сейчас в Европе.

У каждого кризиса свои особенности, подробное обсуждение которых выходит за рамки небольшого комментария. Например, одна из проблем нехватки газа и ценовых всплесков в АТР зимой — фундаментальный дефицит газовых хранилищ в странах Азии и слишком быстрый переход Китая на газовое отопление. Но в конечном счете все можно свести к одному, в общем-то, очевидному рецепту решения проблемы: чтобы минимизировать риск кризисных явлений, нужно увеличивать резервирование действующих систем тепло- и электроснабжения.

Причем, повторюсь, в общем случае это совсем не обязательно означает резервирование возобновляемой генерации традиционной. К примеру, во время дефицита СПГ прошлой зимой в Азии Япония могла бы перейти на использование электростанций, работающих на мазуте. Но ранее в рамках либерализации рынка большая их часть оказалась закрыта, так как поддерживать работу в обычной ситуации незагруженных мощностей оказывалось невыгодным. В результате в полной мере этой опцией воспользоваться не удалось. Кстати, очень легко сделать и запасы такого жидкого топлива, которые могут храниться практически вечно.

Таким образом, решение проблемы вроде бы простое и очевидное. Вопрос лишь в том, что все имеет свою цену. Политики и общество должны решать, насколько оправданы инвестиции в простаивающие подавляющую часть времени мощности и запасы, чтобы предотвращать редкие кризисные явления. В любом случае для резервирования нужны, во-первых, сами генерирующие мощности. Во-вторых — запасы энергоносителя. Эти запасы можно хранить либо физически, либо как возможность получать по запросу дополнительный объем импорта.

Другими словами, "виртуальный запас" в виде возможности всегда "заказать" по трубам дополнительный объем газа также имеет свою цену. Как минимум эта цена складывается из инвестиций и расходов на поддержание работы месторождений и газопроводов.

Причем "Газпром" и все остальные продавцы газа и СПГ уже изначально при подписании долгосрочного договора по факту берут на себя обязательства поддерживать резерв: в большинстве контрактов уровень "бери или плати" составляет около 80 процентов, то есть покупатель без последствий может не выбирать весь газ, который приготовил для него поставщик.

При этом сам "Газпром", наоборот, уплачивает штраф, когда по тем или иным причинам не может выполнить свои обязательства в размере полного объема контракта.

Такие примеры были. Еще осенью 2014 года, когда "Газпром" боролся с запуском новых украинских газовых "реверсов" (кстати, борьба эта оказалась неудачной, а потому менее чем через полгода была прекращена), он сокращал поставки европейским потребителям с транзитом по украинскому направлению ниже их запросов в рамках контракта, за что в результате уплатил многомиллионные штрафы.

Сейчас же компания полностью выполняет контрактные обязательства. А из вышесказанного становится ясно, что недавние обвинения "Газпрома" в манипуляциях газовыми ценами выглядят неожиданно. На самом деле некоторые потребители просто хотят получать даром то, что стоит денег.

Нужно признать, что в этом отчасти виновата и сама российская монополия. Многие годы компания подчеркивала наличие избыточных добычных мощностей в качестве бонуса для развития газового сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Но эти избыточные мощности образовались много лет назад из-за переинвестирования на фоне излишне оптимистичной оценки будущего спроса и постепенно с годами, вероятно, оказались потрачены.

Ту же логику — желание сохранить максимум возможностей с минимумом оплаты — можно применить и к газопроводам. Легко понять Европу, которая хочет максимально сохранять украинский транзит. И дело здесь не только в поддержке Украины. Это позволит без дополнительных расходов удерживать на плаву украинскую ГТС. А уж "свои" трубы, пусть и недозаполненные, "Газпром" в любом случае будет поддерживать в рабочем состоянии за собственный счет.

Какова основная причина того, что текущий экспорт "Газпрома" осуществляется исключительно в рамках контрактов, без дополнительного предложения на фоне рекордных цен, сказать сложно. По некоторым компетентным оценкам, сейчас просто нет лишнего газа, а у "Газпрома" в приоритете подготовка к российской зиме и заполнение наших газовых хранилищ. Одновременно нынешняя тактика обсуждается и в связке с интригой о будущем "Северного потока — 2".

Но вне зависимости от основной причины настал момент артикулировать: Россия не готова неопределенно долго гарантировать значительные избыточные объемы экспорта сверх контрактных договоренностей. Это может быть добрая воля или собственная готовность рискнуть, инвестируя в дополнительную добычу, но никак не обязанность. Вопрос здесь не в политике, а в банальном риске замораживания инвестиций в добычу и сети, которые при определенных сценариях могут не окупиться.

Момент настал прежде всего потому, что по мере нового ввода возобновляемых источников будет воспроизводиться похожая ситуация, но вызванная уже не столько дисбалансом на глобальном газовом рынке, как в этот раз, сколько переменчивостью возобновляемой генерации. Что приведет к новым обвинениям в манипуляции.

На этом фоне любопытен сюжет с производством сжиженного газа в США. Там газ для сжижения приобретается по биржевым ценам из единой газотранспортной системы и поступает на заводы СПГ. А вследствие особенностей контрактов доходы владельцев заводов в итоге зависят от объемов произведенного СПГ. Соответственно, окупаемость этих заводов определяется уровнем загрузки. Тем не менее Союз промышленных потребителей энергии обратился в американское Минэнерго с просьбой ограничить уровень загрузки заводов СПГ, чтобы не допустить дальнейшего роста внутренних цен. Маловероятно, что эта просьба будет удовлетворена, однако приоритет собственных интересов обсуждается даже на североамериканском полностью либерализованном газовом рынке.

Подытожим. В Европе еще несколько лет назад поднимался вопрос, кто заплатит за простаивающие резервные генерирующие мощности. Теперь же, по-хорошему, этот вопрос следует поднимать и в контексте резервных поставок сырья, ведь "рынок покупателя" иногда сменяется "рынком продавца".

В результате полная стоимость энергосистемы с высокой долей возобновляемых источников оказывается выше формальных — часто уже вполне конкурентоспособных — цифр себестоимости ВИЭ. В долгосрочной перспективе решением проблемы резерва ископаемых энергоносителей должен стать водород — как практически универсальный накопитель энергии. Это недешевое решение, хотя в будущем оно позволит отказаться от резервной газовой инфраструктуры. Но до этого еще долгий путь в десятки лет.

178
Теги:
Россия, Европа, газ, кризис, поставки
По теме
Европа обвиняет Россию в "экспорте холода"
Чем грозит странам Центральной Азии власть талибов в Афганистане
Америка придумала, что будет продавать миру. Платить придется всем
Монеты на фоне флага Кыргызстана. Архивное фото

Программа развития КР до 2026 года чиновники рассказали о проекте

83
Кроме решения социальных задач, одним из приоритетов программы является создание фонда будущих поколений.

БИШКЕК, 24 сен — Sputnik. Власти рассказали представителям гражданского общества о проекте программы развития Кыргызстана до 2026 года, сообщила пресс-служба президента.

Круглый стол организовали администрация главы государства и Министерство экономики и финансов.

Отмечается, что проект программы среднесрочного развития является детализированным документом по первому этапу Национальной стратегии развития КР на 2018–2040 годы.

Один из главных принципов проекта — преемственность государственной политики, заложенной в долгосрочной стратегии, ориентация на человека и создание условий и формирование среды для его развития, говорят в администрации. Расходы государства на образование и здравоохранение рассматриваются как инвестиции в будущее.

Ключевая задача программы — формирование среды для развития человека, где особое внимание уделено социально-культурному развитию, кардинальному реформированию системы общественного здравоохранения, укреплению первичной медико-санитарной помощи на основе цифровых технологий, развитию социальных услуг на местах, расширению доступа к дошкольному образованию, внедрению подушевого финансирования в систему образования, широкому привлечению бизнеса в дошкольное и школьное образование, социально-медицинские и реабилитационные, медицинские услуги.

Предполагается создание фонда будущих поколений, целью которого станет поддержка раннего развития детей, выделение финансовой помощи гражданину, достигшему совершеннолетия и выполнившему требования по образованию и состоянию здоровья. Источником финансирования фонда будет часть средств от эксплуатации невозобновляемых ресурсов, добываемых в Кыргызстане.

Для поддержки малоимущих и малообеспеченных категорий населения будут внедрены механизмы социального контракта путем выделения микрокредитного финансирования. Программа предусматривает реальные меры для признания труда матерей, ухаживающих за детьми раннего возраста, развития женского предпринимательства.

В программе отмечено, что многообразие культур, народов и вероисповедания — это стратегический ресурс для развития страны. Политика государства должна обеспечить национальное согласие, укрепление гражданского и межэтнического взаимопонимания, искоренение насилия в семье и в отношении детей, продвижение принципов ответственного родителя.

83
Теги:
Кыргызстан, программа, развитие, администрация, обсуждение
По теме
Сравниваем с Кыргызстаном — размер средней зарплаты у соседей и в ЕАЭС
Сколько денег в Кыргызстан перевели мигранты — график с 2005 года
Демонстрация на экране в Центральной избирательной комиссии РФ распределения мест в Госдуме после обработки 100% протоколов избирательных комиссий по выборам депутатов в Государственную Думу РФ 8-го созыва.

Сколько партий проходят в Госдуму РФ глава ЦИК подвела итоги

0
Выборы проходили с 17 по 19 сентября, в российский парламент прошли пять партий. Сегодня ЦИК подвела итоги.

БИШКЕК, 24 сен — Sputnik. Глава Центральной избирательной комиссии России Элла Памфилова подвела итоги выборов в Государственную думу, сообщает РИА Новости.

Партия "Единая Россия" получила 324 мандата, КПРФ — 57, "Справедливая Россия — за правду" — 27, ЛДПР — 21, а "Новые люди" — 13.

По одному месту получили "Родина", "Гражданская платформа" и Партия роста. 

Также в нижнюю палату прошли пять самовыдвиженцев по одномандатным округам. Из них трое в Москве и по одному в Республике Адыгее и в Крыму.

Центризбирком признал итоги состоявшимися и действительными. Памфилова отметила, что ЦИК сделала на прошедших выборах все что могла, а о результатах работы судить избирателям.

Выборы в Госдуму проходили 17-19 сентября, одновременно с ними — региональные и муниципальные. Дистанционное электронное голосование было организовано в Москве, Курской, Нижегородской, Ярославской, Мурманской и Ростовской областях, а также в Севастополе.

0
Теги:
Россия, партия, Государственная Дума, итоги
По теме
Выборы в Госдуму РФ — результаты после подсчета 100% протоколов
Эксперт: выборы в Госдуму стали внешнеполитической победой России