Иллюстрация для рубрики Новости науки и новых технологий на радио

Могут ли быть планеты в системах двойных звезд "Новости науки"

Радиоведущий Тимур Осмонов рассказывает о новинках мира науки и новых технологиях в еженедельном подкасте.
Могут ли быть планеты в системах двойных звезд — "Новости науки"

Ученые, работающие с данными космических телескопов НАСА Kepler и TESS, объявили об открытии первой планеты в двойной звездной системе. По размерам она сопоставима с самой большой планетой нашей системы — Юпитером. Ранее такие планеты найти не удавалось, но благодаря новым методам обнаружения с помощью телескопа TESS экзопланеты в двойных звездных системах при условии, что планета пройдет на фоне обеих звезд в течение одного 27-дневного сеанса наблюдений, это стало возможным.

Также в новом выпуске программы на радио Sputnik Кыргызстан вы узнаете, сколько мусора, связанного с COVID, человечество выбросило в Мировой океан и почему в Португалии начальству запретили звонить подчиненным в нерабочее время.

звезды, система, планета, мусор, жизнь, океан, Португалия, работа
На каких планетах в Солнечной системе возможна жизнь — новости науки
Радиорубрика Новости науки и новых технологий

Может ли взорваться старый смартфон "Новости науки и техники"

Аккумуляторы мобильных устройств становятся все долговечнее, в современных смартфонах батареи, как правило, безотказно служат по несколько лет. При этом сам принцип их работы остался прежним, батарея — это химический элемент, подверженный деградации, срок его службы ограничен. С годами емкость любого аккумулятора падает, и батареи смартфонов не исключение.

Может ли взорваться старый смартфон — "Новости науки и техники"

Старший специалист по тестированию цифровых продуктов Роскачества Сергей Кузьменко в комментарии на радио Sputnik рассказал, что батареи в телефонах служат разное время, но все они теряют 20 процентов своей емкости после первых 300 циклов зарядки-разрядки.

"Если заряжать телефон каждый день, то меньше чем через год батарея смартфона потеряет 20 % своей емкости. Потерю такого объема потенциала батареи большинство людей даже не заметит. Затем, по мере деградации химического элемента, смартфон придется подключать к зарядке все чаще и чаще. А к моменту, когда батарея уже практически выработает свой ресурс, возможны и более неприятные сюрпризы. Из-за того что ресурс батареи смартфона подходит к концу, может произойти ее вздутие", — предостерег Кузьменко.

Он добавил, что тогда батарея может просто выйти из строя, а может и взорваться.

Также из нового выпуска подкаста вы узнаете, почему пчелы из Коста-Рики стали хищниками и почему Антарктида в древности покрылась ледяным щитом.

смартфон, наука, техника
Могут ли быть планеты в системах двойных звезд — "Новости науки"
Иллюстрация для рубрики Новости науки и новых технологий на радио

Впервые в мире собаке вживили бионические протезы "Новости науки и техники"

(обновлено 19:48 20.11.2021)
Радиоведущая Аяна Таирова рассказывает о новинках мира науки и новых технологиях в еженедельном подкасте.
Впервые в мире Собаке вживили бионические протезы — "Новости науки и техники"

"Титановые лапы" для собак и кошек создали ветеринары вместе с томскими учеными. Протезы были смоделированы по индивидуальной цифровой модели и напечатаны из титанникельванадия на 3D-принтере. Особая пористая структура конструкции позволила достичь максимального вживления импланта в кость собаке, лапы которой отрубили живодеры.

Также из нового выпуска программы вы узнаете, что способствовало крушению китайских династий и какие изобретения стали лучшими в ежегодном списке журнала Time.

протез, собака, вулкан, изобретение
Американские ученые намерены оживить мамонта — "Новости науки и техники"
Депутаты ЖК на заседании. Архивное фото

Оклад депутатов ЖК снизился всего на 500 сомов? Как было в 2020 году

(обновлено 18:22 02.12.2021)
Ранее президент подписал указ, согласно которому для оптимизации бюджета принято решение сократить оклады народных избранников.

БИШКЕК, 2 дек — Sputnik. Оклад депутатов Жогорку Кенеша снизился всего на 500 сомов? Таким вопросом можно задаться, вспомнив сообщение пресс-службы парламента в июле 2020 года.

Сегодня президент Садыр Жапаров подписал указ, согласно которому оклады парламентариев будут сокращены для оптимизации расходов бюджета.

Таким образом:

• оклад торага определен в размере 30 тысяч сомов;
  • оклады заместителей торага — 27 тысяч;
  • оклады лидеров депутатских фракций и председателей комитетов — 26 тысяч;
  • оклады депутатов — 25 тысяч.

Теперь вспомним сообщение прежнего главы пресс-службы ЖК Ибраима Нуракун уулу. 9 июля 2020 года он опроверг информацию о том, что депутаты получили отпускные в размере 200 тысяч сомов.

Нуракун уулу пояснил, что размер отпускных выплат не превышает ежемесячную зарплату. В публикации упоминалось, что спикер получает 30 тысяч сомов, вице-спикеры — 27 тысяч, а депутаты — 25,5 тысячи. Единственное "но": оклад тогда назвали зарплатой.

Получается, оклады торага и его заместителей не изменились, а оклад депутатов снизился всего на 500 сомов.

Отметим, что информация о заработной плате парламентариев в открытом доступе не публикуется. Исключением может быть лишь налоговая декларация, где указывается годовой доход в совокупности — не только оклад или зарплата. Кроме того, налоговикам требуется несколько месяцев, чтобы опубликовать проверенные декларации по итогам предыдущего года.

Sputnik Кыргызстан ожидает публикации текста указа, где, возможно, будут разъяснения по поводу сокращения депутатских окладов.

Оклад подразумевает фиксированную плату за труд в течение календарного месяца. Заработная плата формируется в том числе за счет оклада, надбавок, к примеру, если есть стаж, воинские звания, классные чины и так далее.

Кыргызстан, Жогорку Кенеш, оклад, депутат, снижение