Талак. Талак. Талак. Прости меня за все!
Как кыргызстанцы разводятся по шариату
Мужчине достаточно три раза повторить слово "талак", и по правилам ислама супружеская пара будет разведена. Узнайте об этом подробнее в материале Sputnik.

Нурсулу Кариева
42 года
Нурсулу Кариевой 42 года. Она работает маркетологом и сейчас проживает в Англии. Изначально женщина должна была уехать туда с мужем и двумя дочерьми: в родном Кыргызстане у пары не было ни работы, ни перспектив.

По плану первой за границу должна была отправиться Нурсулу, а супруг собирался присоединиться к ней позднее. Однако женщина его так и не дождалась, вместо этого она получила сообщение о разводе — троекратный талак. В исламе это означает, что их брак разорван. Так закончились шесть лет супружеских отношений.

"Я была в Англии, когда получила по вотсапу сообщение "Талак. Талак. Талак. Прости меня за все". Тогда я не восприняла это всерьез: глупость какая-то! Даже подумала, что он напился, ведь кто в здравом уме такое сделает?" — вспоминает женщина.

Официально супруги не регистрировали брак, единственное, что их связывало, — это нике, религиозный брак. Как объясняет женщина, причиной их развода стало желание супруга найти вторую жену.

"Зачем ему надо было заводить вторую жену, если он не в состоянии обеспечить первую?! Это просто нелогично и очень глупо. Честно говоря, я сказала: "Хорошо, если найдется женщина, которую ты будешь обеспечивать так же, как меня, то есть никак, к которой будешь относиться так же, как ко мне, то есть очень плохо, то пожалуйста". Это было очень странно", — рассказывает она.

Ей пришлось распрощаться с совместно нажитым имуществом — по словам Нурсулу, в ремонт и обустройство квартиры супруга она вложила 17 тысяч долларов. После развода ей не досталось ничего — муж вернул бывшей жене только одежду.
"Понимаете, он мне даже чайной ложки не отдал! Вернул только мои личные вещи: платья, брюки, белье. Почему-то драгоценности не отдал, хотя это относится к личным вещам", — вспоминает Кариева.

Но это оказалось не самым страшным потрясением для Нурсулу: ее бывший супруг решил, что двоих дочерей оставит себе. Путем судебных тяжб и долгих переговоров было решено, что мать все-таки сможет забрать в Англию младшую дочь. На старшую она регулярно высылает алименты — таким было условие бывшего мужа.

Женщина надеется, что он разрешит забирать старшую дочь хотя бы на каникулы, но тот позволяет им общаться только по видеосвязи. Вживую Нурсулу не видела свою восьмилетнюю дочь почти два года.

"Я не раз обращалась к религиозным деятелям, имамам, муллам. Не понимала, с религиозной точки зрения разведена я или нет? Каждый из них был в шоке, говорил: "Что это такое? Забудь этого мужчину! Он тебя не достоин". Даже для религиозных деятелей это было что-то абсурдное, недостойное", — сокрушается Нурсулу.
Насиба Эшмурадова
кандидат юридических наук
В Кыргызстане только в религиозном браке, без регистрации в загсе, состоят 4 процента женщин старше 15 лет. Примечательно, что в такой брак чаще всего вступают девушки от 20 до 30 лет — таковых 6 процентов. Более старшее поколение предпочитает все же регистрировать отношения не только перед Богом, но и перед государством.

При этом в Кыргызстане разводом заканчивается каждый пятый брак. Эти цифры еще раз говорят о том, что многим кыргызстанкам приходится сталкиваться с талаком, объявленным некогда любимым мужчиной, однако в обществе это тема считается табуированной.

Чтобы глубже понять это явление, давайте погрузимся в историю. Брак кочевых кыргызов был практически нерушим. Для развода у пары должны были быть серьезные основания: бездетность, измена, длительная разлука, систематические побои со стороны мужа. Даже если жена вела себя идеально, мужчина мог единолично потребовать развода, но это было редкостью, объясняет кандидат юридических наук Насиба Эшмурадова.
"Роды кыргызов были всегда очень тесно связаны между собой. Когда происходил развод, это негативно сказывалось на отношениях между семьями. Но даже в таких случаях пара не могла сразу развестись: сначала были беседы с аксакалами, супругам давали время на размышление", — рассказывает ученая.

Женщина также имела право на развод без веских причин, но требовала его в крайнем случае, ведь таким образом она лишалась права на детей.

Однако и муж, решившийся просто так подать на развод, должен был дорого за это заплатить. Во-первых, в этом случае дети оставались у жены; во-вторых, она также получала и калым, и приданое.

"Для кыргызов выплата калыма была тяжким бременем, а у нас во многих источниках сказано, что если муж отказывается от жены, он не имеет права предъявлять иск о калыме. В те времена он был огромный, так что не каждый мог позволить себе развестись", — объясняет эксперт.

Исламский развод стал распространяться под влиянием Кокандского ханства. Согласно этим правилам, мужчина мог расторгнуть семейный союз, три раза произнеся "талак". Однако это вовсе не означало, что после развода он переставал материально обеспечивать детей.

"Шариат — это детально разработанная система, в которой все предусмотрено. В нем защищены права женщин, детей. В шариате есть нормы, предписывающие помогать слабым и беззащитным. Религия не то что рекомендует, а прямо предписывает мужчинам заботиться о детях", — рассказывает Насиба Эшмурадова.
Кадыр Маликов
заместитель муфтия Кыргызстана
В современной жизни многие кыргызстанцы рассматривают тройной талак как способ навсегда оставить в прошлом жену и детей. Они полагают, что после развода можно забыть о какой бы то ни было материальной ответственности и с головой окунуться в новые отношения.

Однако заместитель муфтия Кыргызстана Кадыр Маликов утверждает, что мусульманин обязан нести ответственность за свою семью, пусть даже брак дал трещину.

"Мы знаем примеры, когда мужчина дает талак, бросает жену и сразу женится на второй, третьей... При этом он не содержит ни одну из жен. Это проблема не только мусульман, а всего общества — люди преследуют лишь свои интересы, никто не хочет брать за другого ответственность", — полагает Маликов.

Еще один проблемный вопрос: с кем, по канонам ислама, должны остаться дети? Как правило, кыргызстанские судьи решают эти вопросы в пользу матери. Исключения составляют лишь крайние случаи, когда у женщины проблемы с наркотиками или законом. Шариат тоже предписывает не разлучать мать с ребенком.
"То, что при разводе начинают отбирать у матерей малолетних детей, якобы на основе шариата, неправильно. В исламе такого нет. Наоборот, дети должны определенное время оставаться с матерью", — поясняет заместитель муфтия.

Зачастую молодые люди используют слово "талак", просто чтобы позлить жену. После бурного выяснения отношений супруги успокаиваются и как ни в чем не бывало продолжают жить вместе.

Однако не все так просто. Де-факто они уже разведены, а значит, не могут жить вместе. В этом случае нельзя просто заново провести нике — свадебный обряд, объясняет Кадыр Маликов. Для тех, кто бросает столь важные слова на ветер, есть суровое испытание — они должны вступить в так называемый промежуточный брак.

"В Коране есть аят, где четко прописано: если мужчина разводится с женщиной после трехразового талака, то они запрещены друг для друга до тех пор, пока он или она не заключат брак с другими. Причем это не должен быть фиктивный брак — нельзя обмануть Всевышнего. Должны состояться реальное заключение брака и жизнь с другим партнером", — объясняет Маликов.
Рустам Абдурауфов
адвокат
Рассмотрим этот вопрос с юридической стороны. Государство признает брак только в том случае, если пара обратилась в загс. Это означает, что, заключая нике без официальной регистрации, супруги несут определенные риски.

Приведем пример. Допустим, муж и жена вскладчину купили квартиру. Деньгами помогали и его, и ее родители, но недвижимость оформили на мужа как на главу семьи. Если не было официальной регистрации, мужчина в любой момент может выгнать супругу и она не сможет претендовать на половину жилья, объясняет адвокат Рустам Абдурауфов.
"Мы, как юристы, должны сломать эту практику. Да, было нике и супруги проживали вместе, и даже если имущество зарегистрировано на мужа, нужно его разделить. Пока суды не поддаются. Для них если не было юридически закрепленного брака, значит, женщина ничего не получит", — рассказывает юрист.

Однако отсутствие свидетельства о браке не освобождает отца от алиментов. Женщина имеет право взыскать алименты с бывшего супруга, так как это право детей, а не ее собственное. В этом случае не важно, было ли между мужем и женой нике или зарегистрированный брак.

"В таком случае важно, чтобы к свидетельству о рождении ребенка прилагалось свидетельство об отцовстве. Так как нет зарегистрированного брака, мужчину не сразу вписывают в свидетельство. Например, отец хочет дать ребенку свою фамилию, и женщина может сразу предложить ему получить свидетельство об отцовстве. В этом случае она потом сможет без проблем взыскать алименты", — объясняет Абдурауфов.
Ак-Моор Ян
глава движения "Мама, ты не одна"
Эксперты сходятся во мнении, что больше всего при разладе родителей страдают дети. И папа, и мама должны сделать все, чтобы развод наименьшим образом сказался на самых уязвимых членах семьи. Того же требуют и высшие законы, и тут уже не важно, какую религию исповедует человек, убеждена глава движения "Мама, ты не одна" Ак-Моор Ян.
"Мы только учимся жить в новом мире. Люди начинают понимать, что желательно все прописывать на бумаге. Конечно, мы тоже к этому придем, я надеюсь, девушки будут более ответственно подходить к вопросу замужества, ведь это важно не только для них, но и для их детей", — отмечает Ак-Моор.

Эксперты настаивают на том, что гражданам лучше заключать официальный брак. Это защитит не только права супругов, но и права детей.
Авторы
Асель Минбаева, Светлана Федотова

Фото, видео
Табылды Кадырбеков, Эмиль Садыров, личный архив Нурсулу Кариевой

Дизайн
Евгений Волохов
Лента новостей
0