Бишкекчане экономят десятки тысяч! Выгодно ли вам переводить авто на газ?
От кыргызстанских автовладельцев, которые решились "перейти на газ", можно услышать разные отзывы: от гневных до восторженных. Мы разобрались, почему для одних это экономия, а для других — удар по бюджету.
Бишкекчане экономят десятки тысяч! Выгодно ли вам переводить авто на газ?
От кыргызстанских автовладельцев, которые решились "перейти на газ", можно услышать разные отзывы: от гневных до восторженных. Мы разобрались, почему для одних это экономия, а для других — удар по бюджету.
Плюсы и минусы газа в сравнении
с бензином
Собрать эти сведения нам помогли сотрудники сервисных центров и опытные автолюбители, которые установили в своих машинах газобаллонное оборудование (ГБО).
Экономия
Газ вдвое дешевле бензина. Если стоимость Аи-95 перевалила за 47 сома, то газ стоит 25,4. В идеальных условиях 35-50 тысяч сомов, которые вам придется выложить за новое оборудование, окупятся примерно через год (если вы будете ездить в среднем 50 километров в день). Для дальнобойщиков ежегодная экономия может составлять десятки тысяч сомов.
Двигатель больше "любит" газ
Газ в отличие от бензина не смывает смазочную пленку со стенок цилиндров, не загрязняет масло и не делает его более жидким. Поскольку масло не теряет своих свойств, срок службы двигателя увеличивается.
У вас появится выбор: газ или бензин
В любой непонятной ситуации вы можете забыть о наличии ГБО и ездить только на бензине. Это очень выгодно дальнобойщикам: если в округе нет газовых заправок, можно переключиться на бензин и не переживать из-за недостатка топлива.
Газ меньше загрязняет окружающую среду
Газ в среднем выбрасывает в воздух на 65 процентов меньше оксида азота и на 80 процентов меньше твердых частиц, чем бензин.
Топлива будет уходить больше
Расход топлива в автомобиле с ГБО увеличивается на 5-7 процентов.
Двигатель потеряет немного мощности
Вот такой парадокс. Потери составят 10-15 процентов от первоначальной мощности. Максимально доступная скорость снизится на 5-6 процентов.
Переоборудовать машину довольно дорого
К примеру, установка газобаллонного оборудования на внедорожник обойдется в 35-50 тысяч сомов.
Места в багажнике станет меньше
Там будет находиться газовый баллон (это безопасно!).
Узнайте, насколько лично вам это выгодно

Узнайте, насколько лично вам это выгодно

3 истории бишкекчан, которые установили себе ГБО
3 истории бишкекчан, которые установили себе ГБО
Личный опыт: Айбек Султанов, частный предприниматель
Советую автомобилистам следить за состоянием свечей зажигания и воздушным фильтром. Конечно, надо проходить регулярную проверку в центре диагностики. Уже несколько лет езжу на ГБО, кроме плюсов ничего не увидел. Заметил, что масло в двигателе чище, чем когда ездишь на бензине.
марка машины — Honda HR-V
объем двигателя — 1,8
цилиндры — 4
год выпуска — 2001
средний пробег — от 10 до 100 километров в день
дата установки оборудования — три года назад
затраты — $450
экономия — 35 процентов
Личный опыт: Сабина Ахмедова, менеджер по продажам
Весь день провожу в разъездах, учитывая нынешние цены на ГСМ, газ очень экономичен. Меня беспокоит вопрос безопасности — насмотрелась в интернете, как взрываются автомобили. Диагностика моей машины показала, что она в порядке. Но я все равно переживаю; когда ездила на бензине, было спокойнее. Если бы я не нуждалась в экономии средств, продолжала бы ездить на бензине.
марка машины — Toyota Ipsum
объем двигателя — 2,4
цилиндры — 4
год выпуска — 2004
средний пробег — 80 километров в день
дата установки оборудования — полгода назад
затраты — $400
экономия — 40-45 процентов
Личный опыт: Алексей Исаков, инженер
Преимущество газа — дешевизна, кроме того, он немного экологичнее бензина. Есть миф, что газ сушит резиновые элементы двигателя, но я пока не заметил особых изменений и только наблюдаю за машиной. По-моему, единственный минус ГБО, который бросается в глаза, — оно занимает много места в багажнике.
марка машины — Lexus RX 300
объем двигателя — 3,3
цилиндры — 6
год выпуска — 2004
средний пробег — 50 километров в день
дата установки оборудования — полгода назад
затраты — $700
экономия — 40-45 процентов
10 ответов на вопросы о ГБО — то, что должен знать водитель
10 ответов на вопросы о ГБО — то, что должен знать водитель
Владислав Дудочкин занимается установкой газобаллонного оборудования на автомобили уже 10 лет. Он рассказал, что следует знать каждому автовладельцу, решившемуся на переоборудование бензинового двигателя под газ.
Я решил установить ГБО. Что надо сделать в первую очередь?
Для начала нужно определить, нет ли у вас аллергии на одорант — вещество, которое добавляют в газ для придания ему характерного запаха. В случае аллергической реакции у вас постоянно будет болеть голова.

Вам предстоят значительные траты. Средняя стоимость установки газового оборудования четвертого поколения на шестицилиндровый двигатель в Кыргызстане составляет 720 долларов, а на четырехцилиндровый — 530.

Некоторые станции техобслуживания предлагают оборудовать машину ГБО в рассрочку или кредит. Для оформления последнего понадобятся справка о заработной плате, паспорт и деньги на первоначальный взнос.

Найдите сервисный центр. Желательно, чтобы фирма уже зарекомендовала себя на рынке. В столице этим занимаются десятки СТО, но некоторые работают в кустарных условиях.

Перед установкой ГБО проверьте техническое состояние автомобиля и получите разрешение на его переоборудование.
Есть ли разница, какой баллон для газа устанавливать?
Баллоны бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные. Вторые гораздо меньше и устанавливаются в нише запасного колеса. Но и выложить за тороидальный баллон придется в 1,5-2 раза больше.

С технической стороны разницы нет. Европейские баки имеют более крепкие швы и стенки, чем турецкие.
Правда ли, что после установки ГБО двигатель, свечи и моторное масло прослужат дольше, чем обычно?
Да, процентов на 40. Однако свечи придется менять чаще, потому что газ поджигается гораздо труднее, и свеча всегда должна быть в безупречном состоянии.
Правда, что газа расходуется больше, чем бензина?
Правда, но ненамного. Вы даже не почувствуете разницу. А если газ расходуется больше бензина на 10-15 процентов, то скорее всего оборудование установлено неправильно.
Какое газовое оборудование лучше — на метане или пропан-бутане?
Для легковых автомобилей предпочтительнее пропан-бутан, для больших внедорожников и грузовиков — метан.
Что лучше — установить готовый комплект ГБО от одного производителя или собрать его из деталей разных производителей?
Вариант установки оборудования одного производителя считается наилучшим, но и самым дорогим (если, конечно, речь идет не о китайских подделках).

Однако следует учитывать некоторые особенности. Например, итальянские редукторы не работают на нашем газе, поэтому мастера предлагают альтернативу. А вот форсунки лучше установить европейского производства — итальянского или польского.

Делать "сборную солянку" ради экономии не стоит. На кону ваша безопасность. Также, покупая дешевое оборудование, будьте готовы к тому, что двигатель авто начнет работать на износ и срок его службы сократится.
Может ли обыватель определить качество газового оборудования?
Нет, визуально отличить подделку от оригинала невозможно, поэтому надо обратиться за советом к профессионалам. Кстати, сертификаты качества и гарантийные талоны тоже подделывают.
Инструкции по безопасности — что нужно делать после переоборудования двигателя под газ?
Главное — при резком запахе газа закрыть все краники и немедленно ехать на СТО. При длительном бездействии автомобиля и газового баллона нужно опустошить топливный бак, а после также закрыть все краники, отвечающие за поступление топлива.

Не забывайте ставить машину на техосмотр после каждых 10 тысяч километров пробега. Внимательнее выбирайте автозаправки. Например, частные ГАЗС не всегда соблюдают правила безопасности: размещают резервуары с топливом над землей, используют старое оборудование. Эти нарушения могут стать причиной взрыва.
Какова вероятность, что ГБО выйдет из строя и автомобиль взорвется?
Абсолютно такая же, как у машин на бензине.
Газобаллонное оборудование бывает пяти поколений. Какое выбрать?
Оптимальный вариант для автомобилей, выпущенных позже 1996 года, — установка оборудования четвертого поколения.

Его главное преимущество в том, что система полностью автоматизирована: переключение автомобиля на газ (когда охлаждающая жидкость достигает температуры 40-50 градусов) и обратное переключение на бензин происходит автоматически.
Какие документы нужны для установки ГБО?
Какие документы нужны для установки ГБО?
Сотрудник пресс-службы ГУОБДД МВД Тилек Исаев рассказал, как переоборудовать автомобиль законно. Советуем внимательно прочитать эту инструкцию!

В случае установки ГБО без разрешения вам придется заплатить 5 500 сомов штрафа.
Сначала необходимо получить разрешение на переоборудование авто. Для этого следует обратиться с заявлением в ГУОБДД. Возьмите с собой копию свидетельства о регистрации транспорта, копию паспорта или доверенности, а также эскизный проект установки газового оборудования (его должны предоставить на станции техобслуживания).
В течение 15 дней межведомственная комиссия рассмотрит вашу заявку. Процедура бесплатная.
Получив разрешение, можете отправляться на установку ГБО. После установки мастера должны предоставить вам справку об объеме и о качестве выполненных работ, заверенную печатью. Кстати, не все СТО в Кыргызстане имеют право выдавать такой документ — услугами "несертифицированных" станций лучше не пользоваться.
Затем надо провести технический осмотр автомобиля в аккредитованном диагностическом центре. Если результат проверки будет положительным, вам выдадут диагностическую карту. Ее следует предоставить в ГУОБДД, чтобы получить свидетельство о соответствии требованиям безопасности.
Далее нужно обратиться в Государственную регистрационную службу, чтобы внести изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства. Это стоит 256 сомов (без учета банковских услуг), если вы хотите заменить техпаспорт на новый – это будет стоить 458 сомов. Спустя один-два дня вам выдадут свидетельство о регистрации, в котором будет пометка "установлено газовое оборудование".
Мне не понравилось — хочу снять газобаллонное оборудование
Мне не понравилось — хочу снять газобаллонное оборудование
Сотрудники столичных сервисных центров признаются, что автовладельцы редко снимают ГБО просто потому, что им "не понравилось". Чаще это делается для того, чтобы перед продажей старой машины установить "родное" ГБО на новую.

Есть и водители, которые приезжают на демонтаж с наступлением холодов — они боятся, что оборудование может стать неисправным, хотя причин для беспокойства нет.

Если вы по каким-то причинам не хотите пользоваться газом в течение длительного периода, оборудование лучше "законсервировать". Для этого необходимо отключить блок управления и закрыть все краники, регулирующие поступление газа.

Демонтаж ГБО обойдется в 30-50 долларов. Чтобы снять оборудование с одного автомобиля и переустановить на другой, придется заплатить от 100 до 150 долларов в зависимости от сложности работы.
О переходе на газ в Кыргызстане
О переходе на газ в Кыргызстане
Заместитель президента Ассоциации газа и альтернативного оборудования Максат Нурманбетов рассказал, что спрос на газобаллонное оборудование растет: сейчас водителей, желающих установить его, тысячи — были бы деньги.
"Сервисные центры идут на уступки, предлагая установить ГБО в рассрочку или кредит. Ведь хорошее оборудование даже для самой дешевой машины стоит примерно 30 тысяч сомов. Водители понимают, что на газе будут экономить десятки тысяч сомов, поэтому все чаще устанавливают ГБО".
К тому же перебоев в поставках газа в Бишкек сегодня практически не бывает. По словам Нурманбетова, топлива достаточно, чтобы удовлетворить нужды кыргызстанцев.
"Спрос растет, поэтому и рынок развивается: появляются новые ГАЗС, сервисные центры, которые предлагают установить газовое оборудование. Это раньше, отправляясь в долгую поездку, кыргызстанец рисковал остаться без газового топлива. Сегодня же его можно найти почти на любой заправке".
Газовые автомобильные заправочные станции в Кыргызстане
Газовые автомобильные заправочные станции в Кыргызстане
Авторы
Екатерина Михайлова, Светлана Федотова

Руководитель проекта
Эрнис Алымбаев

Редактор
Асель Минбаева

Фото
Табылды Кадырбеков, Акылбек Батырбеков, Михаил Дудин

Программист
Михаил Дудин

Дизайнер

Даниил Сулайманов

Источники
Главное управление патрульной милиции МВД КР, городской информационный сервис 2GIS, газомоторная ассоциация NGV Global, материалы из открытых источников