Этот фильм заработал больше $100 млн — как создавалось "кыргызское чудо"

Этот фильм заработал больше $100 млн —
как создавалось "кыргызское чудо"

"Кыргызское чудо" — так прозвали советский кинофеномен шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Это фильмы о степном народе, созданные молодыми режиссерами. В честь 80-летия "Кыргызфильма" хотим напомнить об истории "кыргызского чуда".
Фрунзенская студия кино родилась в небольшом подвале музыкального училища. Первое, чем занялась команда, — начала выпускать журнал "Сельская Киргизия", а также работать со съемочными группами из других стран. В те годы никто не предрекал кыргызскому кинематографу мировой славы, но обо всем по порядку!

Дебютная полнометражная картина, снятая в Кыргызстане, была срежиссирована Олегом Фрелихом. Она вышла на большой экран почти сто лет назад, а если точнее, в 1927 году.

События в фильме разворачиваются на фоне Гражданской войны, когда на территории республики шло противостояние большевиков и войск Антанты, выступавших на стороне белогвардейцев. В картине рассказывается о девочке из богатой семьи, влюбленной в бедняка. Семья героини против неравного союза, ее пытаются выдать замуж за богатого кандидата.

Главную роль исполнила 13-летняя Айша Карасаева. Она не имела актерского образования, более того, это был ее дебют в кино. Съемки той легендарной картины стали отправной точкой — кыргызская молодежь мечтала реализовать себя на этом непростом, но очень интересном поприще.

Это было не кино,
а "кыйно"!

С начала 1930-х съемочные группы из советских республик зачастили в Киргизскую ССР на съемки. Помимо того что здесь начали активно снимать кино, его стали показывать! Чтобы охватить все население, были организованы передвижные кинотеатры. Они колесили по городам и весям республики и показывали популярные в те годы фильмы.
"Это были первые годы, когда у нас появилось кино, но тогда мы, дети из глубинки, называли его иначе — "кыйно". Чтобы посмотреть фильм, нужно было пройти десять километров до районного центра", — вспоминал Толомуш Океев.

(отрывок из биографической повести Леонида Дядюченко
"Толомуш Океев")
Передвижные кинотеатры разворачивались в центральных населенных пунктах, обычно на школьных стадионах. Время года не имело значения — кино крутили как при +30 градусах, так и в суровые зимы.
Толомуш Океев
народный артист СССР, выдающийся кинорежиссер
"Фильм редко можно было посмотреть полностью за раз, чаще всего его показывали по частям. То рвалась пленка, то бобины не успевали собирать. Порой лента шла с конца или вверх ногами, но мы все равно смотрели, это было наше "кыйно", — рассказывал Океев.

(отрывок из биографической повести Леонида Дядюченко
"Толомуш Океев")

Легенды кыргызского кинематографа

Кадыржан Кыдыралиев — один из самых знаменитых операторов советской Киргизии. Еще в школе он познакомился с режиссером Дмитрием Эдманом. Съемочная группа зарубежного режиссера приехала во Фрунзе на съемки фильма. На встрече со школьниками Кыдыралиев и увидел Эдмана.
Тогда-то у еще обычного фрунзенского школьника появилась мечта стать оператором и получить образование в одной из самых сильных школ мира кино. Два раза Кыдыралиев проваливал экзамены, лишь с третьей попытки он стал студентом ВГИКа. Возвращение на родину таких мастеров своего дела, как Кыдыралиев, Лилия Турусбекова, Мелис Убукеев, Толомуш Океев, означало одно — в республике начнут снимать свое кино.
В 1964 году Убукеев с Кыдыралиевым приступили к первому фильму, который от и до был сделан съемочной группой из Киргизии. Назывался он "Трудная переправа". В картине рассказывается о первых месяцах ожесточенной борьбы с феодальной знатью за установление народной власти в республике.
Вскоре после этого вышел первый фильм Толомуша Океева "Небо нашего детства". Режиссер, так же, как и Убукеев, работал со своим другом Кадыржаном Кыдыралиевым.
Публика очень тепло приняла эту картину. Ее показывали в Италии, Германии, России. Кроме того, она вошла в 100 лучших кинолент мира.

Как молодые люди творили "кыргызское чудо"

1960-е стали знаменательными для кыргызского кино. В республику вернулись амбициозные, получившие высшее образование в лучших университетах Союза профессионалы. В год стали выпускать от пяти до десяти фильмов, которые пользовались популярностью у зрителей.
Тогда же на большие экраны вышла картина Болота Шамшиева о Саякбае Каралаеве. Это первый фильм молодого режиссера — ему тогда было 22 года. Сценарий стал дипломной работой Шамшиева во ВГИКе.
Геннадий Базаров, будучи студентом, снимает "Материнское поле". К слову, фильм пришелся по душе не только кыргызским зрителям — его тепло приняли и в других советских республиках.

Кинорежиссер Тологон Сыдыков, вспоминая те годы, рассказывает, что работы кыргызстанских кинематографистов очень ценились.
Тологон Сыдыков
кинорежиссер
"Им было по 22-24 года, и они делали большое кино. Это было рождением "кыргызского чуда"! Как только оператор Кадыржан Кыдыралиев снял 2-3 фильма, его сразу пригласили преподавать операторское дело в Москве. Но он решил остаться во Фрунзе и снимать фильмы дальше. Предложений переехать было немало, но режиссеры и операторы оставались на родине и снимали свое кино", — вспоминает Сыдыков.

Первый блокбастер

Через два года Геннадий Базаров выпустил картину "Засада". Она сразу стала самой популярной в СССР. Фильм отличается от тех, что выпускали ранее кыргызские режиссеры.
Это настоящий блокбастер, который показал, что киноиндустрия в советской Киргизии вышла на новый уровень.

Работа с московскими режиссерами

Большое влияние на развитие кинематографа оказало сотрудничество с режиссерами из Москвы. Многие из них мечтали снимать по произведениям Чингиза Айтматова.
В 1961 году во Фрунзе приехал Александр Сахаров, чтобы снять фильм "Перевал" по повести Айтматова "Тополек мой в красной косынке".
Через пару лет знаменитая режиссер Лариса Шепитько выпускает "Зной" по мотивам повести "Верблюжий глаз".
И, наконец, в 1965 году Андрей Кончаловский снимает знаменитый фильм "Первый учитель". Он сразу стал популярен не только в СССР, но и за границей.

Фильм кыргызского режиссера номинирован
на "Оскар"

Работы кыргызских мастеров кино со временем составили конкуренцию асам с мировыми именами. Фильм Толомуша Океева "Лютый" номинировали на "Оскар" как лучшую иностранную картину. В этой же номинации были представлены работы Федерико Феллини и Акиры Куросавы.
Работа Океева стала первым отечественным фильмом, который выдвинули на эту престижную награду.

Первый мультфильм

Вскоре стало ясно, что режиссеры из Киргизии могут снимать не только художественные фильмы. В 1977-м при "Киргизфильме" запустили амбициозный проект по выпуску мультфильмов. Команду возглавил Сагын Ишенов.

Уже на следующий год на большие экраны вышел первый мультфильм, сделанный в Киргизии, — "Цифры спорят".
Над ним трудились известный поэт Жолон Мамытов, а также писатель Ашым Жакыпбеков. Работа команды мультипликаторов прекратилась после распада СССР.

Кыргызстанский фильм, заработавший
100 миллионов долларов
в прокате

К концу 1980-х кыргызстанские кинематографисты были известны не только в СССР, но и за его пределами. В 1984 году Болот Шамшиев очередной раз доказал, что кыргызское кино может составить конкуренцию даже работам московских режиссеров.
Его фильм "Волчья яма" вошел в список самых кассовых советских картин, которую показывали не только в СССР, но и за границей. В общей сложности на этом фильме удалось заработать больше 100 миллионов долларов. Криминальную драму посмотрели около 21 миллиона человек.
Шамшиеву удалось собрать здесь лучших киноактеров из Киргизии, Казахстана, Украины и России. В ленте рассказывается о человеке, ставшем преступником и нашедшего силы изменить судьбу. Кинокритики писали, что фильм "получился жестоким, суровым и честным".

"Кыргызское чудо" — так назвали советский кинофеномен шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Это фильмы о степном народе, созданные молодыми режиссерами. После легендарных Океева и Шамшиева, которые стояли у истоков "чуда", в "Киргизфильм" пришли Каридин Акматалиев, Жали Соданбек и Артык Суйундуков.
После распада Союза выпуск фильмов кыргызстанскими режиссерами снизился в несколько раз. Возродить чудо смогут уже современные режиссеры.
Редактор
Светлана Федотова

Дизайнер

Даниил Сулайманов

Фото, видео
Александр Федоров, Национальная киностудия "Кыргызфильм" имени Толомуша Океева

Источники
Учебник Екатерины Лузановой "Киноискусство в Кыргызстане", книга Александра Федорова "Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей", каталог фильмов Национальной киностудии "Кыргызфильм", биографическая повесть Леонида Дядюченко "Толомуш Океев", художественно-документальная книга Мамасалы Апышева "Суймонкул Чокморов", произведение Эдилбека Сарыбаева "Кадыржан Кыдыралиев: Постигая мир красоты и тревог", открытые источники.