Комбайнер осматривает технику во время уборки пшеницы на полях. Архивное фото

Как "перезагрузить" сельское хозяйство в КР? Об экономике и не только

213
(обновлено 12:19 02.06.2020)
О том, с какими трудностями сталкиваются фермеры в Кыргызстане и что такое кластерная система управления сельским хозяйством, поговорили ведущие и гость программы "Об экономике и не только с Кубатом Рахимовым"
Как "перезагрузить" сельское хозяйство КР? Об экономике и не только

Пандемия COVID-19 поставила вопрос о необходимости большего сближения стран Евразийского экономического союза в вопросах товарооборота и продовольственной безопасности. Кыргызстан сегодня не может обеспечить себя пшеницей, мясом и растительным маслом. При рыночной экономике такая ситуация не страшна: если в стране чего-то не хватает, это можно импортировать.

Однако ситуация с коронавирусом заставила каждое государство ЕАЭС пересчитать свои продуктовые ресурсы, чтобы приоритетно обеспечить ими собственное население. И пусть за время ЧС в Кыргызстане не наблюдалось резкого роста цен на товары первой необходимости и их дефицита, текущие события заставляют страны союза задуматься над тем, чтобы организовать общий для ЕАЭС материальный резерв. В свою очередь Кыргызстан должен сделать выводы и начать ускоренно решать ключевые проблемы в аграрном секторе.

Что мешает фермерам в республике зарабатывать на своей земле? Почему система учета и прогнозирования Министерства сельского хозяйства не работает в современных рыночных условиях? Что такое кластерный подход к управлению сельским хозяйством? Как цифровизация способна помочь простому фермеру?

Эти и другие вопросы обсудили советник премьер-министра КР по вопросам сельского хозяйства Азамат Мукашев, советник премьер-министра по экономике Кубат Рахимов и ведущий программы Тимур Осмонов.

213
Теги:
Кыргызстан, экономика, сельское хозяйство, Фермеры, ЕАЭС, резерв, управление
По теме
Диалог Кыргызстана и Казахстана и газовый вопрос — об экономике и не только
Особый акцент: как развить сельское хозяйство и животноводство в КР
Рубрика радио Sputnik Кыргызстан Об экономике и не только

"Об экономике и не только": особенности цифровизации в КР

68
Ведущий программы Кубат Рахимов рассказал, чем процесс цифровизации в Кыргызстане отличается от аналогичных процессов в других странах и почему, одними из первых инициировав переход на "цифру", мы оказались среди отстающих.

В новом выпуске программы "Об экономике и не только" на радио Sputnik Кыргызстан он отметил, что процессы внедрения электронного документооборота и электронных услуг в республике развиваются неравномерно.

"Об экономике и не только": особенности цифровизации в КР
"Эксперты часто приводят в пример Эстонию. Страна почти полностью перевела государственные услуги и управление в цифровой режим, тем самым показав, что у маленьких государств есть преимущество для таких реформ. Мы тоже страна небольшая, но, запустив цифровизацию, допустили ошибку: вместо того, чтобы создать новый цифровой документооборот, начали оцифровывать аналоговую систему. В результате после одной инициативы идет откат, как, например, при введении биометрических паспортов с чипом и запоздалом внедрении цифровой подписи — есть единая база, но нет считывающих устройств для паспортов в госорганах", — объяснил Рахимов.

По его словам, первоначальная задача цифровизации проста — это структурный перевод "точек соприкосновения" государства и гражданина в удобный современный формат.

68
Теги:
Кыргызстан, цифровизация, экономика, государственные услуги, Кубат Рахимов
По теме
Причины слабого развития системы страхования в КР — "Об экономике и не только"
Заведующий отделом регулирования страховой деятельности Госслужбы регулирования и надзора за финансовым рынком Тимур Зулпукаров

Причины слабого развития системы страхования в КР "Об экономике и не только"

72
Ведущие и гости программы "Об экономике и не только" поговорили о важности активной работы страховых институтов и причинах нежелания населения и бизнеса страховать свое имущество.
Причины слабого развития системы страхования в КР – об экономике и не только

В эфире радио Sputnik Кыргызстан заведующий отделом регулирования страховой деятельности Госслужбы регулирования и надзора за финансовым рынком Тимур Зулпукаров сообщил, что сегодня в республике работают 16 страховых организаций.

"Одна из них государственная, пять с участием зарубежных акционеров и десять национальных. В стране есть семь обязательных видов страхования и более ста добровольных. Совокупный объем активов страховых организаций за 2020 год составил 4,8 миллиарда сомов — это не очень много, но все-таки какая-то часть экономики", — сказал Зулпукаров.

Генеральный директор одной из страховых компаний Кубан Аширкулов отметил, что для расширения охвата услугами страхования требуются усилия как государства, так и бизнеса.

Генеральный директор одной из страховых компаний Кубан Аширкулов на радио Sputnik Кыргызстан
© Sputnik / Асель Сыдыкова
Генеральный директор одной из страховых компаний Кубан Аширкулов
"Уровень проникновения страхования в стране определяется соотношением размеров страховых премий к ВВП и по этому показателю к другим государствам. <...> Кроме государственного регулирования, необходима ответственность бизнеса и населения. Популяризация страхования для населения должна идти благодаря демонстрации практических примеров. Так, недавно, перед учебным годом, в Таласской области сгорел новый детский сад, и благодаря тому, что он был застрахован, возобновление его работы будет проведено в короткие сроки", — пояснил Аширкулов.

Ведущий программы "Об экономике и не только" Кубат Рахимов заявил, что услуги страхования слабо продвигаются в регионах, так как крупным игрокам неинтересно работать на маленьком рынке.

Советник премьер-министра, экономист Кубат Рахимов
© Sputnik / Досхан Нусупбеков
Советник премьер-министра Кубат Рахимов
"Эту проблему необходимо решать через цифровые механизмы, в конце концов, почти у всех есть смартфоны, и покрытие связью у нас практически повсеместное. Есть проблема и с тем, что в регионах у населения зачастую нет правоопределяющих документов на имущество. К тому же мы очень долго бьемся над механизмами обязательного страхования. Вопросы между автомобилистами, которые попадают в ДТП, до сих пор разрешаются на месте, а не в рамках работы страховых механизмов. Более того, не все государственные объекты застрахованы — результат виден на примере сгоревшего здания Сузакского айыл окмоту", — сказал Рахимов.

По его словам, необходимо установить жесткие требования к обязательному страхованию, в котором должны быть задействованы как государственные, так и частные организации.

72
Теги:
Кыргызстан, страхование, экономика, государство, бизнес, Кубат Рахимов
По теме
Почему не прошел закон о финтехе — "Об экономике и не только"
Пограничник на КПП на российско-казахстанской границе. Архивное фото

Перевозка товаров в РФ через Казахстан договорились о новых правилах

191
(обновлено 22:20 25.10.2021)
О нововведении перевозчикам и экспортерам рассказал заместитель министра экономики Эльдар Алишеров. Запускается пилотный проект.

БИШКЕК, 25 окт — Sputnik. Новый порядок перевозки товаров через Казахстан в Россию определили власти Кыргызстана и РК.

Как сообщили в пресс-службе Министерства экономики и коммерции КР, 22 октября был подписан порядок реализации пилотного проекта мониторинга товаров и транспорта, следующих из Кыргызстана в Казахстан и Россию, а также в обратном направлении. Об этом представителям бизнес-ассоциаций и грузоперевозчикам рассказал заместитель министра Эльдар Алишеров.

По его словам, данный порядок предусматривает применение электронных идентификаторов (навигационных пломб) при осуществлении международных автомобильных грузоперевозок. Согласно порядку, казахская сторона не будет проводить контрольно-досмотровые мероприятия в отношении грузовых авто из Кыргызстана при их транзитном передвижении по территории Казахстана в Россию, а также в обратном направлении.

Флаги Кыргызской Республики и Евразийского экономического союза
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев
При этом отечественным экспортерам необходимо обязательно иметь электронные счета-фактуры по экспортным операциям (ЭСФ). В случае отсутствия ЭСФ при пересечении границы с учетом имеющихся рисков Государственный комитет доходов Министерства финансов РК имеет право вернуть грузовики в Кыргызстан.

Казахстанская сторона при въезде транспорта на ее территорию устанавливает навигационные пломбы на грузовые автомобили без проведения досмотра. Проведение дополнительных видов контроля в отношении грузовиков, следующих из КР в РК, по ранее допущенным нарушениям, осуществляется по прибытии транспорта в пункт назначения, пояснил Алишеров.

191
Теги:
Кыргызстан, Казахстан, перевозка, товар, договоренность, Эльдар Алишеров
По теме
Товары на границе с Китаем теперь будут грузить в другом месте — кабмин КР
Что Садыр Жапаров сказал главам стран ЕАЭС на онлайн-заседании
Поддержит ли кабмин КР предложение нефтетрейдеров снизить налоги на ГСМ