Советник премьер-министра по экономике Кубат Рахимов на радио Sputnik Кыргызстан. Архивное фото

Зачем Кыргызстану нужен горный кодекс об экономике и не только

196
В новом выпуске программы ведущие и гости эфира разбирались, почему в Кыргызстане вновь актуально создание горного кодекса и как он повлияет на горнодобывающую промышленность.

Указом президента КР Садыра Жапарова начата разработка горного кодекса, чтобы воссоздать целостность системы законодательства в области недропользования. Как заявили в аппарате президента, все недра должны разрабатываться национальной горнодобывающей компанией со стопроцентным участием государства в уставном капитале. Депутатам парламента поручено разработать к 1 июля 2021 года горный кодекс.

Профессор, заведующий кафедрой геодезии и маркшейдерского дела Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов имени У. Асаналиева Ишенбай Чунуев в эфире радио Sputnik Кыргызстан отметил, что горный кодекс необходим из-за систематических проблем в отрасли на протяжении тридцати лет независимости.

"Это конфликты с местным населением, несовершенство отношений между ведомствами, Водным кодексом и так далее. У нас сейчас есть 19 кодексов, а горного нет. Вопросы отрасли регулировал Закон "О недрах", но он всегда решал сиюминутные задачи. Если были изменения в Налоговом кодексе, то они отражались и на законе. Таким образом изменения, которые вносились последние два-три года, отвернули функционал закона от того, ради чего он создавался. Кыргызская горная ассоциация приняла инициативу с воодушевлением — это необходимость сегодняшнего дня. Разработать кодекс можно за несколько месяцев, но самый главный вопрос — это его гармонизация с другими документами, которые регулируют смежные процессы", — сказал Чунуев.

Независимый эксперт, член межведомственных и правительственных комиссий по горнорудной промышленности Алик Джанузаков подчеркнул, что горный кодекс должен стать своеобразной "дорожной картой" для инвесторов, приходящих работать в отрасль.

"Надо понимать, что такое горная отрасль для страны. В 70–80–х годах она давала до 60 процентов ВВП республики. Мы были узнаваемы на планете, потому что у нас были такие гиганты, как Кыргызский горнометаллургический комбинат, где выпускалось минимум шесть элементов, которые были эталоном чистоты в мировом масштабе", — рассказал Джанузаков.

Ведущий программы, советник премьер-министра КР по экономике Кубат Рахимов отметил, что в горном кодексе необходимо учесть все недостатки прошлой системы, чтобы вывести некоторые вопросы из тупика.

"Единственное, что смущает, — пока непонятно, какое ведомство будет полноценно отвечать за горную отрасль. У нас есть некоторое абстрактное Министерство энергетики, в котором столько собрано, что и за два года не разобраться. Думаю, что в ближайшие месяцы восстановят некую структуру, которая будет отвечать за эти вопросы", — сказал Рахимов.

Он добавил, что для того, чтобы регулировать вопросы влияния человеческого фактора на природу в Кыргызстане, может быть актуально создание "зеленой" прокуратуры, которая регулировала бы экологические вопросы.

196
Теги:
Кыргызстан, промышленность, полезные ископаемые, ВВП, Министерство энергетики и промышленности КР
По теме
Из чего состоит платежный баланс Кыргызстана? Об экономике и не только
Рубрика радио Sputnik Кыргызстан Об экономике и не только

Поможет ли карточная система сдержать цены на ГСМ? "Об экономике и не только"

60
Ведущий программы экономист Кубат Рахимов рассказал, как карточная система распределения бензина и дизельного топлива способна замедлить рост цен.

В Кыргызстане устойчиво дорожают нефтепродукты. Это связано как с ростом отпускных цен на российских заводах, так и с введением экологического стандарта. Некоторые эксперты уверены, что рост продолжится, а у республики в ближайшей перспективе не будет возможности производить собственные ГСМ, то есть она полностью зависит от внешнего рынка.

Поможет ли карточная система сдержать цены на ГСМ? "Об экономике и не только"

В эфире радио Sputnik Кыргызстан Рахимов отметил, что у правительства все-таки есть инструменты, которые можно задействовать для сдерживания цен.

"Один из них — квотирование и карточная система. Дефицит топлива наблюдается не только в импортозависимых странах, но и в странах-производителях. В Казахстане, например, несмотря на то, что он является крупным поставщиком нефтепродуктов, не стесняются использовать карточную систему для сдерживания цен. Этот способ мог бы быть актуальным и в Кыргызстане, так как ряд покупателей имеют накопительные или дисконтные карты, а значит, информация о них есть. Если на автомобиль тратится 50 литров топлива в месяц, такой квоты вполне хватило бы для временного сдерживания потребительского спроса. С другой стороны, эта система больно ударит по общественному транспорту и таксистам", — уточнил Рахимов.

По его словам, власти должны рассмотреть возможность размораживания работы нефтеперерабатывающих заводов в стране и продолжать переговоры об увеличении квоты на поставки ГСМ.

60
Теги:
Кыргызстан, ГСМ, бензин, цены, рост, экономика, рынок
По теме
Рахимов: кыргызстанцы часто переплачивают за бренды и упаковку
Ведущий программы Об экономике и не только экономист Кубат Рахимов. Архивное фото

Рахимов: кыргызстанцы часто переплачивают за бренды и упаковку

214
Ведущий программы "Об экономике и не только" экономист Кубат Рахимов рассказал, что могут сделать крупные торговые сети, чтобы продавать товар дешевле.

Полный комментарий слушайте в аудиоверсии.

Рахимов: кыргызстанцы часто переплачивают за бренды и упаковку

В программе "Об экономике и не только" на радио Sputnik Кыргызстан эксперт отметил, что для ясности образования цены на те или иные продукты в крупных торговых сетях можно применить систему "двойных ценников".

"В развитых странах для сдерживания роста цен на основные продукты при реализации в крупных торговых сетях законодательно применяются меры для того, чтобы люди знали, сколько стоит товар без упаковки. Для социального аспекта в экономике выгодно, чтобы люди покупали и искали товары дешевле. В Кыргызстане часто переплачивают за бренд и упаковку, тогда как аналогичный товар можно приобрести дешевле. Думаю, пора перейти к системе "двойных ценников" в супермаркетах, когда обозначается цена как за товар с упаковкой, так и просто по весу. Это поможет направить усилия производителей в сторону снижения цен", — сказал Рахимов.

Он добавил, что дисгармония между ценами и доходами населения всегда временное явление и в то же время повышение цен на продукты в КР сможет научить население выбирать товар в соотношении "качество — цена", а не благодаря рекламе.

214
Теги:
Кыргызстан, экономика, товары, цены, рост, инфляция, экономия
По теме
Удаленная медицина как вид бизнеса — "Об экономике и не только"
Ключи от автомашины, деньги и открытое приложение на телефоне. Иллюстративное фото

Штрафы за нарушение ПДД на 70% ниже Жапаров подписал закон

0
(обновлено 19:23 04.08.2021)
В законе есть перечень нарушений, штраф по которым составит 300 сомов, если его оплатить в течение 30 дней.

БИШКЕК, 4 авг — Sputnik. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон, предусматривающий снижение штрафов за некоторые нарушения Правил дорожного движения.

Закон был принят Жогорку Кенешем 30 июня.

В нем говорится, что если оплатить в течение 30 календарных дней со дня получения постановления размеры штрафов уменьшаются на 70 процентов. Таким образом, сумма будет составлять 300 сомов вместо 1000.

О каких нарушениях речь:

  • нарушение правил пользования мотошлемами или ремнями безопасности;
  • превышение водителями установленной скорости движения на величину свыше 10 км/час, но не более 20 км/час;
  • невыполнение требований дорожных знаков, требований разметки проезжей части дороги (за исключением нарушений правил обгона или маневрирования с выездом на полосу встречного движения);
  • нарушение правил остановки или стоянки;
  • несоблюдение безопасной дистанции, интервала либо нарушение расположения машин на проезжей части или нарушение правил движения по автомагистралям;
  • невыполнение требований ПДД об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика;
  • нарушение правил обгона или маневрирования без выезда на полосу встречного движения;
  • нарушение правил пользования внешними осветительными приборами либо предупредительными сигналами (за исключением требования движения на всех механических транспортах в светлое время суток вне населенных пунктов с включенным ближним светом фар).

Закон устанавливает, что штрафы по вышеперечисленному, за исключением нарушений правил пользования мотошлемами или ремнями безопасности, не оплаченные до вступления в силу нормы, подлежат оплате в соответствии с его нормами с аннулированием пени и восстановлением льготного срока.

"Безопасный город" начал работать на улицах Бишкека и некоторых автодорогах страны в марте 2019 года. Через несколько месяцев после волны возмущений правительство пошло на снижение суммы штрафов.

0
Теги:
Кыргызстан, нарушение, ПДД, Садыр Жапаров, закон
По теме
"Ситуация резко обострилась" — начальник ГУОБДД обратился к водителям в КР
Борьба против пьяных водителей — печальные итоги рейда в Чуйской области