Эксперт: нельзя учить истории КР без истории России и СССР

© Sputnik / Евгений Епанчинцев / Перейти в фотобанкШкола. Архивное фото
Школа. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Специалист столичного управления образования Чинара Бактыгулова считает, что сокращение часов преподавания истории не позволяет в полной мере дать ученикам представление о родной истории, неразрывно связанной с историей России и Советского Союза.

БИШКЕК, 24 фев — Sputnik. Главный специалист отдела развития образования управления образования мэрии города Бишкека Чинара Бактыгулова ответила на вопросы корреспондента Sputnik о сокращении часов преподавания истории в школах.

— Как сокращение часов учебной программы по истории влияет на качество преподавания предмета?

Сокращение предмет-часов снизит уровень образования, считает эксперт
— По советским стандартам у нас в школах было пять часов истории в неделю. Это время отводилось под изучение мировой истории, а после первого сокращения получилось по два часа на преподавание истории Кыргызстана и мировой истории. Позднее часы на историю КР сократили до одного часа в неделю.

Двенадцать лет назад произошло еще одно сокращение по часу с мировой истории, выделив это время для изучения предмета "Этика".

В итоге сейчас мы имеем по одному часу в неделю на преподавание мировой истории и истории нашей страны. История Кыргызстана у нас есть во всех школах, и даже с излишком. Но мы должны преподавать ее в неразрывной связи с мировой историей.

Вот дети сейчас, например, ничего не знают о втором съезде РСДРП, который в свое время мы так тщательно изучали, а ведь там были и кыргызстанцы. Сегодняшние дети уже намного меньше знают про Вторую мировую войну, кто и где командовал, про этапы, названия городов-героев. Хочу отметить: важно не просто знать, нужно уметь сопоставлять, анализировать.

Программы издают почти каждый год как для школ с русским, так и с кыргызским языками обучения. Однако учебников для русских школ у нас в Кыргызстане вообще нет.

В приказе Министерства образования позиции по рекомендациям учебников и учебных пособий "Мировая история для школ с русским языком обучения" и для всех школ "Человек, общество, экономика" остаются пустыми. Это означает, что у нас нет по ним ни учебников, ни каких-либо учебных пособий.

И если столичные ученики, обладающие русским языком, еще как-то могут найти информацию из различных источников в Интернете, то вот, например, учащимся с юга КР очень тяжело. Многие из них не знают ни русского языка, ни истории.

— Как же учителя преподают без учебников? Может, по советским изданиям?

"Модель школьного образования" требует дополнительного образования
— Нет, советские учебники у нас списаны. Учителя кто как может сами выходят из этого положения. Может, кто-то и пользуется списанными учебниками по тем темам, которые соответствуют программе, выпускаемой Кыргызской академией образования совместно с Минобразования. В школах с кыргызским языком обучения в этом плане легче, там есть эти учебники.

Наверное, есть потребность в восстановлении старых учебников, которые были при Советском Союзе. Ведь мировая история неизменна, и история нашей родины — это ее часть. Если из преподавания выпадают Российская империя, Россия и Советский Союз, то и история Кыргызстана получается неполной.

Вообще, у нас очень мало знают историю. Но хорошо, что есть проекты из гуманитарного цикла. Научные конференции такого рода проходят именно в школах, чтобы охватить как можно больше учителей и учащихся.

В нравственном воспитании нации важно просвещение родителей — эксперт
Для решения проблемы в первую очередь нам нужно увеличить количество часов преподавания предмета. Также нужны учебники, методические пособия для учителей, рабочие тетради для учащихся, видео- и аудиоматериалы, художественные и документальные фильмы, плакаты, карты — все то, что называется учебно-методическим комплексом. Без учебника урок — это не урок, а по истории крайне нужны карты. Мы сейчас пользуемся старыми или китайскими картами, которые очень часто напечатаны с ошибками.

И не только по истории ВОВ, а в целом по мировой истории. Может, это будет курс или факультатив сверх учебного плана. Военно-патриотическое воспитание — это тоже очень важный аспект в образовании.

Лента новостей
0