Проблему границ в ЦА надо решать путем обмена анклавов — эксперт

© Sputnik / Табылды КадырбековДуло автомата Калашникова. Архивное фото
Дуло автомата Калашникова. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Остроту нынешней ситуации придают кыргызстанские политики, которые воспользовались случаем и пытаются получить политический капитал, спекулируя на этой проблеме, уверен эксперт.

БИШКЕК, 24 мар — Sputnik. Ситуация на границе Кыргызстана и Узбекистана не перерастет в начало военных действий между странами, более того, это не та проблема, которую стоит обсуждать в ОДКБ, заявил Sputnik историк, политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов.

Пограничники на посту. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Приграничье от "А" до "Я", или Почему узбекские БТРы стоят в Ала-Буке
Обстановка на кыргызско-узбекской границе обострилась в конце прошлой недели, когда узбекская сторона выдвинула в район спорного участка границы между странами около 40 военнослужащих и бронетехнику, а Кыргызстан в ответ ввел усиление на своих рубежах. Свою обеспокоенность обострением ситуации уже выразили члены Постоянного совета ОДКБ, при этом граница между странами, как сообщили в среду в Госпогранслужбе Кыргызстана, по-прежнему охраняется в усиленном режиме.

Проблема из прошлого

По словам историка Аждара Куртова, проблема на границах между странами очень старая, и в этом, собственно говоря, ее корень.

Когда существовал Советский Союз, а еще раньше — Российская империя, как таковых границ между составляющими эти государства этносами и какими-то образованиями, имеющими автономный статус или статус союзных республик, в подлинном смысле не существовало, напоминает эксперт.

"Были один советский народ и разные национальности, но никто не придавал серьезного значения этой условной линии, где никогда не было пограничников. Но Советский Союз распался, и возникла необходимость строгой демаркации границ. Этот процесс в некоторых государствах Средней Азии до сих пор не закончен", — объясняет Куртов.

И речь, как продолжает эксперт, не только об отношениях между Узбекистаном и Кыргызстаном: такие же сложности есть между Кыргызстаном и Таджикистаном, а также Узбекистаном и Таджикистаном.

Анклав всему виной

Эта проблема, поясняет политолог, очень непростая и связана еще и с тем, что исторически внутри Таджикистана и Кыргызстана существовали так называемые анклавы, заселенные этническими группами, принадлежащими другой бывшей союзной республике, а ныне — суверенному государству.

Анклавность, по словам историка, создает массу проблем как хозяйственного, так и, как оказалось, политического характера.

Флаг Кыргызстана. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Правительство КР не признавало Унгар-Тоо территорией Узбекистана
Обычно, приводит пример Куртов, такие ситуации решаются путем обмена территориями, когда на полюбовной основе между государствами заключается некое соглашение. Анклав ликвидируется, он соединяется какой-либо перемычкой с тем государством, к которому относится проживающий там этнос, а в ответ государство, которое передает свою территорию, получает некую равнозначную в другом месте.

Но в случае с Кыргызстаном это сделать достаточно сложно, отмечает эксперт.

Прежде всего потому, что это страна, "очень ревностно относящаяся к своему национальному достоянию".

Кыргызстан, по мнению Куртова, в постсоветский период стал известен тем, что его политики постоянно будоражили население и совершали государственные перевороты под лозунгами подлинной защиты национальных ценностей и интересов от своих же властей, которые что-то там продают кому-то.

Не обострение, а нагнетание

Такие эксцессы, напоминает историк, были и в 90-е годы в связи с заключением соглашений о передаче части территорий Кыргызстана Китаю, такие же эксцессы продолжаются и сейчас.

"Собственно говоря, остроту нынешней ситуации придают именно местные, кыргызстанские, политики, которые воспользовались случаем и пытаются получить политический капитал, спекулируя на этой проблеме", — уверен политолог.

МИД КР недоволен ответом Узбекистана по ситуации на границе
А проблема, по его словам, на самом деле не того порядка, чтобы стать в будущем источником каких-либо крупных угроз военного характера вроде возможного начала военных действий между Узбекистаном и Кыргызстаном. Тем более, по убеждению Куртова, проблема не такая уж значительная, чтобы выносить ее на обсуждение ОДКБ.

Действия же кыргызского руководства можно расценить как действия стороны, у которой нет достаточных ресурсов и которая пытается за чужой счет, в данном случае за счет стран ОДКБ, получить поддержку своей позиции, подытожил политолог. 

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора.

Лента новостей
0